В самом разгаре XXI республиканский театральный фестиваль, который на этот раз принимает Актобе. Звание лучшего оспаривают 10 ведущих коллективов страны. Вместе с известными мастерами сцены в наш город приехали мастера слова, которые говорили о классике казахской литературы Тахауи Ахтанове. Ведь нынешний фестиваль посвящен его 90-летнему юбилею. О том, как проходит главное театральное событие года, — наша Главная тема.
Многогранная личность
Гордость казахского кинематографа — фильм «Меня зовут Кожа» — был снят благодаря Тахауи Ахтанову. Именно он способствовал написанию сценария отечественного бестселлера, познакомив автора произведения и режиссера.
Об этих и других малоизвестных фактах из жизни и творчества народного писателя рассказывали на научной конференции под названием «Тахауи Ахтанов — қазақ әдебиетінің классигі».
— Народ, почитающий прошлое и сегодняшнее, а также думающий о завтрашнем дне, должен чтить такую личность, как Тахауи. Отрадно, что в рамках празднования юбилея Тахауи Ахтанова в Актобе проходит ХХI республиканский театральный фестиваль. Все это является началом хороших знаменательных событий, — отметил известный поэт Мейрхан Акдаулетулы, открывая заседание. Директор ТОО «Шамшырақ-Ақ-төбе» выступал в качестве модератора.
На конференцию приехали поэты-писатели Кажыгали Муханбеткалиулы, Иранбек Оразбаев, Сейфолла Оспанов, которые работали вместе с Тахауи Ахтановым, ученые во главе с профессором Саменом Кулбараком и другие гости из Алматы, которых специально пригласили на данное мероприятие.
Выступивший первым поэт Ертай Ашыкбаев не только дал развернутый анализ творчества Тахауи Ахтанова, но и посетовал, что знаем Ахтанова с 1956 года, когда вышел его роман «Кахарлы кундер».
— Тахауи добровольцем ушел на войну и сражался под Москвой, где был четырежды ранен. О его фронтовой жизни не написано почти ничего. Разве что в некоторых справочниках вкратце указывается, что Тахауи Ахтанов награжден орденом Отечественной войны первой и второй степеней и дважды орденом Красная Звезда, — сказал поэт.
— Немногим известно, что Тахауи Ахтанов стал членом Союза писателей, не опубликовав ни одного произведения, — продолжил Ертай Ашыкбаев. — Его писательская стезя началась с выступления на конференции Союза писателей в 1953 году, где тридцатилетний Тахауи сумел доказать, что «Абай» Мухтара Ауэзова — крупное событие для казахской литературы. Надо отметить, что в это время роман подвергался резкой критике с позиции марксистского учения.
Говоря о достаточно плодотворной работе Тахауи в драматургии, Ертай Ашыкбаев отметил, что самая высокая оценка произведения — его долголетие, и в доказательство привел такие факты. В конце 70-х годов прошлого века на свет появилась пьеса «Кушик куйеу», и с тех пор где только этот спектакль ни ставился, начиная центральными театрами и заканчивая сценами школ, предприятий и даже тюрем! А весной прошлого года Восточно-Казахстанский областной драмтеатр поставил его в стотысячный раз. Что интересного, хотя в постановке играют профессиональные артисты, диалоги были сделаны с помощью мультидубляжа и зрители повторяли слова пьесы, которые давно превратились в крылатые выражения.
Или еще один пример. В 2010 году в Казахстане впервые был снят фильм-мюзикл на казахском языке. Произведение о жизни студентов было снято… по мотивам пьесы Тахауи Ахтанова «Махаббат муны», написанной в 1974 году.
— Тахауи Ахтанов — особая личность в казахской литературе. И мы гордимся тем, что он родился на нашей, актюбинской земле, — заключил поэт.
Проректор Жамбылского гуманитарно-технического университета, профессор, доктор филологических наук Самен Кулбарак подчеркнул преданность Ахтанова литературе. Он начал свой путь в литературе с поэзии, но прислушался к словам поэта Касыма Аманжолова, который обратился к нему с просьбой не писать стихи, и отказался от поэзии. Писатель об этом эпизоде позже напишет в своей статье «О Касыме» и поблагодарит поэта.
Самен Кулбарак также остановился на новшествах в литературе, которые привнес Ахтанов. Рассказывая о драме «Ант», написанной белым стихом, ученый отметил, что данное произведение не о том, как Казахстан добровольно присоединился к России, основной идеей пьесы является единство народа.
Продолжая тему преданности Ахтанова литературе, писатель Кажыгали Муханбеткалиулы подчеркнул, что, несмотря на свое величие, Тахауи Ахтанов всегда заботился о тех, кто оставался в тени.
— Вместе с тем он запросто мог раскритиковать произведения известных, если они оказались слабыми. Когда речь шла о чистоте в литературе, Тахауи Ахтанов не изменял своим принципам даже ради друзей или сильнейших, — сказал Кажыгали Муханбеткалиулы.
— Мы не раз разочаровывались, видя не совсем хорошие человеческие качества авторов крупных трудов. В таких случаях утешали и утешаем по сей день себя личностью Тахауи Ахтанова, — поделился откровением поэт Сейфолла Оспанов.
Он подробно рассказал о заботе Ахтанова, проявляемой к Бердибеку Сокпакбаеву, Мукагали Макатаеву и другим. К примеру, когда он работал на киностудии «Казахфильм», то познакомил писателя Бердибека Сокпакбаева с режиссером Абдоллой Карсакбаевым и способствовал написанию сценария к кинофильму «Меня зовут Кожа».
— Так получилось, что в свои 67 лет я впервые приехал на актюбинскую землю. Эта земля, где родились Нурпейис, Куандык, Отеген, Саги, Изтай, Есенбай, — священное место для казахской поэзии. Я взволнован тем, что моему приезду способствовало празднование юбилея Тахауи Ахтанова, — признался известный поэт и драматург Иранбек Оразбаев и прочитал стихи, посвященные Тахауи Ахтанову.
А вот еще одно признание. На этот раз народного артиста Казахстана, известного режиссера Есмухана Обаева:
— Могу заявить, что я всю жизнь занимаюсь тем, что изучаю мир Тахауи Ахтанова. Потому что все его драматические произведения я поставил на сцене. Первый раз ставил «Буран», когда мне было 22 года. В своих произведениях Таха даже посредством юмора заставляет зрителя глубоко задуматься.
«Он не только наш отец, но и сын своего народа»
Перед церемонией открытия фестиваля состоялась закладка камня памятника двум актюбинским личностям, видным представителям казахской литературы, народным писателям и лауреатам Госпремии — Тахауи Ахтанову и
Куандыку Шангытбаеву.
Автором монумента, который установят перед городской поликлиникой, является актюбинский скульптор Женис Жубанкосов. Начальник областного управления культуры Назира Табылдинова заверила собравшихся почетных гостей, среди которых были видные деятели культуры, а также дети и родственники писателей-классиков, что памятник откроют в декабре. Своими впечатлениями и воспоминаниями поделились лауреат Госпремии, секретарь Союза писателей Казахстана Иранбек Оразбаев, племянница Тахауи Ахтанова, доктор медицинских наук Айзада Наубетьярова и ветеран труда Утемис Аким. Откровенен был Дулат Ахтанов. По его словам, он выбрал техническую сферу, но тоже связанную с творчеством, — начинал кинооператором, а позже сам начал снимать документальные фильмы.
— Я с детства всегда находился возле отца и видел, как много он читал и переводил зарубежных классиков, — рассказывает он. — Но запомнился он мне своей простотой. Папа мог запросто беседовать как с давнишним другом, так и с любым встречным человеком на улице, который подходил к нему здороваться, хотя не всех узнавал. В Актобе мы приехали с сестрой Асией и другими родственниками. Благодарны актюбинцам, которые чтят нашего отца. Но Тахауи Ахтанов не только наш отец, он, в первую очередь, яркая звезда казахской литературы и сын своего народа.
— Что касается его творчества, я до сих пор перечитываю труды писателя и часто задумываюсь над его словами. Он никогда не писал неправду. Во всех своих произведениях присутствует он сам. Как-то раньше я этого не замечал, а со временем увидел отца в его же персонажах. Он был очень честным, наблюдательным, открытым, доброжелательным человеком и интересным собеседником. В своих произведениях автор все равно выражает себя, потому что человек не может писать то, что он не пережил. Помню, как ликовал отец, когда у него получился образ главной героини Назиры в романе «Шырағың сөнбесін», — признался Дулат Ахтанов.
Есмухан Обаев:
«Театр
должен быть о человеке»
Разговор с председателем жюри состоялся в разгар фестиваля, в начале третьего дня. Скажу сразу, что вопросов задавать почти не пришлось: у режиссера с 50-летним опытом работы все мысли о театре современного Казахстана были созревшими и сформированными. Оставалось только слушать и записывать.
О режиссуре
В Казахстане эта профессия очень молодая. Если в Греции профессиональной режиссуре уже тысячи лет, то в нашей стране она началась в 60-х годах прошлого века. Когда впервые появилась необходимость в подготовке режиссеров, они уже были, но их было мало. Наша режиссура началась с Жумата Шанина, великого казаха. Он и драматург, и режиссер, и организатор, и деятель, ученик Станиславского и Немировича-Данченко. Вторым был Аскар Токпаров, мой учитель. Затем Азербайжан Мамбетов. Мамбетовский период закончился два-три года назад.
Потом пошло наше поколение. К счастью, нам достались прекрасные учителя. Например, Абрам Мадиевский. Нас было подготовлено двадцать три режиссера для казахских театров, сейчас осталось только трое.
Почему я говорю о режиссуре? Потому что она и есть театр. Перефразирую: режиссер — это ум, честь и совесть театра. И при этом у нас сейчас нехватка режиссеров. Надо подготавливать новых, молодых. Средний возраст нынешнего казахстанского режиссера — за пятьдесят. Конечно, все работают до глубокой старости. И отчасти потому, что нас мало.
В стране 58 профессиональных театров, и только один вуз готовит режиссеров. В конце 2011 года я встречался с Президентом. И спросил у него: почему бы по программе «Болашак» готовить не только экономистов и нефтяников, а и режиссеров, балетмейстеров, дирижеров, хормейстеров? Ведь далеко отправлять не надо, Россия близко! Рядом сидели Канат Саудабаев, Мухтар Кул-Мухаммед, аким Алматы. Нурсултан Абишевич посмотрел на них и сказал: «Не істеп жүрсіндер? Давайте!». Вот это «давайте» пока еще не решилось…
О репертуаре
Министерство культуры очень большое внимание уделяет драматургии, пьесам. Каждый год объявляется конкурс драматургов. И очень хорошо, что появилось молодое поколение драматургов, которые серьезно пишут для театра. А то, помню, было всего два-три драматурга, из которых самому молодому, Дулату Исабекову, уже семьдесят лет. А сейчас есть кому писать, даже сенатор есть пишущий. Я смотрел его пьесу «Жетім бұрыш», хорошая пьеса. Теперь понятно, чем он занимается в Сенате, а то сидит и молчит всегда…
Наша драматургия просыпается, молодые приносят свои будоражащие темы. А главная тема — это тема человека. Мы не можем каждый день показывать исторические спектакли про ханов и батыров. То есть можем, но не надо. Человеку надо показывать человека. Его любовь, его боль, его ненависть, его независимость, его честолюбие, его зверство, его милосердие. Больше людям ничего не интересно. На партийные спектакли к юбилею вождей уже не пойдут.
В этом фестивале участвуют десять спектаклей, и у них дерзкий, разнообразный репертуар. И это говорит о том, что зрителю нужен такой театр, который покажет саму жизнь.
О технической части
Сегодня это большая проблема. Допустим, в вашем театре сцена не позволяет работать профессионально на требуемом уровне. Не подходят для работы свет, акустика, вместимость зала. Хотя в театре сделали ремонт, и очень хорошо сделали. Сильно больших средств на грамотное устройство сцены не требуется, надо просто пригласить хороших специалистов. Вот мы в ауэзовском театре меняем кресла, должен измениться звук.
Не скажу, что тут одни проблемы. За годы независимости появилось много новых театров, но и они не все технически отвечают требованиям. В новом оперном театре Астаны уже идут постановки, а ремонт еще не закончился. Итальянские специалисты уйдут только через два года. Сколько еще надо доделать, всю сценическую часть…
Казахстан — единственная республика в мире, в которой профессиональные театры работают на шести языках: казахском, русском, немецком, корейском, уйгурском и узбекском. Это великое разнообразие, и очень нужны новые режиссеры и хорошее техническое оснащение.
Об актерской
зарплате
К сожалению, не всегда актер или режиссер может позволить себе работать по профессии, особенно в чужом городе. Сколько наших выпускников приезжает в театры и быстро уезжает или даже меняет профессию! Почему? Потому что заработной платы не хватает, чтобы снимать жилье. А ведь надо еще и кормиться, одеваться, содержать семью, поднимать детей. В Астане, знаю, актеры балета десятилетиями живут в общежитиях, не в состоянии купить жилье, а арендное очень дорогое.
Сейчас, увы, не то время, когда актеры, как звезды советской сцены, зарабатывали и на все хватало. Мне возражают: мол, они шабашат на свадьбах. Но и эти свадьбы не каждый день, и на них полно других, тоже зарабатывающих.
Отпускаю ли я актеров на шабашки? Они как-то сильно не афишируют, явно не отпрашиваются. Да и когда, если каждый вечер спектакль? Если в расписании есть свободное время — конечно, пусть человек идет и заработает кусок масла на хлеб.
О привлечении
зрителей в театр, ценах на билеты и привлекательности театра для зрителя
Билеты должны быть дешевыми! Театры финансируются государством. В нашем театре самый дорогой билет стоит полторы тысячи тенге, самый дешевый — двести. И их разбирают. Люди идут, во-первых, на репертуар. Во-вторых, на любимого режиссера. И на актера. Но не надо загонять в театр силком, привозить грузовики с солдатами, которые будут спать, не надо приводить детей на взрослые пьесы. Ребенок пусть начинает с кукольного театра, потом со сказок, а затем уже будут молодежные постановки и взрослые пьесы. Солдат пусть почувствует необходимость сходить в театр, и тогда пойдет, а иначе у него останется ощущение, что это такая большая красивая спальня.
В чем сладость театра для зрителя? В том, что это всегда диалог. Фильм отсняли, и все — в нем больше ничего не изменится. А спектакль, даже многократно повторенный, каждый раз как заново. Другой зритель — другая реакция зала — другое настроение — другой спектакль.
О малых городах и непрофессиональных театрах
Мы должны заботиться о малых городах, не забывать их, ездить и показывать постановки. Жители малых городов не виноваты, что не везде есть театры, что клубы приватизированы или просто разрушены. Наша обязанность — нести театр в провинцию, в глубинку.
Клубные, школьные и студенческие театры — это, бесспорно, хорошо. Люди учатся искусству, растут духовно, читают. Да это и просто приятно. Пацану-актеру приятно, что девочка с косичками, которая в школе на него внимания не обращает, теперь смотрит с восхищением.
Досье «АВ»
Обаев
Есмухан Несипбаевич
Родился в 1941 году. Режиссер, выпускник театрального факультета консерватории им. Курмангазы. Работал режиссером четырех крупных театров Казахстана, возглавлял один из них. Также работал ректором театрально-художественного института, первым заместителем министра культуры РК. Награжден орденом «Парасат». Народный артист РК, почетный гражданин Алматинской области.
Призовых мест
не будет
Театральные
коллективы и артистов наградят по
отдельным номинациям. Об этом было заявлено на пресс-конференции
с участием членов жюри и
представителей оргкомитета
фестиваля.
Вначале заместитель председателя Комитета культуры Министерства культуры и информации РК Роза Карибжанова рассказала о том, что цель фестиваля, проводимого с 1991 года, — развитие театрального искусства. По ее словам, сегодня в Казахстане работают около 50 театров, и десять из них участвуют в XXI фестивале.
— Желающих участвовать было предостаточно, поэтому коллективы заранее прошли тщательный отбор, — пояснила столичная гостья.
Организаторы фестиваля — Министерство культуры и информации РК и акимат Актюбинской области при поддержке фонда духовной поддержки народа Казахстана.
Роза Карибжанова ознакомила присутствующих с порядком награждения призеров и победителей. Как она заявила, отличившимся труппам не будут присуждаться места, как в предыдущие годы. Вместо этого их наградят по отдельным номинациям. По решению жюри лучшему коллективу достанется номинация «Самый лучший спектакль». Жюри возглавляет известный режиссер, народный артист Казахстана Есмухан Обаев.
— Данный фестиваль, в первую очередь, нужен для того, чтобы узнать состояние и художественный уровень наших театров. Исходя из этого, будет определено завтрашнее направление, — отметил председатель жюри.
Одно из основных требований к участникам фестиваля — постановка произведений отечественных авторов. Директор и художественный руководитель Государственного академического русского театра драмы имени М. Горького, заслуженный деятель Казахстана Еркин Касенов рассказал о трудностях русских театров в постановке произведений казахских драматургов.
— Их труды не переведены на русский язык, поэтому надо вплотную взяться за это дело. В нашем репертуаре есть три произведения казахской драматургии, которые мы перевели сами. В этом плане театрам тяжело, особенно во время подготовки к гастрольным турне перед казахскими диаспорами в России, — признался руководитель русского театра.
Над Главной темой работали Абат КАРАТАЕВ и Шолпан ТУЛЕУЛОВА