В начале марта наша область отметила 90-летие. При этом историю края как условной административной единицы можно смело начинать со времен средневековья, когда эта территория по принципу преемственности передавалась от кипчакских племен Золотой Орде, тюрко-татарским и Казахскому ханствам.
В XIX веке Великая степь стала частью Российской империи. Отправной точкой в формировании региона стал 1932 год – период Советского Союза.
Территориальные изменения
О том, как область создавалась, изменяла свои географические контуры, какие знаковые события происходили здесь, рассказывает ученый, секретарь областного историко-краеведческого музея Арман Ержанов. Он опирается на архивные данные, которые бережно хранятся вот уже почти сотню лет.
– После упразднения губернии в 1928 году Актюбинск, некоторое время бывший центром одноименного округа, становится адмцентром новообразованной области. Это событие зафиксировано документально 10 марта 1932 года, – делится краевед. – Первоначально регион состоял из 17 районов: Адамовского, Акбулакского, Актюбинского, Аральского, Батпаккаринского, Жетикаринского, Иргизского, Карабалыкского, Ключевского (нынешний Алгинский), Костанайского, Мендигаринского, Семиозерного, Табынского (нынешний Байганинский), Темирского, Обаганского, Кобдинского, Шалкарского. В том же году из Акбулакского района отделили Мартукский, а Акбулакский передали в Оренбургскую область.
В 1936 году из 11 районов создали Кустанайскую область, в 1938-м Аральский был передан Кзыл-Ординской области. В том же году создан Родниковский район, который в 1957 году был расформирован, а его территория отдана Степному и Мартукскому районам. В 1940-м несколько районов были укрупнены. Часть территории Уилского района перешла в Атыраускую область, Уилский стал крупнее, а его название изменили на Алтыкарасу.
Горькие годы потерь
Первые годы существования области ознаменовались как позитивными событиями, так и крупными бедствиями, одним из которых стал голод.
Первыми предвестниками голодомора были события, сложившиеся в год создания региона. Среди документов сохранилась докладная председателя Актюбинского райисполкома о катастрофе в животноводстве и невозможности выполнять план по заготовкам скота. Она адресована первым лицам области под грифом «совершенно секретно» и подробно освещает тяжелейшее положение дел в этом районе. Такая же ситуация складывалась повсеместно.
Нельзя обойти стороной и жесткие репрессии. Их жертвами с 1930 по 1950 год стало, по подсчетам местных краеведов, более 8 тысяч человек. Около 300 из этого числа – женщины (21 была приговорена к расстрелу.
Первые шаги
Несмотря ни на что, область развивалась, планомерно обретая черты основательного центра всего Западного региона.
– Уже в первые годы в областном центре был проведен водопровод длиной более 10 километров, на улицах установлено 25 водоразборных колонок. За первые десять лет построено две электростанции, появилось 250 осветительных приборов. Власти взялись за озеленение, появились дорожки для пешеходов, – рассказывает сотрудник музея. – В 1925 году сюда впервые доставили четыре российских автомобиля марки «Руссо-Балт», а в 1933-м появилось еще пять авто общего пользования. К концу 1960-х численность машин достигла 20 тысяч, 2 тысячи из которых принадлежали рабочим и служащим.
Велись активные разработки и добыча нефти, газа. Был введен в строй начавшийся строиться в 1930 году Актюбинский химический комбинат имени С.М. Кирова, занимающийся производством фосфорных и микроудобрений. 10 февраля 1934 года президиум ВЦИК постановил: «Преобразовать в рабочие поселки, с присвоением им новых наименований, следующие населенные пункты Казахской АССР: а) в Ключевом районе Актюбинской области вновь возникший на территории строительства Актюбхимстроя населенный пункт – в рабочий поселок Алга». В 1961 году Алга получила статус города.
Годы военного лихолетья
Поступательное движение развития области было прервано Великой Отечественной войной. Край внес немалый вклад в достижение победы. У нас были сформированы 312-я стрелковая дивизия, 101-я национальная стрелковая бригада, 129-й минометный полк, другие части и подразделения. Из 11 тысяч солдат 312-й стрелковой на полях боев погибло 9,5 тысячи. Командир дивизии Александр Наумов стал первым обладателем звания «Почетный гражданин Актюбинска». 35 актюбинцев стали Героями Советского Союза. В их числе Алия Молдагулова, Михаил Колесников, Кожагали Жазыков, Имангали Билтабанов, Абдулла Жанзаков, Иван Пятковский, Михаил Прохоров, Михаил Кошелев. Десятки тысяч фронтовиков награждены орденами и медалями.
Мужество и героизм демонстрировались нашими земляками не только на фронтах Великой Отечественной.
– В первый год войны в город из Москвы перебазировался завод рентгеновской аппаратуры (Актюбрентген), из Днепропетровска – артель «Большевик» (позже – Актюбсельмаш). В 1941 году были запущены заводы авторемонтный, авиаремонтный, лакокрасочный и кирпичный, – продолжает Арман Ержанов. – На Актюбрентгене был налажен серийный выпуск взрывных машин ПМ-1 и ПМ-2 для обороны страны.
Промышленный и культурный центр
Близкое расположение к источникам сырья обусловило создание промышленных предприятий, регион превращался в один из крупных индустриальных центров Казахской ССР. В 1940-1960 годы появились заводы ферросплавов и хромовых соединений, рентгеноаппаратуры и сельскохозяйственного машиностроения; мясной и молочный комбинаты, трикотажная, мебельная, швейная фабрики и другие.
С 60-х годов XX века Актюбинск начал планомерно застраиваться жилыми массивами и микрорайонами. В 1977-м он стал центром Западно-Казахстанской железной дороги. До этого, 3 мая 1962 года, был образован Западно-Казахстанский край, включающий Актюбинскую, Уральскую и Гурьевскую области. 1 декабря 1964 года край был упразднен.
Постепенно Актюбинск превратился в индустриальный город со множеством предприятий, стал промышленным и культурным центром Запада и остается таковым до сих пор.
Пик советской эпохи
В послевоенные годы была продолжена стратегия развития промышленности, ставшей основой оборонного комплекса и тяжелой индустрии. Легкая и пищевая финансировалась по остаточному принципу. Природные богатства определили профиль экономики. Здесь расположены крупные месторождения фосфорита, солей калия, хромита, никеля, меди, нефти, газа, строительных материалов. Стали развиваться такие отрасли, как горно-обогатительная, химическая, нефти и газа, черной металлургии, машиностроения и другие.
– По запасам хромита и хромовой окиси в мире нет равного Кемпирсайскому горно-обогатительному месторождению, – делится Арман Ержанов. – Крупным промышленным объектом химического производства является завод хромовых соединений. Его строительство началось 7 мая 1948 года по решению Министерства химической промышленности СССР. В 1954-м на химкомбинате началось первое в СССР промышленное производство бормагниевых микроудобрений. В конце 1961 года на АЗХС было налажено производство гранулированного бихромата натрия. Продукция стала конкурентоспособной на мировом рынке, экспортировалась в Англию, Францию, Аргентину, Бельгию, Японию и другие страны.
Бурно развивалась инфраструктура. Сеть автотранспортных дорог региона достигла более 22 тысяч километров, в том числе 1 867 – республиканского значения.
В 1959 году был введен в строй элеватор вместимостью 32 тысячи тонн. Продукция комбината была востребована в соседних областях, экспортировалась в Сибирь, на Дальний Восток, в Среднюю Азию, Вьетнам и прочие страны.
В 1959-1965 годах интенсивно ведется благоустройство Актюбинска. В 1962-м работы велись на основе Генплана, утвержденного Советом Министров КазССР и разработанного филиалом Казгипросовхозводстроя.
В животноводстве ведущее место занимало овцеводство. По отчетам на 1 января 1960 года, было зарегистрировано более 1,6 миллиона овец, 349 тысяч голов КРС, 48 тысяч свиней. В 1953-1962 годах колхозы и совхозы освоили свыше 2,5 миллиона гектаров целинных и залежных земель.
В 1966-м создано новое предприятие по добыче углеводородов месторождения Кенкияк с запасом 29 млн тонн. В декабре 1970 года открылась кондитерская фабрика. Ее годовая мощность была 33 тысячи тонн, что составляло 85 миллионов советских рублей. В результате область заняла ведущее место на уровне производства республики. В 1979 году 96 предприятий давали стране продукции в 35 раз больше по сравнению с 1940-м.
К новым достижениям
Огромный толчок экономическому и культурному развитию дало обретение Казахстаном Независимости. В наши дни область стала краем с высоким экономическим потенциалом и богатым культурным наследием. Регион богат минеральным сырьем. Здесь проходят железные и автодороги республиканского значения. Железнодорожная линия Хромтау – Алтынсарино (402,8 км), запущенная в 2004 году, установила прямую связь со столицей. Около 700 км транспортного коридора «Западная Европа – Западный Китай» проходит через территорию области.
Мы можем гордиться одним из трех международных аэропортов страны, получившим имя Героя Советского Союза Алии Молдагуловой.
В 2000-х годах наблюдался строительный бум: по темпам строительства Актобе и Актюбинская область перегнали даже столицу. Индивидуальное строительство превысило запланированное в пять раз. В 2005 году было построено в 2,8 раза больше жилья, чем в 2004-м, и с каждым годом этот показатель растет.
Область по праву считается локомотивом казахстанской экономики, обладает мощным производственным потенциалом. Имеет торговые связи с более чем 100 странами, а 52 государства потребляют нашу продукцию.
Санат РАШ