Ситуационный центр мониторинга и контроля начал работу в Актобе. Аналогов этой платформе в Казахстане нет.
О работе центра рассказал руководитель управления цифровых технологий акимата области Сергей Беккер.
– Проект разработан в рамках инициатив акима области по трансформации регионов. За основу взята служба 911, работающая в США, но с дополненными функциями. Для работы в центре, который будет функционировать круглосуточно, были привлечены активные жители города, которые участвовали в группе трансформации. С их помощью выявили основные проблемные вопросы, имеющиеся в области. После чего совместно с холдингом «Зерде» проект был цифровизован: сделана архитектура электронного правительства, проведена масштабная работа по составлению базы данных. В частности, начаты паспортизация и инвентаризация абсолютно всех объектов. Таким образом, решаются главные задачи – проактивное управление и упреждающее обслуживание основных объектов городской инфраструктуры, – поделился Сергей Беккер.
Что такое упреждающее обслуживание. Это полная информация об основных объектах городской инфраструктуры, сроке эксплуатации. К примеру, зная срок эксплуатации светофоров, канализационных люков, ламп уличного освещения и другого, мы можем заранее вынести вопрос об их замене на обсуждение депутатами маслихата города.
Если говорить простым языком, эта цифровая платформа интегрирована Open Aqtobe. Как объяснил главный IT-шник области, каждый актюбинец, скачав приложение, может активно участвовать в искоренении проблем, обращаться с вопросами, предложениями. Для этого достаточно зайти на ресурс, зарегистрироваться и, к примеру, нажав на зеленую иконку с надписью «Добавить заявку», сообщить о проблеме с указанием адреса, можно приложить фото и видео.
– Заявка и обращение граждан мгновенно появляются на мониторах наших диспетчеров, дальше вступает в силу разработанная нами система контроля работ подрядных организаций. Диспетчер, принявший обращение, проверяет его корректность, создает задание и по специальной карте определив подрядчика, ответственного за этот участок, назначает исполнителя, – объясняет Сергей Беккер. – Но на этом дело не заканчивается. Исполнитель, принявший задание на свой смартфон, должен не просто выполнить его, но и отправить подробный фотоотчет с привязкой к местности. Только после этого диспетчер, проверив исполнение, закрывает задание и представляет заявителю отчет о его выполнении.
Эта цифровая платформа, как заверил Сергей Беккер, признана представителями Всемирного банка зрелым решением, рассматривается вопрос финансирования. К слову, для платформы уже разработана 3D модель пока несуществующего района Батыс-3 со всей архитектурой и инженерными сетями. Важно отметить, что ситуационный центр становится фундаментом для работы экстренных служб. Планируется паспортизация пожарных гидрантов для удобства работы сотрудников ЧС с точным указанием геолокации. Налаживается взаимодействие экстренных и других служб. Центр становится системообразующим звеном управления всеми процессами. Будет вестись сбор данных по экологическим вопросам – состояние погоды, загрязнение воздуха и многое другое. А также мониторинг состояния ЖКХ, актуальные зимой — вопросы по пунктам обогрева, вплоть до наличия топлива на заправках. Все это и есть проактивное управление, отмечают специалисты центра.
– Работа над проектом не прекращается, необходимо создание подробного цифрового двойника города. Мы планируем открыть лабораторию беспилотной техники, у нас уже есть такой опыт. Пролететь над городом в минус 35 с тепловизором и понять, где потери тепла. Или, например, помогать сельхозникам и МЧС при наводнениях. Выполнять работу по выявлению индексов влажности, листового покрытия, всхожести, – добавил Сергей Беккер. – В целом можно отметить, что ситуационный центр построен в рамках эталонного стандарта умных городов. Проводятся анализ и актуализация процессов работы всех сфер. Диспетчер центра, допустим, может видеть каждый самосвал, который вывозит снег с городских улиц, каждый люк канализационного колодца или другие объекты инфраструктуры.
Отметим, в центре круглосуточно будут вести дежурство представители всех областных управлений и департаментов, а также работники прокуратуры и полиции.
Для удобства получен номер контактного центра 1300, куда можно будет обращаться по абсолютно любым вопросам. При необходимости обращения будут переадресовываться в соответствующие органы или же сразу даваться исчерпывающая информация. К слову, в центр набирают универсальных диспетчеров. Требуются инженеры ГИС, есть вакансия психолога. Подать резюме можно через кнопку «Народный контроль» в приложении Open Aqtobe.
Санат РАШ