Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

В ПОИСКАХ ВЕРЫ

(Из письма в редакцию)

«Дочь была активисткой и ее всегда ставили в пример. Никак не ожидала, что в один прекрасный день у нее изменится характер: она закроет свое лицо платком, поменяет открытые платья на закрытые. Я сходила в институт и поговорила с куратором и деканом. Они сказали, что не вправе моей дочери запретить носить хиджаб. Это ее выбор.

Скоро год, как моя единственная дочь ступила на путь веры. Она не совсем откровенна со мной, возможно, потому, что вначале я ругала ее. Наотрез отказывается идти к психологу. Родственники, в свою очередь, говорят, что нет ничего зазорного в том, что Жаннат читает пятикратный намаз и надела хиджаб. С другой стороны, признаю, что ей идут длинные платья. Раньше никак не могла заставить дочурку надеть зимой шапку или прикрыть живот. Сейчас переживаю за ее будущее: возьмут ли ее на работу с платком на лице после окончания вуза? Не выйдет ли она замуж за какого-нибудь сектанта? Помогите решить проблему».

Г.Н.

Подобные письма и телефонные звонки нередко поступают в редакцию «АВ». Да и город в последнее время будоражат слухи о различного рода сектах. Корреспондент «АВ» решил прояснить ситуацию и обратился в те учреждения, которые непосредственно занимаются вопросами религии.

По решению областного управления внутренней политики в Актобе два год назад был открыт информационно-консультативный центр «Жарык». Он оказывает психологическую помощь людям, пострадавшим от деструктивных культов. Работает телефон «горячей линии», на котором дежурят юрист, психолог и религиовед.

— Не каждый решится обратиться за помощью в государственные учреждения, тем более в правоохранительные органы, — считают в центре «Жарык». — Люди опасаются огласки своих проблем или боятся, что их не поймут. Им проще позвонить в анонимные центры, рассказать о своей беде и получить помощь от общественных организаций.

В центре «Жарык» подтверждают, что молодежь в последнее время стала активно интересоваться религией. Но им звонят в основном родственники или родители молодых людей, которые просто не знают, как быть с сыном или дочерью, ушедшими в религию.

— Старшее поколение психологически не подготовлено к тому, что их чадо много времени уделяет вопросам религии, — говорит психолог центра. — Они привыкли видеть своего ребенка в светской одежде, и не хотят, чтобы он менял не только свое мировоззрение, но и внешние данные, например, стал носить хиджаб, короткие штаны, отращивать бороду.

— Два года назад произошел трагический случай, — рассказывает психолог центра. — Девушка из соседней области поступила в актюбинский вуз. Здесь она попала под влияние сект «Ата жолы» и «Аққу». Поначалу родители даже не знали об увлечении дочери. Узнав, хотели забрать домой. Сектанты настолько воздействовали на сознание девушки, что ей нужна была помощь уже не психолога, а психиатра. В результате она оказалась в психиатрической клинике.

Есть еще пример. Женщина обратилась в центр по поводу поведения своей матери. Пожилая женщина стала адептом «Свидетелей Иеговы». В семье начались разногласия. Женщина отказывалась от своих родных, не признавала ни дочь, ни внуков, ее поведение стало агрессивным.

— Но особенно опасно именно то, что сектантская религия распространяется среди молодежи. Они воспринимают ее как моду, — разъясняет религиовед центра «Жарык». — Это не только вера в Бога, это целая система, куда входят и богослужение, и запреты. К сожалению, зачастую мы видим интерес людей к религии не как к духовной ценности, а как к чему-то новому, необычному. Молодежь в первую очередь увлекается нетрадиционными течениями, считая обычные устаревшими. Однажды на встрече со студентами мы услышали такую фразу: «Расскажите мне о такой религии, которую я еще не знаю». Российские ученые даже заговорили о том, что интерес к традиционным религиям прошел, будто бы они перестали отвечать запросам общества.

В противовес появились такие протестантские течения, где идет упрощение культа. Прихожане приходят на богослужение почти как на концерт. На сцене устанавливается синтезатор, и люди молятся не в тишине, как принято в мечети или церкви, а поют под громкую музыку «аллилуйя» и восхваляют Иисуса, выплескивая свои эмоции. И это им нравится. Ведь при этом можно танцевать, хлопать в ладоши. Там необязательны посты, чтение молитв. Одновременно создаются различные кружки по интересам.

Среди причин увлечения молодежи нетрадиционными течениями религиовед не исключает и незнание в обществе традиционных религий, так как в период атеизма связь между населением и духовенством потерялась. Сейчас интенсивно проповедуются нетрадиционные религии, которые широко распространяются на Западе в открытую, с помощью психологических и психотропных методов.

— Существуют течения разного толка, человек имеет право на свободу вероисповедания. Другое дело, когда эти течения начинают затрагивать жизнь человека, нанося ему в той или иной мере физический, моральный или материальный урон, тем самым нарушая закон. Тогда-то данные учения и становятся деструктивными, и нам неважно, в руслах каких религий они развиваются. В работе с населением мы разъясняем, что отвержение традиционных религий и ценностей может привести к деградации общества и личности, — считают в центре «Жарык».

Абат КАРАТАЕВ

СПРАВКА «АВ»

В Актюбинской области на законной основе работают 110 религиозных объединений. Из них 83 — исламского направления, 7 — православных, 20 — протестантских,

1 иудейское общество. Почти все мечети являются филиалами Духовного управления мусульман Казахстана (ДУМК).

Религиозные организации, запрещенные на территории Казахстана решением суда:

1. «Аль-Каеда»

2. «Исламское движение Восточного Туркестана»

3. «Исламское движение Узбекистана»

4. «Курдский народный конгресс» («Конгра-гел»)

5. «Асбат аль-Ансар»

6. «Братья-мусульмане»

7. «Движение «Талибан»

8. «Боз гурд»

9. «Жамаат моджахедов Центральной Азии»

10. «Лашкер-е-Тойба»

11. «Общество социальных реформ»

12. «АУМ Синрике»

13. «Организация освобождения Восточного Туркестана»

14. «Исламская партия Туркестан»

15. «Хизб-ут-Тахрир»

Телефон горячей линии

информационно-консультативного центра «Жарык»: 24-40-70.

Время работы: с 9 до 17 часов.

Ответы на вопросы ищите в мечети

Бауыржан Есмахан, имам-представитель ДУМК по Актюбинской области, главный имам областной центральной мечети «Нұр Ғасыр»:

— Ислам означает мир. Никого не надо силой тащить в религию. Принимать или не принимать ислам – выбор самого человека.

В 1992 году были приняты законы «О свободе вероисповедания» и «О религиозных объединениях», и все ринулись строить мечети. Но профессиональных служителей культа не оказалось. Для выхода из ситуации приглашали всех, кто знал хотя бы пару аятов. В итоге бывшие партработники, строители, учителя надели на себя чапан и тюбетейку и стали муллами. Естественно, прихожане начали жаловаться на разночтения Корана с их стороны.

Позже в Алматы открылся университет «Нұр Мубарак», с 2007 года при ДУМК заработали 9 медресе. В 2008 году после открытия мечети «Нұр Ғасыр» и у нас появилось медресе, в этом году состоится первый выпуск. Дипломы имама получат 8 человек, которых мы отправим в мечети области. В медресе в Бештамаке обучаются более 50 воспитанников. Также при мечети есть курсы религиозного просвещения. В прошлом году здесь получили образование 146 правоверных, из них 88 мужчин, 58 женщин.

Ответы на все вопросы относительно религии люди могут получить в мечети.

У нас лояльные законы
Мирамбек Курманов, начальник отдела по работе с политическими партиями, религиозными объединениями и НПО областного управления внутренней политики:
— Для создания религиозного общественного объединения (РОО) достаточно подать заявление о намерении десяти лиц-учредителей и составить Устав. Такой у нас лояльный закон. В Германии для этого потребуется не менее 250 человек. Прекратить свое существование религиозные объединения могут по решению суда или же по решению самих учредителей. Чтобы закрыть объединение по закону, потребуется наличие  фактов о правонарушениях. Более того, в первый раз на РОО налагается административный штраф, во второй раз увеличивается сумма штрафа, и только затем принимаются крайние меры.
Но фактов закрытия религиозных объединений у нас пока не было. Два года назад в Мартукском районе при открытии церкви «Благодать» протестантского направления в органы юстиции были предъявлены удостоверения личности других людей. Оказалось, что многие из них даже не знали, что они являются учредителями данного РОО. В регистрации было отказано. Еще был случай. РОО индуистского направления «Брахма кумарис», не успев зарегистрироваться, начало проводить гипнотические сеансы.
Что касается миссионерской деятельности, то проповедники из-за рубежа должны получить разрешение в областном управлении внутренней политики.

Не ошибиться
в выборе
Хабиб Аккуш, иностранный миссионер:
— Я приехал из Турции в Актобе в 1992 году по приглашению Духовного управления мусульман Казахстана (ДУМК). Единственный дом Аллаха в Актобе на тот период находился на улице Овражной в старой части города. В то время прихожане были очень далеки от религии. Даже сами служители культа знали об исламе немного.
Могу сказать: в Турцию ислам пришел из Средней Азии. Все знают, что он зародился в городах Мекка и Медина Саудовской Аравии, однако в этой же стране появились радикальные течения и лжепророки. К сожалению, во времена Союза у вас религия начала забываться, поэтому многие ошибаются в выборе течений и направлений.

Колонка "Взгляд"