Про Венгрию смело можно сказать, что однажды побывав там, захочешь вернуться туда еще. Эти чувства в полной мере испытал на себе корреспондент «АВ».
Первые впечатления
Меня разбудили, когда наше воздушное судно, принадлежащее украинской авиалинии, уже подлетало к венгерской столице. Вид из иллюминатора был впечатляющ: огромных размеров город был разделен рекой Дунай на две части. А в самом центре великой реки находился еще и отдельный остров Маргит с собственной инфраструктурой. После мягкой посадки, как и полагается в таких случаях, пассажиры одарили экипаж «Боинга» аплодисментами.
Лучше чем у нас,
но хуже, чем
в Германии
Эту фразу вполне можно применить к венгерским дорогам. Для казахстанца, никогда не бывавшего за рубежом, они выглядят идеальными, однако те из нас, кому довелось проехать по немецким автобанам, разницу все же почувствовали, хотя, в принципе, она небольшая. Девяносто с лишним километров от аэропорта Будапешта до Кечкемета мы проехали примерно за полтора часа. Могли бы и быстрее, если бы местные дорожники не затеяли ремонт трассы. Наш автобус, сопоставимый по размерам со средней фурой, то и дело застревал в образовывавшихся заторах, отчего потерял немало времени. Тем не менее путь был относительно недолгим.
Вежливость —
главное оружие
водителя
Еще по пути из аэропорта я заметил, что основная масса водителей в Венгрии очень дисциплинированна и не любит экстремальной езды. Даже во время пробок на магистрали Будапешт-Кечкемет пустой оставалась крайняя правая полоса, предназначенная для остановок в экстренных случаях. Честно говоря, был большой соблазн выехать на нее и обойти вяло тянущуюся кавалькаду машин, о чем мы не раз намекали шоферу. Но водитель даже не шелохнулся. Нетрудно было догадаться, как наши соотечественники использовали бы экстренную полосу.
Особое отношение у венгерских автолюбителей к пешеходам. Как только последний приблизится к «зебре» (заметьте — приблизится, а не ступит), все машины тут же останавливаются и терпеливо ждут, пока пешеходы не окажутся на тротуаре. При этом никто, как у нас, не сигналит и не жестикулирует руками, мол, давай быстрее.
В отношениях между собой венгерские водители также предельно корректны. Никто никого не подрезает, всегда стараются уступить друг другу дорогу.
Но зато ночью, когда дисциплинированные водители ложатся спать, на авансцену выезжают лихачи. Гул от их гонок на автомобилях и мотоциклах (их в Венгрии великое множество) слышен издалека. Один из лихачей прямо на моих глазах чуть не стал жертвой ДТП. Несшийся наперегонки с легковушкой мотоцикл едва не попал под колеса встречного микроавтобуса. Благо мотоциклист в последний момент успел вывернуть руль вправо и уйти от столкновения.
Помимо мотоциклов в стране мадьяров очень много велосипедов. Для Кечкемета велосипед — вообще самое удобное средство передвижения. Убедиться в этом можно было с первого дня пребывания. Как только мы вышли из гостиницы, мимо нас проехал велосипедист, а затем еще и еще. Вдоль улиц имеются специальные парковки для велосипедов. Здесь можно не бояться, что твое транспортное средство угонят. Такого просто не может быть. Самосознание местных граждан в корне отличается от нашего, да и полиция всегда начеку.
Форинт и Тенге — 1:1
Венгрия в отличие от некоторых своих партнеров по Евросоюзу имеет в обращении две валюты: евро и форинт. Интересно, что курс форинта и нашего тенге — почти один к одному. Это в какой-то мере облегчило нам жизнь. Имея на руках венгерские деньги, мы в уме считали их за тенге. Разменяв в ближайшем обменном пункте Кечкемета евро на форинты, мы с коллегами пошли по местным магазинчикам. Правда, цены в них оказались гораздо выше, чем в Казахстане. Баночка колы, например, стоила 235 форинтов (тогда как у нас 80-100 тенге), бутылка пива от 400 до 900. Добротная порция куяша (именно так по-венгерски правильно звучит знакомый нам гуляш) обошлась в 2000 форинтов. Еще до приезда сюда знакомые предупреждали меня о том, что в европейских заведениях при оплате счета необходимо оставлять чаевые официантам в размере 10 процентов от затраченной суммы. Однако здешний обслуживающий персонал бывает доволен и пятью процентами. В некоторых случаях чаевые включены в общий счет. Практически везде, начиная с мелких магазинчиков, можно расплатиться по кредитной карте, это быстро и удобно. Но при этом нужно быть внимательным: если вам предлагают дважды вставить карту в терминал, бойтесь подвоха. Нередки случаи, когда наши граждане платили за стоимость услуги или покупки в двойном размере.
Все магазины работают ровно до 11 часов вечера, потом закрываются. Кафе и рестораны в зависимости от количества клиентов могут продлить свой рабочий день до полуночи.
Кечкемет:
суета не для нас
Кечкемет относительно небольшой даже по казахстанским меркам город — всего сто с лишним тысяч населения. Зато свою историю он ведет с глубокой древности, и на его улицах можно найти немало исторических достопримечательностей. В их числе — католическая церковь, которой более 600 лет. Даже зданию, где расположилась городская мэрия, никак не меньше двух веков.
Кечкеметцы в отличие от столичных жителей ведут неторопливый образ жизни. Могут часами сидеть на скамейках, в кафешках за непринужденными разговорами.
Одним из брэндов Кечкемета является палинка — абрикосовая настойка (что-то вроде нашей водки). Здесь варят лучшую во всей Венгрии (читай, в мире) палинку. Ее разновидностей десятки, и любой местный житель, если вы попросите, порекомендует вам самую отменную.
Немного о жителях. Поразило, что примерно 90 процентов местной молодежи неплохо владеет английским языком. Поэтому, если вы хоть немного знаете английский, то проблем с перемещением по Венгрии и покупками не будет. Правда, та же молодежь вам мало что расскажет об истории своего края. По-видимому, это ее не интересует. На мои вопросы об известном венгерском композиторе Золтане Кодае представители молодого поколения неизменно пожимали плечами, а один вообще назвал его партнером великого футболиста Ференца Пушкаша. Вот его, знаменитого форварда мадридского «Реала», в Венгрии знают все — от мала до велика. По популярности среди населения он сравним с Ататюрком в Турции и, естественно, превосходит в этом любого из действующих мадьярских политиков. Если бы он был жив, то мог бы смело занимать на выборах первые строчки партийных списков.
Мало что знают мадьяры и о том, что их предки когда-то жили на территории Уральского региона, вплоть до Приаралья. Спрашивая об этом, неизменно получаешь один и тот же ответ: «really?», что означает: «правда?».
Что еще удивило в Кечкемете, так это оригинальная установка в виде ворот, опрыскивающая мелкими капельками воды прохожих. Надо сказать, что очень освежает, особенно в жару (городским властям на заметку). «Нам бы такую», — сразу подумалось мне и моим коллегам.
«Поймать» такси в Кечкемете практически невозможно. Оказывается, в Венгрии не принято «голосовать» как у нас, такси нужно вызвать по телефону. Ждать придется десять-пятнадцать минут, а платить – примерно по одному евро за каждый километр пути. Ночью ставка увеличивается до двух евро.
Если не хочется раскошеливаться на «мотор», то в дневное время можно прокатиться на автобусе. Цена — примерно тот же евро, только за весь путь. Из автобусов наше внимание привлек старенький «Икарус», не так давно являвшийся общественным транспортом № 1 в Актобе.
Made in China
Неподалеку от нашей гостиницы находилась аллея, на которой разместились торговые ряды. Там продавали сувениры, платья, рубашки и прочие товары. Среди них я увидел брэндовые очки всего за тысячу форинтов. Обрадовавшись такой удаче, устремился к продавцу в надежде купить фирменный товар по дешевке. На мой вопрос о том, чьего производства очки, продавец честно ответил: «Mаde in China». Естественно, что я тут же передумал делать покупку. Позже мы не раз видели и другие товары китайского, вьетнамского и бангладешского производства.
На той же аллее мы увидели пожилого человека, продававшего камчу. Родной для казахов предмет привлек внимание всей нашей делегации.
— Я с детства люблю лошадей. Очень многие венгры, особенно в провинции, любят кататься верхом, поэтому спрос на мой товар есть всегда, — признался Габор, продавец камчи. Он пояснил, что делает ее вручную, а стоит камча примерно 5 тысяч в местной валюте.
А полицейские где?
За все время, проведенное в Венгрии, я всего три раза видел полицейских. Один раз в аэропорту Будапешта и два раза в Кечкемете. В последнем полицейский участок расположен, между прочим, в одном из самых крупных зданий города. На мой резонный вопрос, почему людей в погонах днем с огнем не сыщешь, служитель закона по имени Лайош ответил, что у них «все под контролем».
— Большое количество полицейских на улицах не всегда означает качество. У нас есть пословица, которая гласит, что если у одной овцы семь пастухов, то ее обязательно съест волк. При желании можно справиться и малыми силами. Большую поддержку мы получаем от граждан. Это наши первые помощники, — охотно делится Лайош.
Если настоящих полицейских мы видели крайне редко, то в самом центре Кечкемета стоит будка с надписью «Tourist рolice» (полиция для туристов, или туристская полиция). Несмотря на громкое название, это ведомство никого из туристов, разумеется, не трогает, а выполняет функции справочной службы для иностранцев. Здесь можно узнать, как пройти или проехать на ту или иную улицу, где дешево и вкусно пообедать, где находится ближайший продуктовый магазин и т.д.
Андреа, так звали одного из «полицейских», не только объяснил нам, как пройти к гостинице, но и вручил путеводитель по Кечкемету.
Буда и Пешт
Будучи в Венгрии непростительно было бы не увидеть своими глазами ее столицу Будапешт. Бесспорно, это один из самых красивых городов Европы, особый шарм которому добавляет, конечно, главная водная артерия Старого Света Дунай, разделяющая мегаполис на две части — Буду и Пешт.
На окраинах Пешт (сначала мы оказались там) чем-то напоминает наш Алматы — такие же постройки, расположение улиц и кварталов, схожие трамвайные дороги. Зато ближе к центру многоэтажки постепенно сменяются историческими зданиями, некоторые из них даже входят в список ЮНЕСКО. Одна из достопримечательностей — Площадь Героев (другое название — Площадь Королей) — была построена относительно недавно, в 1896 году. Ее появление было приурочено к тысячелетию образования Венгрии. Здесь ежедневно собираются тысячи туристов со всего света. Своими глазами видел делегации из Китая, Германии и Беларуси.
Особое место в Пеште – здание национального парламента. По своим размерам оно считается одним из самых больших в мире. В нем 691 помещение, 29 лестниц и 10 внутренних двориков.
Проехав парламент, попадаешь на старейший мост через Дунай – Сечени, соединивший между собой Буду и Пешт. Инициатива его постройки принадлежала архитектору Иштвару Сечени, чьим именем, собственно говоря, его сегодня и называют.
Дорога по Сечени ведет к Будайским горам, где расположено еще одно историческое сооружение, точнее, комплекс — резиденция президента Венгрии. Сбоку от нее находится одна из вершин Будайских гор. С ее смотровой площадки открывается великолепный вид на город. Там же установлен огромный бинокль, позволяющий более тщательно рассмотреть открывающуюся панораму. Правда, за пользование оптикой нужно заплатить 2 евро или аналогичную сумму в форинтах.
Сразу после обратного выезда с моста попадаешь на пешеходную улицу Ваци, где собираются шопоголики со всего мира. Тут можно найти абсолютно все, начиная от небольших сувениров и безделушек и заканчивая автомобилями. В качестве реализуемого здесь товара, в отличие от кечкеметского «арбата», сомневаться не приходится. Тут же можно и вкусно пообедать — «летники» расположены практически на каждом углу.
Сувениры — в урну!
Единственный неприятный осадок от поездки в Венгрию остался от аэропорта Будапешта, точнее, от правил, существующих в нем. При досмотре все наши покупки, включая и гостинцы для родственников и коллег, были конфискованы и выброшены в специальную урну сотрудниками таможенной службы. В частности, «под нож» пошли швейцарский шоколад, несколько бутылок палинки и вина, венгерские конфеты, абрикосы и сливовое варенье — джем. Оказывается, все это надо было сдавать в багаж, а не брать с собой как ручную кладь.
В этой связи родился совет для будущих посетителей Венгрии: купленные товары необходимо сдавать в багаж, который вообще не досматривается, либо покупать подарки в дьюти-фри. Все, что вы там купите, можно проносить в самолет. И еще: если перед вылетом у вас осталась крупная сумма форинтов, то постарайтесь обменять ее на евро или купить что-нибудь, поскольку в Казахстане форинты вы вряд ли где разменяете, и они превратятся в сувенир. По крайней мере, в Актобе уж точно.
P.S. Вот такими я увидел Венгрию и ее жителей. Уже на обратном пути, оглядывая Будапешт из иллюминатора, мне стало чуточку грустно. Не знаю, побываю ли когда-нибудь здесь еще, но прощаясь со страной мадьяров, я попросил небесного покровителя предоставить мне в будущем такую возможность.
Асхат КАЛЖАНОВ,
Актобе-Будапешт-Кечкемет-Будапешт-Актобе