Амбициозные цели вхождения в геополитическую элиту мировых лидеров диктуют необходимость усиленной реализации всех намеченных программ социально-экономического и общественно-политического развития страны. Этим целям и посвящена новая экономическая политика Казахстана «Нұрлы жол», нацеленная на продолжение структурных реформ в экономике.
По сути, «Нұрлы жол» является встречным ходом Нурсултана Назарбаева новым вызовам, причем с переформатированием экономики. В нынешних условиях выживание стран, которые базируются главным образом на использовании природных ресурсов, находится под вопросом. Именно поэтому экономике нужна глубокая модернизация и перевод ее на индустриальные рельсы.
Реальные успехи в этом направлении уже имеются. Например, производительность труда в обрабатывающей промышленности за годы реализации первой пятилетки выросла на 60 процентов, а прямые иностранные инвестиции в обрабатывающий сектор составили 70 процентов всех капиталовложений — в 2,5 раза больше, чем за все предыдущие годы независимости.
Важным стимулом для развития экономики стало принятие Парламентом закона, предусматривающего налоговую амнистию для некоторых секторов экономики. Все это делается для развития и расширения возможностей бизнеса. В частности, предусмотрено освобождение от пени и штрафов, предполагается списание сумм пени, числящихся на лицевых счетах налогоплательщиков по состоянию на 1 января 2014 года и неуплаченных на 1 октября 2014 года. Масштабные налоговые послабления ожидаются и в аграрном секторе. От индивидуального подоходного налога будут освобождены доходы личных подсобных хозяйств, если реализация продукции будет проводиться перерабатывающими предприятиями или заготовительными организациями. И еще один важный момент: будет вводиться субсидирование НДС сервисно-заготовительным центрам при закупке сельхозпродуктов у неплательщиков НДС, то есть у личных подсобных и крестьянско-фермерских хозяйств.
Сельхозформирования, деятельность которых непосредственно связана с производством продукции сельского хозяйства, освобождаются от налога на транспорт и имущество. Малому и среднему бизнесу в программе «Нұрлы жол» отводится ключевая роль, и это оправдано: мировой опыт говорит о том, что в секторе МБС создается 2/3 всех рабочих мест, а доля его продукции в развитых странах выше 50 процентов ВВП.
Стратегическим преимуществом Казахстана является наступательный характер антикризисных мер. Идет подготовка платформы для экономического рывка вопреки тяжелейшей ситуации в мировой экономике. В этом и заключается стержневая цель новой экономической политики.
Кстати, опыт антикризисного регулирования у нас есть. В 2007-2009 годы Казахстан, одно из немногих государств мира, сумел сохранить положительную динамику экономического роста, не допустил сокращения занятости, при этом выполнил все социальные обязательства. С другой стороны, когда мировую экономику стало трясти, а цены на сырьевые ресурсы бьют исторические минимумы, стало ясно, что необходимо проводить контрциклическую бюджетную политику. Президент принял решение: осуществить меры по оздоровлению банковского сектора, развитию инфраструктуры, по поддержке бизнеса и завершению уже начатых проектов за счет средств Национального фонда, направив на эти цели 1 триллион тенге.
В этом году заканчивается срок действия моратория на проверки бизнеса, а первого января следующего года начнет работу Евразийский Экономический Союз. Это означает, что казахстанскому бизнесу необходимо готовиться к конкуренции в новых условиях.
В нынешнем Послании «Нұрлы жол — путь в будущее» Президент Казахстана стержнем экономической политики сделал план инфраструктурного развития с участием более 100 зарубежных компаний. Казахстану предопределена роль транзитного перекрестка, соединяющего транспортными артериями все четыре части Евразийского континента.
Транзитный потенциал — это совокупность внешних и внутренних факторов и условий, определяющих возможности государства по обеспечению международного транзита через свою территорию. У Казахстана, территориально расположенного в центре континента и обладающего всеми необходимыми ресурсами, уже имеются автотранспортные линии и железнодорожные магистрали, воздушный и морской флот. Но в идеале совокупный транспортно-транзитный потенциал страны должен иметь максимальные возможности для обеспечения потребностей экономики и населения. При этом основные транспортные артерии должны быть органично интегрированы с мировой транспортной системой на основе использования имеющихся и создаваемых магистралей в рамках предстоящей Евразийской транспортной интеграции.
За последние пять лет Казахстан в своих рамках совершил настоящую революцию в модернизации железнодорожной системы, построив широтные коридоры по направлению Запад — Восток. Созданы пути, соединяющие Алматы с Китаем через Хоргос, а также Алматы с Жезказганом и далее Бейнеу с Туркменистаном. Есть у нас выход и к морю.
Строительство автодорожного коридора «Западная Европа-Западный Китай» создает мощный индустриально-логистический потенциал, который обеспечит в кратчайшие сроки доступ в Европу и Азию. Среди основных автодорожных проектов, которые назвал Президент в Послании «Нұрлы жол — путь в будущее», Астана-Алматы, Астана-Усть-Каменогорск, Астана-Актобе-Атырау, Алматы-Усть-Каменогорск, Караганда-Жезказган, Атырау-Астрахань. К слову, трасса Астана-Актобе-Атырау пройдет по четырем районам Актюбинской области — Алгинскому, Мугалжарскому, Темирскому и Байганинскому, что, несомненно, благотворно скажется на их экономическом развитии. Дороги принесут не только экономическую выгоду, благодаря им обретут постоянную работу в стране более 200 тысяч человек.
По замыслу Главы государств, в период глобальных испытаний необходимо оперативно и качественно решать те задачи, которые направят Казахстан по пути роста даже в непростые времена глобального экономического кризиса. При этом драйверами развития определены отрасли, создающие наибольший мультипликативный эффект для экономики, роста занятости. Именно такой миссией Президент наделил транспортный сектор.
В рамках этого будет развиваться транспортно-логистическая система Казахстана, завершится строительство первого комплекса «сухого порта» инфраструктуры специальной экономической зоны «Хоргос-Восточные ворота». Получит развитие прибрежная зона Каспийского моря, где будут реализованы проекты по строительству паромного комплекса порта Курык и железнодорожной линии Боржакты-Ерсай. Они создадут инфраструктурную основу для многих индустриальных проектов Казахстана.
В числе первоочередных задач новой экономической политики «Нұрлы жол» — энергетика и развитие ее инфраструктуры. Президент предлагает сосредоточиться на двух проектах: построить высоковольтные линии в направлениях Экибастуз-Семей-Усть-Каменогорск и Семей-Актогай-Талдыкорган-Алматы, что позволит создать сбалансированное энергообеспечение казахстанскими электростанциями всех регионов страны.
Для осуществления всех этих проектов потребуются огромные усилия и крупные капиталовложения. Бюджет следующего года Правительство уже пересмотрело. При этом Президент объявил о выделении триллиона тенге из Национального фонда на поддержку экономического роста. Понятно, что эти колоссальные средства — не финансовый дождь, который прольется нам с неба. Это деньги, заработанные нами и оставленные на трудные времена.
Ближайшие годы для Казахстана предстоят непростые, поэтому Президент просит нас не расслабляться, а, наоборот, сконцентрировать усилия на преодолении предстоящих трудностей. Известно, справиться с глобальными вызовами могут только сильные государства и сплоченный народ. «Мы должны быть сплоченными!» — призывает Лидер нации.
И мы должны стремиться к сплоченности каждодневно. Это не только наше богатство, но и единственный путь, который приведет нас в конечном итоге к успехам и достижениям новых вершин.
Марат ТАГИМОВ,
депутат Сената Парламента РК