Только у каждого своя цель, считает президент областной федерации мотокросса Александр Новиков. Во всяком случае, двигаться вперед, преодолевая препятствия, надо учиться всем.
Приехать в экстрим-парк, что на Кирпичном, достаточно доступно. Здесь можно взять напрокат мотоцикл или квадрацикл и прокатиться по трассе. Водительских прав не надо, особые навыки тоже не обязательны. Даже если вы никогда в жизни ближе 10 метров не подходили к такой технике, вам помогут, объяснят — было бы желание. Многие приезжают просто попробовать.
По словам Александра Новикова, в Актобе один из лучших в Казахстане треков в части оснащенности и ухоженности. В этом году начали делать освещение трассы.
— У нас свой магазин, который позволяет зарабатывать средства для покупки, ремонта и содержания мотопарка. Тут же гостиница, спортзал, столовая, сервисная зона и сам трек рядом со зданием, это важно для участников соревнований и спортивных сборов, — рассказывает мой собеседник.
Аналогичные клубы есть в других городах Казахстана, но, увы, они зачастую базируются по гаражам да дворам. В Алматы подобные треки есть, но у них нет такого здания. Столь полного и разностороннего уровня оснащенности парка, уверен Новиков, нет больше нигде в республике.
— На открытый чемпионат Казахстана по мотокроссу, который проходил в Актобе в апреле т.г., к нам приезжали спортсмены из Оренбургской, Уфимской, Челябинской, Екатеринбургской областей. Из Казахстана были Алматинский, Акмолинский, Карагандинский и Костанайский регионы. И похоже, что мы пустили такую волну — в Нур-Султане, знаю, сейчас проектно-сметную документацию готовят, землю уже выделили им. Начались движения и в других городах, — говорит Александр Юрьевич.
Это было, было…
Все началось с городского центра технического творчества, что на Новаторов. Многие нынешние хорошие технические специалисты в детстве проходили через это учебное заведение. Там получали азы техники и механики. Делали картинги, снегоходы, мотодельтапланы. Была и есть авиа-конструкторская лаборатория, кружки моделирования.
— Мы все были преподавателями в центре, — рассказывает Новиков. — В 2000 году ушли, потому что на ту зарплату педагога дополнительного образования существовать было сложно. Многие подались в бизнес. 10-15 лет поработали на себя, выполнили какие-то миссии перед семьей — дом, тополя, дети — и вернулись к любимому делу. Но были семьи, которые оставались верными мечте, например, Александр Бондарчук. Он взял на себя ношу по строительству трека и вместе с сыном Кириллом практически сделал эту трассу — это не менее 500 КамАЗов грунта. Хорошо помогла компания «Интерстиль». Но все мы понимали — нужно было здание, чтобы расти в ширину и высоту.
В 2016 году единомышленники обратились в акимат, получили поддержку. Так вот и появилось на свет здание мотоклуба.
Экстрим-парк полностью на самообеспечении, в том числе все налоги, комуслуги и прочие текущие расходы.
Смысл жизни
Планы у наших героев не грандиозные, реальные. Нужна помощь, считают они, чтобы у детей от 9 до 15 лет привить интерес к мотоспорту. Тогда его в Актобе можно будет вывести на новый уровень, сделать более массовым. Хотелось бы, чтобы родители не покупали мототехнику, а приводили детей сюда, и ребята просто катались, при этом получали первичный опыт ремонта, обслуживания техники, да и профориентационная работа проводилась бы.
— То есть все то, что всегда было в городском центре технического творчества, — уточняет Новиков. — За последние 20 лет ребята, которые с самого начала были с нами, уже выросли и получили такие знания, что им пригодились в жизни. Сегодня это высококвалифицированные специалисты, которые с любой техникой на ты — будь то авиа, авто или мото.
Для настоящих мужчин это важно.
Однозначно, это хлопотное дело. И никогда легко не было. Брали кредиты, продавали квартиры, в семьях были споры… Потому что такая техника всегда была дорогая, да и содержание было недешево.
— Я не смогу без этого жить. Это мой смысл жизни. А супруга и родные всегда меня понимали и поддерживали.
Такая вот миссия
В какой-то момент, когда ребята решали — браться за этот проект или нет, выстраивали целеполагание и определялись с мотивацией, пришло общее понимание — дело нужное. В этом они увидели свою миссию — поделиться с теми, кто так же, как и они, ищет себя, свою мечту и возможности ее реализовать.
У Новикова на претворение планов в жизнь ушли годы. В 17 лет он построил собственный мотодельтаплан на авиаремонтном заводе, после армии еще один, затем облетал их. Во время облета познакомился с мотогонщиками. И так увлекся этим делом, что при городском центре ребята открыли свою лабораторию по мотокроссу. А дальше пошло-поехало…
Сейчас Александр хочет значительно сократить путь поисков себя для нынешних подростков и молодежи. Впрочем, мотоспорт доступен в любом возрасте и для любого пола.
— Потому что прыжки, которые здесь получаются — это намного интереснее, чем сидеть на диване, — делится мнением Александр. — Многие профессиональные спорт-
смены — боксеры, борцы и другие — те, кто заканчивают карьеру, мотокроссом компенсируют уход из профессии. Потому что, как они говорят, ничего другое с ним не сравнится по нагруженности и адреналину.
И вообще, есть такая зависимость — либо жить, либо не жить. Жить по полной, летая, или прозябать — каждый делает свой выбор, — считает мой спикер.
Особенный характер?
В детстве Новиков настолько боялся высоты, что подняться на второй этаж для него было настоящей проблемой. Подталкивала к преодолению страхов мама. Она всегда находила какие-то его слабости, раскладывала все по полочкам и подсказывала, что сделать, как преодолеть, исправить, сделать шаг вперед. И первая поддержала Александра, когда тот решил заняться мотокроссом.
Старший сын моего героя тоже увлекся мотоциклами, докатался до кандидата в мастера спорта. И дальше решил связать себя с музыкой. Две дочери — на уровне поболеть, посмотреть. Младший сын совсем еще маленький, но уже вполне уверенно катается на электроквадрацикле. Настаивать, заставлять не будет, решил Новиков. Это не всегда простой путь, нужно осознанное решение.
Если бы жена и сам не занимались бизнесом, пришел бы в этот спорт — вот так без денег, с нуля?
— Я машины продавал, в гаражах жил, по ночам таксовал для того, чтобы бензин приобрести и все равно поехать на тренировку. В 90-е годы, когда денег и работы практически не было, именно этот вид спорта мотивировал нас на то, чтобы мы искали возможные пути. И многие люди тогда поддерживали, помогали работой, деньгами и делами. Как, к примеру, Геннадий Зобенко, который в сумках из Москвы на поезде привез нам двигатели для картингов. А на открытие экстрим-парка магазин «Энергия» подарил нам огромную коробку с инструментами, которыми мы пользуемся и по сей день. И таких людей было много.
Федерация имеет статус общественного объединения. Регулярно проходят тренировки, на которых занимающиеся здесь люди делают все, включая уборку территории и вынос мусора. Без них мотоклуба просто не было бы. А чтобы увеличить число… Нужно тепло, свет, газ… Нужна поддержка властей, спонсоров и горожан.… Но были и худшие времена, поэтому есть твердая уверенность, что все получится. Ну, а актюбинцев Новиков приглашает попробовать свои силы и прокатиться на мотоцикле или квадрацикле. Причем цены здесь вполне приемлемые.
Мотоциклы покоряются смелым
Занятия мотоспортом способствуют физическому развитию, расширяют функциональность и возможности организма, воспитывают ряд ценных физических и психических качеств: смелость, умение мгновенно оценивать сложившуюся ситуацию и принимать правильное решение, способность к оправданному риску, выносливость, организованность. Здесь особенно значительной перестройке подвергается нервная система: повышается сила и подвижность нервных процессов, совершенствуется функция анализаторов, увеличивается быстрота и точность зрительного восприятия, вырабатывается способность к точной оценке пространственных и временных отношений. Укрепляется опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистая и дыхательная системы.
В психологическом плане спортсмен получает бесценное развитие за счет достижения высокой степени адаптации к максимально частой смене объектов наблюдения, выработки способности в доли секунды не только фиксировать их, но и давать им количественную и качественную оценку.
Инесса ФАДЕЕВА
Фото предоставлено федерацией мотокросса