Воспоминания о школьных годах, настоящие учителя остаются в нашей памяти и сердце навсегда.
В первый учебный день поздравьте, пожалуйста, учителей! Пусть даже школьные деньки давно позади, а педагоги уже на пенсии. Подарите им внимание и тепло, как когда-то их улыбки согревали ваши сердца на школьных уроках.
Мои детские, самые теплые воспоминания тоже неразрывно связаны со школой … и с бабушкой.
У бабушки Гали дома, как и полагается преподавателю русской и казахской литературы, собрана большая библиотека. Для меня, четырехлетки, она тогда выделила собственный ящик с книгами, который располагался внизу, так мне было очень удобно доставать нужные книги. Галина Борисовна собирала для нас с двоюродными братьями целую детскую библиотеку, советовала, какие книги выбрать в первую очередь. Особенно запомнилось мне, как она пересказывала наизусть сказки Пушкина, Андерсена и Перро, трогательные рассказы о животных Чарушина, «Сказку о громком барабане», приключения Чука и Гека и многие другие…
Галина Борисовна каждый день сама много читает. В детстве мне очень хотелось во всем походить на нее и также научиться читать книги. Она каждый раз весело подбадривала меня, цитируя стихотворение Берестова: «Как хорошо уметь читать! Не надо к маме приставать, Не надо бабушку трясти: «Прочти, пожалуйста, прочти!».
В четыре года я начала осваивать букварь. Когда занятия в школе заканчивались, бабушка и дедушка вместе с нами, внуками, отправлялись на дачу. Там, среди душистого и разноцветного убранства, в перерывах между садовыми работами бабушка и учила нас читать, а когда уставали, то пили чай с вкусными беляшами. Тогда же мы научились играть в слова, в съедобное и несъедобное, определять род у существительных, даже устраивали соревнования… Но делалось это в форме игры, мы и сами не замечали, как осваивали уже школьную программу по русскому языку…
В саду росло немало цветов, но с детства помню, что главным украшением были прекрасные розы. Бабушка Галя, как никто другой, знает секреты ухода: когда полить и укрыть от холода, как правильно подрезать. «Цветы не у всех так цветут, а только у кого рука легкая, нрав добрый», — любит повторять она. Думаю, что не ошибусь, если скажу, что она так же бережно относилась к процессу воспитания молодого поколения, как к выращиванию роз. Многие могут возмутиться: разве можно сравнивать столь ответственную подготовку учеников с разведением цветов? Но дело здесь не только в том, что «дети — цветы жизни», думаю, что Галина Борисовна в своей профессии шла дальше, наполняя уникальным содержанием выражение Маленького принца по отношению к своей розе: «Мы всегда будем в ответе за тех, кого приручили».
С детства помню, что бабушка каждый день добросовестно, с огромной любовью выполняла свою работу. После занятий в школе садилась за тетради, готовилась к урокам. К ней обращались в любое время как по учебному, так и по личному вопросу. До сих пор некоторые выпускники звонят любимому учителю за советом. Для всех учеников Галина Борисовна находит нужные слова и проявляет искреннее участие.
Общепризнанно, что профессия педагога требует не только больших знаний, но и духовных сил, выдержки и даже мужества. С гордостью отмечаю, что бабушка смогла своим личным примером вдохновить множество своих выпускников на выбор данной профессии, несмотря на все сложности и трудности.
Так, одноклассница моей мамы, выпускница средней школы № 3, к.м.н., ассистент курса коммуникативных навыков ЗКМУ имени М. Оспанова г. Актобе Алуа Миралеева вспоминает с особой теплотой: «Галина Борисовна Семеновская вела у нас русский язык и литературу в 9-10 классах. Для меня Галина Борисовна — это подтверждение слов Антона Чехова о том, что «в человеке все должно быть прекрасно — и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Всегда подтянутая, с аккуратной прической, красиво одетая, Галина Борисовна вела занятия, никогда не повышая голос. А у нас и в мыслях не было шуметь, перебивать ее. Я навсегда запомнила нашу подготовку к необычному уроку, посвященному творчеству Сергея Есенина. Нас поделили на три группы и дали полную свободу, мы старались как могли, учили стихи, не входящие в программу, искали плакаты и настенные календари с изображениями природы. Сейчас это называется «интерактивные методы обучения», но тогда, почти 40 лет назад, это было как глоток свежего воздуха».
А начиналось все, наверное, с глубокого детства. Когда наша прабабушка Нина Александровна Мамонтьева, член ВКП(б), секретарь Родниковского райкома КПСС Актюбинской области, будучи интеллигентной, начитанной, привила дочери любовь к книгам и чтению. Уже тогда Галина Семеновская задумала связать свою будущую профессию с филологией.
После окончания Уральского педагогического института имени А. Пушкина (в настоящее время — Западно-Казахстанский государственный университет имени
М. Утемисова), имея за спиной многолетний педагогический стаж, Галина Борисовна сама начала готовить пособия, одна из первых в Казахстане создавала систему преподавания казахской литературы, исследовала преемственность традиций творчества казахских писателей и поэтов. К поставленным задачам всегда подходила творчески и с большой ответственностью.
У бабушки учились и ее дети: моя мама и дядя. Каково это, когда мама ведет уроки в твоем классе, конечно, лучше спросить у них. Но, думаю, это очень большая ответственность: не подвести маму-учителя, показывать примерное поведение и отличную успеваемость.
Нам с братьями посчастливилось не меньше: мы росли на ее глазах, и бабушка всячески развивала нас. Когда немного подросли, она старалась привить нам патриотические чувства, мы взахлеб читали «Четвертую высоту», «А зори здесь тихие», а потом горько плакали над судьбами героев. Как все дети, любили строить дома шалаш. Дедушка сказал, что наше получившееся творение ему больше напоминает вигвам. Мы не совсем поняли смысл этого названия. И тогда бабушка познакомила нас с приключенческими романами Джеймса Фенимора Купера про индейцев. Казалось, что у нее для каждого на любой случай заготовлена подходящая книга, которая запомнится потом на всю жизнь.
За проделанную работу Галина Борисовна Семеновская в 2002 г. была удостоена высокого звания «Почетный гражданин Актобе». Но даже получив такую престижную награду, педагог всегда говорила, что старалась не ради славы, а по велению души, из-за преданности делу.
Выпускники Галины Борисовны Семеновской, а их десятки тысяч, окончили ведущие вузы Казахстана и России, стали высококвалифицированными специалистами в самых разных сферах.
Галина КУРЕНКОВА