Эта статья об одном из выдающихся людей прошлого не только нашего региона, но и страны, человеке, сумевшем сплотить казахский народ в год великих испытаний, чья роль в истории еще недостаточно оценена — Букенбай батыре.
Что в имени твоем.
Казалось бы, имя Букенбай не является слишком уж распространенным среди казахов. Оно есть, но им не нарекают каждого второго младенца, так как выбор имен у казахов, как известно, всегда был обширным. Но так сложилось, что в позднее средневековье в истории степи свой след оставили несколько выдающихся личностей под созвучными именами Букенбай и Богенбай, и практически все они стали знаменитыми в сражениях с джунгарами. Вот с этого и начинается некоторая путаница. Берет она начало с советских исторических справочников, касающихся периода XVII-XVIII веков. С чьей-то легкой руки все подвиги Букенбаев и Богенбаев были приписаны одному лишь Канжыгалы Богенбаю, а остальные не менее известные его тезки как бы канули в Лету. Такой подход был отличительным в официальной историографии Страны Советов. Похожая судьба постигла не только казахских деятелей прошлого, но и многих великих исторических личностей. К примеру, многие из нас помнят предмет истории того времени, когда на изучение Древнего Рима, Китая, или средневековья Европы выделялись целые разделы. А вот история Закавказья и Средней Азии ограничивалась несколькими абзацами. Лишь с обретением независимости был получен доступ к архивным документам, и белые пятна в нашей истории постепенно стали заполняться. Вот в этих архивах и нашлось немало исторических документов, свидетельствующих о незаурядном политическом и военном таланте Букенбай батыра Караулы.
Становление батыра.
Букенбай родился в 1667 году в семье Кара батыра, снискавшего себе славу в битвах с джунгарами. Нескончаемая борьба с захватчиками, которую вел в то время казахский народ, способствовала раннему взрослению нашего героя. Будучи юношей он участвует в нескольких сражениях, в которых поражает своих соратников несвойственным юному возрасту воинским талантом. Повзрослев, Букенбай превращается в одного из самых активных борцов с иноземными захватчиками. Он всегда в первом ряду на поле битвы, его имя гремит по всей степи и наводит ужас на врагов. За совершенные им подвиги и в знак признания его полководческого таланта народ присваивает ему звание батыра. К тридцатилетнему возрасту Букенбай батыр уже является старейшиной рода табын и степным политиком, к мнению которого прислушиваются как простой народ, так и степная аристократия. Он ведет борьбу с калмыками, башкирами, туркменами и заселившими левый берег Урала казаками, содействует расширению границ и возвращению исконно казахских земель в западном направлении. Эти усилия приносят плоды, и казахи беспрепятственно кочуют по территории нынешнего Западного Казахстана, не боясь быть разоренными в одночасье. Но период относительного затишья длится непродолжительно.
Казахский Ян Жижка.
Как и национальный герой Чехии, Букенбай родился в рыцарской, а точнее батырской, семье. И так же как Ян Жижка, он, не являясь выходцем из аристократии, сумел сплотить и возглавить народные массы в борьбе с иноземными завоевателями.
В начале XVIII века с востока надвигается новая джунгарская угроза. Захватчики вгрызаются в слабо защищенные места и отделяют от территории казахского ханства все большие куски. Ужас царит в степи, роды и племена откочевывают с исконных земель. В такой сложный для страны этап истории необходимы решительные меры, и предводители родов и племен экстренно собираются на курултай, который проходит в песках Каракумы.
Вот как описывает это событие российский исследователь Яков Петрович Гавердовский в своей монографии по географии, истории и этнографии Казахстана «Обозрение Киргиз-кайсакской степи», вышедшей в свет в 1810 году.
«…В 1710 г. старейшины и начальники семейств в песках Каракумы собрались для совета, дабы употребить все усилия к единодушной защите друг друга до последней капли крови. Слабые души даже среди сего собрания, обнаружа страх свой, предлагали искать безопасности от милосердия контайши; другие хотели оставить жилища свои и спасаться бегством за реку Волгу, а некоторые, подобно робким зайцам, желали рассеяться в разные стороны и поколебали было постоянство многих. Но известный в то время по храбрости старшина Буканбай уничтожил сие предприятие их.
Киргизцы рассказывают, что он среди жаркого спора, разорвав на себе одежду и повергнув в круг совета меч свой, говорил в исступлении: «Отмстим врагам нашим! Умрем с оружием! Не будем слабыми зрителями разграбленных кочевок и плененных детей наших! Робели ли когда воины равнин кипчакских! Сия брада еще не украшалась сединою, как я багрил руки свои в крови неприятелей. Теперь могу ль равнодушно снесть тиранство от варваров? Еще нет у нас недостатка в добрых конях! Еще не опустел колчан со стрелами острыми!»
После сего все торжественно клялись следовать совету Буканбая. Энтузиазм достиг даже того, что некоторые из старейшин для усугубления клятвы открыли себе раны и точили кровь свою на пылающий среди них костер. По окончании присяги совершалось общее богомоление, и разделено было жертвенное брашно, приготовленное из белого коня. Они хотели чрез сие ознаменовать непоколебимость союза. Орды избрали в сие время султана Абулхаира, как старшего сына из фамилии ханской, а Буканбая благодарный народ провозгласил своим предводителем». (текст приведен в оригинале.)
Такие же сведения можно найти и у посла Российской империи Кутлу-Мухамеда Тевкелева, который был современником Букенбая и даже лично его знал.
В Каракумах казахское ополчение, возглавляемое сардаром Букенбаем (такое звание было присвоено ему самим народом), сумело дать отпор джунгарам и этим положило начало разгрому иноземных захватчиков и освобождению своей земли. Позже случились битвы при Буланты, Аныракайское сражение и другие, в ходе которых захватчики с востока понесли огромный урон, от которого впоследствии так и не оправились.
Букенбай после Каракумов, командуя крупными воинскими соединениями, практически непрерывно воевал с джунгарами. В 1726 году ходил вместе с ханами Абулхаиром и Семеке против волжских калмыков, а затем более года провел в ставке правителя Калмыцкого ханства Цэрэн Дондука в качестве аманата — заложника. На его кандидатуре настоял сам калмыцкий хан, зная, что потерять Букенбая казахи никогда не рискнут. После освобождения из заложников и заключения мирного соглашения с калмыками батыр способствовал четкому обозначению казахских границ на западе Казахстана. С его участием был заключен негласный договор с башкирами, согласно которому разделительной чертой кочевий двух народов являлась река Урал. Остается она таковой и поныне, пусть и не территориально. Ради интереса можете посмотреть на национальный состав районов Оренбургской области. К северу от Урала среди неславянских народов наблюдается количественный перевес башкир, а южнее уже больше казахов. Такая же картина и на юге Челябинской области. Западнее Магнитогорска казахов больше чем башкир.
Много сделал Букенбай и для укрепления казахских позиций на полуострове Мангышлак. Погиб батыр в неравной битве с туркменами. Его отряд в малом количестве до последнего вел бой с превосходящими силами врага. Как сообщил позднее английский купец Гок, «… ездила киргис-кайсацкая партия на трухменцов, токмо трухменцы их победили и убили до смерти около ста человек. Главным же в этой кайсацкой партии был табын Букенбай, коего також убили».
Народный сардар.
Как видим, исторических сведений о жизни и деятельности батыра Букенбая очень много. И что важно, все они являются письменными документами, а не устным народным творчеством. Известна и дата его рождения, и причина смерти, а также роль на курултае в Каракумах. Этим он отличается от некоторых других деятелей того времени. Ведь для того, чтобы писать историю, профессионал должен указывать источник, на который он ссылается, а с этим у многих наших исследователей возникают проблемы. К примеру, до сих пор идут споры о том, кто возглавлял казахское ополчение в Аныракайской битве. Сложности возникают из-за того, что нет письменных сведений, а информация черпается из устного народного творчества, которая могла по прошествии веков меняться многократно. Не проливают ответа на этот вопрос ни среднеазиатские, ни российские архивы. А власти Китая вряд ли дадут доступ к своим источникам.
А вот в истории с Букенбаем дело обстоит совсем по-другому. Сохранилась переписка российских дипломатов, ведших дела со Степью. В них Букенбай предстает человеком передовых взглядов и имеющим большой авторитет среди населения. К его мнению прислушиваются хан Абулхаир и другие представители аристократии. Думаю, что уже в скором времени букенбаеведы откроют и другие немаловажные факты из жизни великого батыра.
Со своей стороны, хотелось бы сказать, что вся деятельность Букенбая — это пример высокого служения Родине. Он всеми силами пытался защитить свой народ от иноземного ига. Это историческая личность, сумевшая сплотить казахов в час Великого нашествия. Его образ должен служить примером в деле патриотического воспитания нынешней молодежи.
А для того, чтобы каким-то образом внести ясность в путаницу с именами, а также восстановить историческую справедливость, предлагаю добавить к имени Букенбая приставку сардар, а не батыр. Так как именно в битве при Каракумах, ставшей поворотной в казахско-джунгарской войне, народ сам, то есть наши предки, присвоил ему это звание. И мы, потомки людей, которые под предводительством своего сардара сумели одолеть врага, должны чтить его память именно под тем званием, которое дал ему когда-то наш народ. Букенбай сардар — это сочетание подчеркнуло бы значимость деяний исторической личности, каким был наш великий предок.
Жантас МАКСУТОВ