Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Вокруг нефти

фото интернет

Хищения и теневой оборот нефти особо актуальны для нашей области.
Уполномоченные и правоохранительные органы неустанно устраняют причины и условия нелегальных операций. Совершенствуется законодательство, но проблема остается.
Прокуратура области сделала еще одну попытку искоренения зла. Собрала команду экспертов из правоохранителей, налоговиков, экологов и геологов, чтобы найти ответы на два вопроса. Какие факторы все еще способствуют хищениям нефти? Что нужно сделать, чтобы устранить их? Об итогах совместной работы первый заместитель областного
прокурора Нурдаулет Суиндиков рассказал в ходе пресс-конференции.

Ухищрений масса.
Во-первых, несмотря на требования об автоматизации учета, отдельные компании все еще выгодно практикуют «дедовские» методы. Сырье из скважин поступает не в централизованный коллектор, а в отдельные цистерны, где объем добычи определяют линейкой.
— Межведомственная следственно-оперативная группа по обращению ТОО «Сагиз Петролеум Компани» расследует уголовное дело. Операторы, мастера и охранники одного из месторождений по ночам продавали нелегалам нефть из таких емкостей. На сегодня установлено хищение 530 тонн, расследование продолжается, — поделился подробностями прокурор.
Во вторых, воровству способствуют бесхозные или законсервированные месторождения. Одним из них несколько лет назад воспользовалась преступная группа Каиркулова. За кражу свыше 50 тонн нефти по приговору суда пять человек лишены свободы от трех до шести лет с конфискацией имущества.
— В-третьих, некоторые компании списывают большие объемы нефти на технологические потери и собственные нужды. К примеру, АО «СНПС-Актобемунайгаз» в период с 2014 по 2016 годы списало 88 тысяч тонн на техпотери. Эти объемы определены на основании нормативных документов советского периода. Уже упомянутое «Сагиз Петролеум Компани» за эти же годы использовало для горячей промывки скважин 2 тысячи тонн нефти. Четкой методики расчетов таких потерь нет. На наш взгляд, подобная практика не исключает злоупотребления со стороны недобросовестных работников нефтедобывающих компаний, которые могут скрыть под видом потерь похищенное сырье, — констатировал Нурдаулет Суиндиков.
Основным орудием преступлений являются нефтевозы. Их количество в области с 2012 года снизилось втрое: с 1 200 до 400, в основном в результате уголовно-правовых мер и судебных конфискаций. К использованию таких автомашин и к перевозке нефти не установлены особые требования, позволяющие исключить или минимизировать использование нефтевозов в нелегальных операциях. Похищенная нефть легализуется путем составления фиктивных документов, а также с использованием нефтеналивных терминалов и нефтеперерабатывающих заводов малой мощности.

И последнее, нефть вывозится из страны под видом иного нефтесодержащего продукта, что позволяет обойти разрешительные процедуры. Для этого достаточно незначительно изменить ее состав. Добавляют либо извлекают определенные вещества. Получают новый продукт, дают ему название, разрабатывают паспорт качества. На сегодня существует более 100 разновидностей таких продуктов, имеющих стандарты предприятий, а по сути, это та же нефть. Манипуляции придуманы для экспорта в обход ограничений. Так поступила транснациональная группа из граждан Молдовы, Казахстана и Армении. С 2012 по 2013 годы она вывозила нефть за пределы страны под видом остатков атмосферной перегонки. Девять преступников осуждены к лишению свободы сроком от восьми до десяти лет с конфискацией имущества.
— В целом за последние пять лет в Актюбинской области расследовано 160 уголовных дел по фактам хищения нефти, установленный ущерб по которым составил свыше 7 млрд тенге, — подытожил Суиндиков.

Кардинальные предложения.
Эксперты по итогам анализа разработали ряд предложений. Первое. Они предлагают использовать только автоматизированный учет добычи нефти с применением замерных установок с утверждением единых требований к таким устройствам. Пока же законодательство позволяет применять иные способы учета, кроме автоматизированного. Мерные емкости и линейки должны остаться в прошлом, что минимизирует хищение нефти со скважин.
В Административном кодексе предлагается предусмотреть приостановление эксплуатации скважин в случаях неисполнения предписания об установке автоматизированных приборов учета.
Второе. Внедрение современных технологий по охране месторождений.
Существующая практика неэффективна, зачастую сами охранники становятся членами преступных групп. Внедрение электронных охранных систем с дистанционным наблюдением за объектами позволит в режиме онлайн следить за передвижением людей и техники, вести фото- и видеофиксацию охраняемой территории.
Третье. Нормативная регламентация определения и утверждения объемов нефти, используемых для собственных нужд, а также технологических потерь. Определение четкой методики расчета, согласование конкретных расчетов с уполномоченными органами позволит минимизировать теневой оборот. Также целесообразно установление специального налога или иного платежа в бюджет на использование нефти на техпотери и собственные нужды. Это будет стимулировать внедрение технологий добычи с минимальными потерями.
Четвертое. Совершенствование информационной системы учета и контроля. На сегодня Минэнергетики довольствуется сведениями самих недропользователей. Для должного учета, анализа и контроля за производством и перемещением нефти и нефтепродуктов целесообразнее интегрировать информационные системы всех заинтересованных структур. В соседней России действует государственная система «Нефтеконтроль».
Пятое. Сейчас нефть транспортируется с минимальным пакетом документов, хотя относится к стратегическому сырью. Оборот бензина, дизельного и авиационного топлива находится под контролем налоговых органов. Такая же система отчетности позволит минимизировать объемы незаконного оборота нефти.
Шестое. Перемещение нефтевозов никем не контролируется. Практика показывает, что услуги по перевозке нефти должны оказываться на основании специального разрешения. Достаточно отнести нефть к категории опасных грузов. Нефтевозы стоит оборудовать системами фиксации передвижения и дистанционного контроля, GPS-навигаторами. Подобная практика стала нормой для российских транспортных компаний.
Седьмое. Предложено нормативно упорядочить процесс разработки стандартов организаций на виды нефтепродуктов, а также внедрить их согласование или утверждение уполномоченными органами. Действующие стандарты также должны пройти согласование. В качестве альтернативы можно ввести единые национальные стандарты.
— Эти и другие предложения по устранению причин и условий для хищения нефти направлены нами в Генеральную прокуратуру, где были поддержаны. Сейчас все идеи изучает правительство. Надеемся, что ответственные министерства с должным вниманием изучат наши предложения и в ближайшее время предпримут необходимые меры по их реализации, — сообщил первый заместитель областного прокурора Нурдаулет Суиндиков.

Сара ТАЛАН

Колонка "Взгляд"