Великий и скромный Даркембай Шокпаров взрастил плеяду последователей. Один из них – учитель Шубаркудыкской школы № 4 Нурлан Джакибаев.
То, к чему тянется душа
– Еще в 1980-е прочитал в одном из журналов, наверное, в «Пионере», об уникальном мастере Даркембае Шокпарове, загорелся мечтой познакомиться с ним. 143 его публикации прочел в СМИ с 1980-го по 2003 год, – вспоминает Нурлан Саулебаевич. – Я начал трудовой путь после окончания АИПТ оператором подземного ремонта скважин в НГДУ «Кенкиякнефть». Технический склад ума от отца, но тяга к ремеслам была такой, что через четыре года пошел-таки работать в школу.
Тогдашний директор школы № 4, ныне покойный Таскымбай Сабенов, во всем поддерживал молодого трудовика, направлял его. Когда узнал, что он мечтает съездить в Акши для знакомства с известным ремесленником, еще и командировку учителю оформил.
Нурлан знал, что мастер работает на факультете декоративно-прикладного искусства КазНАИ, потому по приезде в Алматы прямиком пошел в академию и Даркембая Шокпарова нашел сразу. Завязалось сотрудничество, а следующая поездка в Акши была уже с учениками. Это было в самом начале нового века.
– В первой группе были Мурат Тауекелов, Туребек Ашикбаев и моя дочь Орынгуль. Мурат еще при Даркембае окончил факультет, где работал мастер, Туребек сегодня имеет собственную мебельную мастерскую в нашем селе. Орынгуль получила диплом культуролога в КазНУ имени аль-Фараби и много лет работала в управлении культуры, сейчас трудится в недавно открывшемся центре «Саба», – продолжил собеседник. – После смерти корифея связь с музеем в Акши не прекратилась, так как я подружился с Даулетом Даркембайулы, который является научным руководителем исследований моих учеников. Прежде этим занимался его отец.
За почти 40 лет педагогической деятельности двести подопечных учителя труда защитили 124 проекта. 67 стали призерами областных и республиканских конкурсов различного характера, десять победили в республиканских конкурсах научных проектов школьников, еще десять – в международном конкурсе по механике и математике имени У. Жолдасбекова. Эти двадцать победителей учились в вузах по государственным грантам.
Результаты педагогического опыта Нурлан Джакибаев собрал и обобщил в двухтомнике. Еще два тома по даркембаеведению готовы к изданию.
В 2019-м для инвентаризации элемента терi өндеу (традиционного казахского искусства обработки кожи) в мастерской кожевника прошел тренинг ЮНЕСКО, недавно – І республиканская научно-практическая конференция «Казахская традиция возделывания кожи: исторический опыт, современное состояние и перспективы развития», о которой «АВ» писал в № 92 за 15 ноября 2024 года.
– Акимат Темирского района подписал несколько меморандумов, благодаря которым возможности моих воспитанников станут шире, – делится надеждой учитель. – Мы уже планируем поездку в музей имени Даркембая Шокпарова, знаем, чем займемся в мастерских при нем. Школьников из всей области готов принять летом на обучение, если будет поддержка исполнительной власти.
Внук ремесленника
На вопрос о корнях Нурлан Джакибаев ответил, что искусством обработки дерева владел его дед по матери Абдулла Нурмагамбетов (1887-1963 годы):
– До сих пор пользуюсь рабочим столом, который сделал дед. Увы, Абдуллу я не помню. Но знаю, что у него была тазы, возможно, и охотником был.
А вот фото Абдуллы (справа) со старшим братом Нуртазой Байменшиным (1884-1947), сделанное в 1913 году в Оренбурге. Оба были репрессированы. Абдулла по статьям 58-7, 58-8 отсидел 10 лет, Нуртаза – юрист, консультант Верховного суда – по 58-10, 58-11. Судя по дате смерти, из лагерей Нуртаза не вернулся.
Человек-легенда
Отец Даркембая Шокпар умер, когда мальчику было 13 лет, и его взял на воспитание брат отца Ахмет, владеющий множеством ремесел. Дядя и обучил племянника всему, что умел.
Даркембай Шокпаров – выпускник отделения полиграфии Алма-Атинского художественного училища имени Н. Гоголя (сейчас колледж декоративно-прикладного искусства имени О. Тансыкбаева. – Прим. автора) и КазПИ имени Абая. Причем обучение в училище прерывалось службой в армии. Оттуда парень выслал любимой однокласснице Балжан, впоследствии ставшей его женой, шкатулку с ее портретом, выполненную собственноручно.
Когда пришло время задуматься над темой дипломной работы, учащийся выпускного курса Шокпаров обратился к тогдашнему директору Акрапу Жубанову за разрешением изготовить набор для кумыса, что требовало серьезных умений в обработке дерева и кожи. Акрап Кудайбергенович просьбу одобрил, а дипломная комиссия была в приятном шоке во время защиты.
После получения первого диплома работал художником в Казреставрации, был наставником у тогда еще молодых Кырыма Алтынбекова, Естая Даубаева, Жолаушы Турдыгулова, Берика Алибая.
Много ездивший, в том числе за рубеж, в Венгрии мастер был потрясен музеем национальных музыкальных инструментов и загорелся идеей создать такой же в своей стране. Вернувшись, обратился к замминистра культуры Узбекали Джанибекову, который идею поддержал с радостью, и сегодня мы имеем музей имени Ыкыласа.
В экспозиции паноптикума немало инструментов из личной коллекции Даркембая, многие им выполнены, а некоторые утерянные восстанавлены со слов очевидцев. Например, желбуаз (подобие шотладской волынки), шартылдауык или популярный сегодня козлик-ортеке.
Как человека, глубоко знающего казахские традиции, Даркембая Шокпарова часто приглашали в качестве консультанта, например, по части этнографии в фильме «Султан Бейбарс». Дружил с режиссером Нурланом Ахтановым и был консультантом его документально-публицистических фильмов «Возвращение мастера», «Дом без углов», «Зергеры». Благодаря классической внешности много снимался в эпизодах, в частности, в кинокартине «Баян Сулу и Козы Корпеш».
Пропаганда казахского прикладного искусства была целью жизни мастера, а кто усваивает информацию лучше детей? Поэтому просветительскую работу Даркембай Шокпаров вел и в республиканской детской периодике. К слову, его сын, верный слову, данному отцу, тоже занимался популяризацией ремесел: 70 выпусков передачи «Арғымақ» на канале «Балапан» были посвящены им.
Даулет Даркембайулы привел случай, иллюстрирующий скромность великого человека:
– Мы жили в небольшом доме на окраине Алма-Аты, и отец, как все, стал в очередь на квартиру. 25 лет простоял, пока список очередников не попал в руки тогдашнему мэру столицы. Он возмутился, что заслуженный человек до сих пор не имеет государственного жилья, и в 1989-м мы въехали в пятикомнатную квартиру.
В Акши мы с отцом ездили каждую неделю, но в 1996-м, когда ему исполнилось 50, он принял решение поселиться на родине.
Мы оба понимали, что нужен не просто дом, а территория с перспективой. Недалеко от дороги как раз стояло огромное заброшенное здание. Это была контора виноградных плантаций с прилегающей территорией – то, что надо! Аким села обрадовался, так как небольшая сумма, которую мы имели, покрыла бы часть задолженности перед крестьянами.
Родственники объявили асар, здание отремонтировали в короткий срок, и мы его оборудовали под мастерские, хотя пара комнат для жилья имелась. Позднее в здании сделали музей казахских ремесел, а мастерские выстроили рядом.
Замечу, что параллельно с работой в Акши отец преподавал на кафедре художественной обработки металла и дерева КазНАИ, куда после его смерти меня пригласил декан факультета Сейткали Шалабаев. Я проработал ровно один выпуск, после плотно занялся мечтой отца – укреплением и развитием музея казахских прикладных ремесел, экспонаты для которого он собирал многие годы.
Кстати, один из первых экспонатов – капкан. В камышах Приаралья в него попались девять туранских тигров, некогда бывших напастью местных жителей.
Когда отцу диагностировали серьезную болезнь, он надиктовал мне много заданий, и я дал обещание все реализовать. Помимо заведования музеем, обучаю обработке дерева и металла в колледже при КазНАИ, на практику вожу учащихся в свой музей, который сейчас является госучреждением.
По словам собеседника, музей имени Д. Шокпарова, расположенный у трассы по направлению множества этномаршрутов, очень популярен:
– Трассу Западная Европа – Западный Китай проложили в стороне от Акши, тем не менее до пандемии посетителей было до 13 тысяч в год. Сейчас число подтягиваем благодаря мастер-классам. Например, по гончарному делу, ювелирному, кожевенному.
Помимо Даулета, у Даркембая и Балжан Шокпаровых еще двое детей. Младший Асыл – юрист, дочь Куралай – филолог. Кстати, ее муж – известный художник Нурлан Килибаев.
Татьяна ВИНОГРАДОВА,
Актобе – Шубаркудык – Актобе