Исторически сложилось так, что для казахстанского общества традиционными религиями являются ислам суннитского направления ханафитского мазхаба и христианство православного толка. Государство создает комфортные условия для верующей части населения. Несмотря на это, над нашим светским государством нависает и укрепляется такая угроза как салафизм.
Кто такие салафиты?
Термин «салафизм» исторически обозначает направление в исламе, которое призывает верующих ориентироваться на «праведных предков», «салафов», то есть сподвижников (сахаба) пророка Мухаммада и их последователей в следующем поколении (табиин). Термин «салафизм» со временем исказился, и на данном этапе это понятие представляет радикально настроенную группу последователей этой идеологии, называющихся салафитами, которые ведут бескомпромиссную войну против всех, кто не разделяет их взглядов, возбуждая ненависть между народами и культурами.
Основной особенностью нынешних салафитов является крайний буквализм в толковании ими исламских источников – Корана и сунны (пример пророка Мухаммада). Салафиты отвергают различные нововведения, призывая жить по канонам того ислама, который был во времена пророка Мухаммада и его сподвижников. Они запрещают паломничество к могилам святых, рассматривая это как поклонение мертвым. Взывание к Пророку они рассматривают как одно из проявлений ширка (многобожия).
Более того, с их точки зрения, запретными считаются любая музыка, театральные представления и некоторые виды спорта, существует еще ряд принципиальных отличий салафизма от ханафитского, умеренного течения ислама.
Эти идеи проникли в Казахстан достаточно давно – в середине 80-х годов прошлого столетия. В начале 2000-х на юге Казахстана образовался ряд салафитских джамаатов. При этом в Казахстане салафизм даже не подпал под запрет, хотя во многих странах это течение считается экстремистским.
В настоящее время оно не пользуется поддержкой населения. Более того, абсолютным большинством оно отвергается, так как его представители противопоставляют себя обществу и государству. Ведь с давних времен казахи показали себя толерантным и гостеприимным народом, где радикальные взгляды неприемлемы, так как в Казахстане живут представители многих национальностей с разными взглядами, верованиями, но с единой историей, объединяющей всех.
Последствия вольной трактовки ислама
Новый круг приверженцев салафизма формируется благодаря «горе-учителям», не имеющим соответствующего образования — вольное комментирование Корана и хадисов Пророка, фальсификация их истинности и объективности уводят слушателей по «ложным коридорам» исламского вероучения.
Идеологи салафизма профессионально психологически атакуют сознание верующих. В лице авторитетных представителей данного учения вступают в своеобразный жесткий спор, предметом которого становится специфичное трактование постулатов ислама. Причем у верующих создается ощущение, что предмет спора и их трактование – это настоящая истина.
Идеология салафизма конкретно спроецирована на подрастающее поколение всех обществ и государств. Молодежь в случае ее рекрутирования в ряды салафитов будет выступать продолжателем и реализатором идеологии салафизма, конечным результатом которого является борьба идеологов, доходящая до открытых вооруженных столкновений с политической властью светских государств.
Исторический экскурс в истоки данного религиозного течения показывает, что салафизм по своей религиозно-правовой форме не является неким отдельным ответвлением от мировой религии ислам.
Согласно исследованиям известных зарубежных и отечественных ученых идеология салафизма исходит из доктрины одного из четырех суннитских мазхабов – ханбализм.
Как известно, особенность данного ханбалитского мазхаба заключается в нетерпимости к «бида», т. е. новшествам. Речь идет о любой практике, которая не санкционирована Кораном и сунной Пророка.
Основная задача идеологии салафизма, по мнению духовных лидеров данного течения, заключается в очищении религии ислама от чуждых ей примесей, основанных на этнических, культурных и иных особенностях различных мусульманских народов.
Чем опасен салафизм?
Идеи борьбы за «чистый ислам» представители салафизма осуществляют не только идеологически, но и, как показывают последние события, ими организовываются вооруженные столкновения с государственной властью.
В современном обществе представители салафизма начинают идеологическую обработку верующих с простого призыва людей к соблюдению пяти столпов ислама – это вера в единого Аллаха и его Пророка, совершение пятикратного намаза, совершение поста в священный месяц Рамазан, осуществление зякет и совершение паломничества в города Мекку и Медину.
На первый взгляд, призыв к исполнению этих основных положений исламского вероучения является закономерным и объективным явлением. Но здесь не все так просто, как кажется на первый взгляд.
Стоит отметить, что в современный период распространение идеологии салафизма наблюдается практически во всех регионах мира, в которых сосредоточены анклавы мусульманских общин.
При этом важный момент заключается в том, что идеологи салафизма привлекают в свои ряды именно молодых людей, что способствует радикализации молодой части населения страны.
Казахстан, как и многие светские государства мира, понимает конечную цель салафизма, поэтому во имя сохранения своей государственности и светскости начинает вести борьбу с данным деструктивным течением – салафизмом, конечным результатом которого будет борьба идеологов, доходящая до открытого вооруженного конфликта с политической властью светских государств.
Важно, чтобы гражданское общество и все институты государства однозначно понимали агрессивность идеологии салафизма, эффективно проводили молодежную политику в сфере религий, объединяясь и консолидируясь против нового нарастающего глобального зла, всемерно поддерживая государственную политику своего Отечества.
Салафизм «молодеет»
Краткий экскурс в проблему распространения салафизма показывает, что в ряде стран мира он запрещен в судебном порядке, в других же принимаются программы по противодействию его идеологии. Новый ракурс проблемы: лицо салафизма с каждым годом молодеет.
Ареал распространения салафизма расширяется с каждым годом. Наиболее уязвимым социальным слоем становится молодежь, подверженная этой идеологии в силу отсутствия жизненного опыта и образования.
Для распространения своей идеологии в молодежной среде салафиты призывают на учебу в зарубежные исламские учебные центры, занимаются распространением в социальных сетях соответствующих информационных материалов.
Сегодня в социальных сетях разворачивается вербовочная работа, в первую очередь среди молодежи. Ее особенностью является использование религиозного фактора и формирование отношений по принципу «духовный лидер – последователь».
В результате массированной психологической атаки молодые люди уходят из дома, бросая родителей и семьи, отказываются соблюдать традиции и обычаи своего народа, законодательные акты своей страны лишь для того, чтобы «служить» религии в своем специфическом понимании.
К примеру, в Испанию непрерывно прибывают проповедники и «ученые салафиты» из Иордании, Египта, Кувейта, Саудовской Аравии и Бельгии.
Их миссия – вербовка новых адептов. Для этого они практикуют выступления перед новообращенными и последователями. Проповеди лидеров салафитских группировок пользуются большим спросом, на их выступления собираются до 2-3 тысяч молящихся.
По мнению экспертов, такие собрания в совокупности с харизматичным проповедником, молодостью прихожан, большинство из которых молодые мусульмане из бедных семей иммигрантов, живущие среди относительно благополучного христианского коренного населения, являются «эффективным инструментом радикализации».
Ситуация с салафизмом в Казахстане
Казахстанские эксперты в области религии отмечают, что в казахстанском сегменте наблюдается активность салафизма.
Это деструктивное течение определяется различными востоковедческими школами, такими как интеллектуальное и политическое исламское движение, выступающее за возвращение к первоосновам религии ислам.
За последнее десятилетие салафизм сумел систематизировать различные механизмы своей деятельности. В арсенале их целенаправленного фокуса работы использование современных средств коммуникации, отлаженные маршруты материального и военно-технического снабжения.
У салафитов определены источники финансирования деятельности, которая основана на традиционной среди террористических организаций форме разнообразных пожертвований, неправительственных фондов и «исламских банков». Созданы специальные базы подготовки боевиков-салафитов, сформированы склады вооружений и т.д.
По мнению экспертов, необходима комплексная работа, направленная на пропаганду истинных духовно-нравственных ценностей ислама с учетом традиций и культурных норм Казахстана. На борьбу с идеологией салафизма должен быть направлен потенциал экспертного и научного сообщества, силовых структур, молодежных организаций и НПО.
Арман КУДАЙБЕРГЕНОВ,
365info.kz