Многие компании в момент экономического кризиса оказались между двух огней: с одной стороны, неплатежеспособность большинства покупателей привела к замораживанию в дебиторской задолженности и без того дефицитных денежных средств, с другой — требования поставщиков и кредиторов погасить задолженность, отказ работать на условиях товарного кредита. Эта ситуация привела к тому, что большинство компаний предприняли действия, которые лежат на поверхности, вроде замораживания инвестиций, повсеместного сокращения производства. Хотя резервы для выживания лежат не в области повсеместного сокращения всего, а в оптимизации собственных внутренних процессов и в первую очередь в области управления финансами.
Поэтому одной из основных задач любой компании является корректное планирование денежных потоков и контроль за использованием денежных средств. Однако в условиях бурного роста экономики и благоприятной конъюнктуры рынка руководители компаний не всегда уделяли необходимое внимание качеству его реализации и тому, как используется этот инструментарий. Особенно болезненно отсутствие действенных инструментов управления финансами проявилось в условиях ухудшения «самочувствия» предприятий вследствие кризиса.
Даже самое прибыльное предприятие может оказаться в ситуации, когда в определенный момент не хватает денежных средств для погашения своих обязательств в необходимом объеме. Эффективная система оперативного финансового планирования позволяет наиболее рационально использовать собственные и заемные денежные средства путем определения сроков совершения финансовых операций, синхронизации поступлений и выплат и своевременного прогнозирования возможности возникновения кассовых разрывов. Поэтому, если в компании большое количество внеплановых платежей, часто возникает необходимость срочного привлечения кредитов для покрытия дефицитов, но сложность получения «быстрых» кредитов для перекрытия внезапно возникшего дефицита, как правило, заставляет компании более пристально присмотреться к существующей системе финансового планирования. Использование в компаниях финансового плана ради плана могло не приводить к дефициту денежных средств, руководство часто было довольно «наличием» системы планирования, отсутствием кассовых разрывов, а значительная прибыль позволяет ему покрыть возникающие дополнительные расходы. Большое количество поставщиков на рынке и отсутствие необходимости экономить на расходах также позволяло многим компаниям не отслеживать своевременность платежей по договорам (если что можно заменить поставщика). Такая ситуация была характерна в период благоприятного экономического условия, и рост бизнеса часто позволял «закрывать глаза» на несовершенство механизмов финансового управления.
Но в условиях кризиса существенно снизился спрос на продукцию, упали объемы реализации, что привело к уменьшению денежных поступлений. Объем платежей компаний изменился незначительно, соответственно существенно возросла вероятность возникновения кассовых разрывов. Платежеспособность компаний снизилась. Поставщики, также испытывающие проблемы, стали более требовательны к выполнению условий договоров и своевременной оплате услуг и товаров, из-за этого возникла угроза срыва поставок. Одновременно у компаний возникли проблемы с получением кредитных ресурсов, кредиты стали более дорогими, что закрывало возможности привлечения необходимых денежных средств со стороны. Ситуация «неправильно спланировали — потом как-нибудь исправим» перестала устраивать многих. Таким образом, в условиях недостатка ликвидности инструменты планирования средств приобрели особую актуальность.
Условия ограниченности собственных и заемных денежных ресурсов требуют более точного прогнозирования движения средств для выявления возможностей возникновения кассовых разрывов и оптимизации денежных потоков. Крайне актуален вопрос о синхронизации планируемых поступлений и выплат для максимально эффективного использования собственных денежных средств.
Наиболее подходящим решением в этих условиях может стать совершенствование системы оперативного планирования денежных средств.
Если вы хотите решить свои финансовые проблемы, не откладывайте, звоните: 76-10-52, 90-67-73!
Антикризисный проект реализуется при участии АГФ НДП «Нур Отан», ОФ «Фонд социально-экономического развития «Береке-Даму».
Авторы проекта: Р. Храпов (г.Москва), независимый финансовый советник, член Financial Planning Assosoiation (США), руководитель проекта «Реальная Финансовая Грамотность», автор книги «Деньги vs Жизнь.
Как выбраться из долгов и начать жить богатой жизнью» и ряда статей по личным финансам; А. Канатбаева,директор ОФ «Фонд социально-экономического развития «Береке-Даму», член АГФ НДП «Нур Отан».