Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Курсом модернизации

С принятием нового закона все субъекты национальной экономики получают возможность использовать многообразный механизм поддержки

За 20 лет независимости в непростых условиях трансформации общества Казахстан сумел создать преуспевающую экономику и обеспечить достойное социальное благосостояние своим гражданам. Во многом эти результаты достигнуты благодаря Лидеру Нации — Нурсултану Абишевичу Назарбаеву, политический курс которого всегда тщательно выверен, реализуем на практике и рассчитан на будущее. Сегодня, в дни празднования юбилея Независимости, страна вступила в новый этап своего развития — десятилетие ускоренной модернизации, программные установки которого изложены в Стратегии «Казахстан-2020». По сути это уже третий этап развития страны, задачами которого являются модернизация, благополучие народа, инновации и интеграция. Цель нового курса — вывести Казахстан на уровень процветающих стран мира.

Лично у меня нет сомнения в реализации этих целевых установок, так как инструментом достижения новых задач избран путь к инновационной экономике. Как показывает мировой опыт, нужно только найти правильный вектор своего развития, а не уповать на зарубежные аналоги. В наших условиях оправданной и объективно обоснованной является ставка на инновации именно в промышленном секторе. Следует отметить, что промышленному развитию и инновационной ориентации экономики в государственном строительстве в Казахстане всегда уделялось первоочередное внимание.

Нет необходимости подчеркивать, насколько сложно было решать эти задачи в первое десятилетие нашей независимости. Но уже в 1997 году они нашли свое отражение и практическую разработку в Стратегии развития Казахстана до 2030 года, которая и сегодня является базовой общенациональной программой на долгосрочный период. И она оправдала себя, обеспечив национальной экономике хорошую базу для устойчивого развития. Благодаря этому, начиная с 2003 года в республике последовательно осуществляются различные стратегии и государственные программы, нацеленные на экономическую модернизацию за счет реализации курса на инновационное развитие.

Первой из них стала инициированная Президентом Стратегия индустриально-инновационного развития. Как акиму Актюбинской области, мне пришлось принимать самое непосредственное участие в продвижении инвестиционных проектов региона. Благодаря им была проведена модернизация промышленности региона, и инновации начали активно работать на экономику страны. Сама Актюбинская область вскоре стала одним из признанных лидеров национальной экономики, в которой обрабатывающий сектор промышленности до сих пор развивается опережающими темпами. Как и в других регионах, актюбинский прорыв стал возможным благодаря мощной поддержке государства. Именно в тот период была сформирована законодательная база для инновационного развития республики. Были заложены основы формирования национальной и региональных инновационных систем, созданы первые технопарки, организованы Национальный инновационный фонд и другие институты государственной поддержки инновационной деятельности.

В настоящее время курс на инновационное развитие нашел свое дальнейшее продолжение. По поручению Главы государства реализуются многоцелевые программные документы. Базой для разработки ряда программ стала Государственная программа форсированного индустриально-инновационного развития на 2010-2014 годы (ГП ФИИР). Одновременно выполняются программы: Карта индустриализации страны на 2010-2014 гг., включающая два уровня (национальный и региональный); «Дорожная карта бизнеса-2020»; «Схема рационального размещения производственных мощностей до 2015 г.»; «Производительность-2020».

В рамках реализации этих программ в регионах утверждены комплексные территориальные программы развития на пятилетний период. На отраслевом уровне приняты 22 государственные программы развития приоритетных отраслей национальной экономики. Все эти и другие документы направлены на новое технологическое развитие страны и дальнейшую диверсификацию экономики. Не стоит забывать, что все эти программы были разработаны и приняты в условиях глобального финансового кризиса мировой экономики. В Казахстане они рассматриваются как эффективный инструмент посткризисного развития республики.

Следует подчеркнуть, что с началом реализации ГП ФИИР потенциал отечественной экономики значительно вырос. За 2010 год валовой внутренний продукт по сравнению с предыдущим годом увеличился на 7%. Этот показатель является одним из лучших в странах СНГ. Прирост промышленного производства за тот же период составил 10%. Весомый вклад в этом принадлежит обрабатывающим отраслям, которые достигли прироста на 18,4%.

Вместе с тем Глава государства отметил важность реализации программы форсированного индустриально-инновационного развития. «Сложность этой задачи сравнима со строительством государства. После вступления в Таможенный союз стало ясно, что во времена СССР Казахстан развивался исключительно как сырьевой придаток, Беларусь — как страна отверточного производства, и только Россия имела промышленность, но и Российская Федерация сильно уступает Европе. Не важно, сколько людей работает, но производительность труда на первом месте. Производительность за собой тянет технический прогресс», — отметил Президент. Поэтому повышение производительности труда является одной из главных задач ГП ФИИР на современном этапе.

На это обратили внимание и депутаты верхней палаты Парламента РК, получив подготовленный в Правительстве проект нового Закона «О государственной поддержке индустриально-инновационной деятельности». С принятием закона улучшится решение целого ряда вопросов. Это низкая конкурентоспособность отечественной продукции и ее несоответствие требованиям международных стандартов; отсутствие интегрированных комплексов с полным циклом производства от добычи до выпуска продукции с высокой степенью товарной готовности; высокая энерго-, трудо- и материалоемкость продукции; дефицит квалифицированных кадров; низкий уровень сервиса и отсутствие конкуренции; недостаточная обеспеченность отраслей необходимой инфраструктурой; малая емкость и рассредоточенность внутреннего рынка. Кроме того, в связи с подготовкой проекта нового закона необходимо принятие еще одного закона — «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственной поддержки индустриально-инновационной деятельности».

В концептуальном плане в основном законопроекте нашли отражение такие аспекты, как включение отдельным разделом норм, регламентирующих индустриально-инновационную деятельность, деятельность национальных институтов по развитию местного содержания и экспорта, технологическому развитию. В проекте закона лучше увязывались уже созданные инструменты поддержки инновационной деятельности с новыми. С образованием национального института по технологическому развитию были очерчены его функции и полномочия как основного субъекта развития инновационной системы Республики Казахстан.

В законопроекте были отражены вопросы создания и функционирования технопарков, центров коммерциализации, конструкторских бюро, отраслевых центров. В связи с началом работы Таможенного союза предлагалось заменить понятие «казахстанское содержание» на «местное содержание» в законодательных актах Республики Казахстан. В проекте закона были усилены меры прямой финансовой государственной поддержки; финансирования, включая софинансирование, индустриально-инновационных проектов, лизинговое финансирование; предоставление гарантийных обязательств и поручительств по займам; кредитование через финансовые институты; субсидирование ставки вознаграждения по кредитам; осуществление инвестиций в уставные капиталы.

По поручению Президента страны в новом законе должны найти отражение конкретные меры по повышению производительности труда, внедрению кластерного выпуска готовой продукции с добавленной стоимостью, основанного на опыте Финляндии и других развитых стран. Целью законопроекта «О государственной поддержке индустриально-инновационной деятельности» являются повышение конкурентоспособности национальной экономики на основе стимулирования развития приоритетных секторов промышленности и предоставление мер государственной поддержки субъектам инновационной деятельности. Для глубокого и комплексного рассмотрения названных законопроектов Комитетом по экономическому развитию и предпринимательству создана специальная рабочая группа. В ее состав вошли работники аппарата Сената, ученые, высококвалифицированные специалисты и научные работники, представители государственных органов, научных и общественных организаций, независимые эксперты.

В основном законопроекте нужно было дать четкое определение понятий, связанных с инновационной деятельностью. Надо было определить компетенцию Правительства и других государственных органов, осуществляющих поддержку инновационной деятельности, а также порядок предоставления инновационных грантов и многое другое. Всего по этим вопросам только на заседаниях рабочей группы было рассмотрено свыше 300 различных предложений и поправок. В том числе вводятся новые понятия — «инновация», «инновационный кластер», «критическая технология».

По компетенции Правительства введены дополнения их функций по разработке основных направлений государственной политики в сфере государственной поддержки индустриально-инновационной деятельности и организации их осуществления; разработке государственных программ в сфере индустриально-инновационной деятельности; поддержке деятельности по производству высокотехнологичной продукции на начальном этапе развития, патентование в зарубежных странах и (или) региональных патентных организациях. Конкретизированы нормы по субъектам индустриально-инновационной системы, осуществляющим государственную поддержку индустриально-инновационной деятельности; субсидирование ставок вознаграждения по кредитам, выдаваемым финансовыми институтами, и купонного вознаграждения по облигациям; гарантированному заказу; развитию и продвижению экспорта отечественных обработанных товаров, услуг. Вводится новая статья, предусматривающая ответственность за нарушение законодательства Республики Казахстан о государственной поддержке индустриально-инновационной деятельности.

Проектом Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственной поддержки индустриально-инновационной деятельности» вносятся изменения в 3 кодекса и 11 законов. В Земельный кодекс Республики Казахстан предлагается норма по выделению земельных участков на праве временного землепользования для реализации индустриально-инновационных проектов. В Кодекс РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» — в части уменьшения налогооблагаемого дохода в размере 50% от фактически понесенных в соответствующем налоговом периоде расходов на выполнение работ, признанных научно-исследовательскими и (или) опытно-конструкторскими. В Закон «О недрах и недропользовании» — в части установления обязанности недропользователя осуществлять финансирование НИОКР в размере одного процента от совокупного годового дохода по контрактной деятельности.

Существенные поправки внесены и в сопутствующий законопроект. Это изменения в налоговом законодательстве, направленные на стимулирование и развитие инновационной и инвестиционной деятельности. Так, в рамках специального режима для инвестиций освобождение от земельного и имущественного налога компаний, заключивших инвестиционный контракт по приоритетным видам деятельности и входящий в перечень инвестиционных стратегических проектов, утверждаемый Правительством. Предусмотрено освобождение от налогообложения дивидендов, выплачиваемых венчурными фондами, доля участия государства в которых составляет более 25%. На сегодня дивиденды всех других юридических лиц уже освобождены от налогообложения.

Данная норма вводится с целью привлечения частного капитала к инвестированию в венчурных фондах. Есть и освобождение технопарков от земельного и имущественного налога с применением коэффициента 0,1%. Вместе с тем предлагается внести поправки в налоговое законодательство в части освобождения от налогообложения аффинированных драгоценных металлов, золота и платины при реализации резидентами Республики Казахстан Национальному банку РК. Эта норма вводится в связи с введением государством преимущественного права покупки аффинированного золота в слитках для пополнения золотовалютных активов страны.

С принятием нового закона все субъекты национальной экономики не только могут рассчитывать на более целенаправленную поддержку своей инновационной деятельности, но и получают возможность использовать многообразный механизм ее реализации. Все это будет способствовать реализации стратегических целей Казахстана до 2020 года.

 

Елеусин САГИНДИКОВ,

депутат

Сената Парламента РК, председатель рабочей группы,

доктор экономических наук

Колонка "Взгляд"