Одной из первых на конкурс «АВ» откликнулась директор областного музея имени Алии Молдагуловой Елена Калтаева. Принесенные ею раритеты стоят того, чтобы рассказать о них подробней.
Этим национальным украшениям около ста лет. Пара серебряных браслетов (білезік) ручной работы неизвестного мастера. От времени изделия кое-где почернели, в одном месте металл даже протерся, но браслеты не утеряли былой красоты. Они могли бы стать изящным украшением на руках современных модниц.
— Это приданое нашей бабушки Нази Масиной, она родилась в 1900 году, білезік были изготовлены специально для нее. В ту пору ей было приблизительно 15-16 лет, — рассказывает Елена Сарсенгалиевна. – До самой смерти, а случилось это в 1985 году, бабушка не снимала их с рук. А в последние дни своей жизни передала все ценности, которые были в доме, снохе — моей маме.
Особого внимания заслуживают звенья нагрудного украшения — өңіржиек, оригинальные по декору и конструкции. Өңіржиек был обязательным украшением замужних женщин, особенно во время кормления ребенка, считается, что оно оберегает женщину от сглаза. Сохранившиеся части этого серебряного украшения, инкрустированного камнями, свидетельствуют о его массивности.
А вот нагрудное украшение — амулетница. Возможно, она служила пуговицей, говорит Елена Калтаева. Или, судя по конусообразной форме, можно предположить, что это все же украшение-оберег. В давние времена в такие изделия вкладывались выдержки из Корана, морские и речные раковины, перья филина, пучки овечьей или верблюжьей шерсти. Считалось, что они наделены благоприятным магическим свойством.
У казахов есть поговорка: «Чтобы пища была чистой, на руке должен быть перстень». Каждая женщина должна была носить кольцо или перстень, так же, как и браслеты. Считалось, что в противном случае пища, приготовленная ею, будет нечистой. В качестве материала зергеры (ювелиры – Прим. авт.) использовали золото, но чаще серебро, которое в представлении казахов обладало очистительным, оберегающим и магическим свойствами. Перстни и кольца носили обычно по три-четыре, они являлись повседневными украшениями, за исключением массивных перстней, надеваемых женщинами старшего возраста в торжественных случаях. Именно такое хранится в отчем доме Елены Калтаевой. Она говорит, что это құдаги жүзік, кольцо свахи, символизирующее единение двух семей, двух родов. Вставки из камней в народе именовались словом тас (камень) или көз (глаз), они осмысливались как всевидящее стерегущее око.
— Сейчас эти украшения, а также бабушкин расшитый камзол, нарядное платье хранятся в сундуке. Мама очень бережно относится ко всем этим вещам и наказывает нам также хранить их, как память о любимой бабушке, — говорит Елена Калтаева.