Нуртаза АБДОЛЛАЕВ, первый председатель Актюбинской областной территориальной избирательной комиссии
Как это было
Конституция (от латинского constitutio – устройство) Республики Казахстан — Основной закон страны, определяющий общественное и государственное устройство, организацию государственной власти, отношения общества и государства, гражданина и государства. В мировой практике Конституция – один из важнейших институтов демократии. В истории нашей республики было принято несколько Конституций.
Первая Конституция Казахстана – Конституция Казахской АССР 1926 года, была принята в окончательной редакции Постановлением ЦИКа Казахской АССР 18 февраля 1926 года после образования СССР и с учетом Конституции РСФСР 1925 года, т.к. тогда Казахстан являлся частью РСФСР. Этот документ закрепил форму правления, государственного устройства, политический режим, структуру органов власти, исполнительно-распорядительных органов. Были определены основные начала активного и пассивного избирательного и бюджетного права. По Конституции Казахстан провозглашался равноправной республикой в составе РСФСР.
Следующая Конституция Казахской ССР 1937 года, принятая на Х Всеказахском съезде Советов 26 марта 1937 года, состояла из 11 глав и 125 статей, где и было прописано: «Вне пределов ст. 14 Конституции СССР Казахская ССР осуществляет государственную власть самостоятельно, сохраняя полностью свои суверенные права». А в Конституции 1937 года были закреплены также добровольное объединение с другими равноправными республиками в целях осуществления взаимопомощи по линии экономической, политической обороны (ст. 13), неизменяемость территории без согласия КазССР (ст. 16), вопросы ведения республики, согласно которым были сформированы высшие республиканские и местные органы государственной власти, контроля за исполнением законодательства, охраны государственного и общественного порядка и прав граждан, взимания налогов и т.д. (ст. 19). Также была установлена система органов суда и прокуратуры. Народные суды избирались гражданами районов на основе всеобщего, прямого и равного избирательного права при тайном голосовании, судопроизводство должно было вестись на казахском языке, а в районных с большинством других национальностей — на их языке (статьи 83-90).
В Конституции 1937 года были определены основные права и обязанности граждан: право на труд (статья 96), на отдых (статья 97), материальное обеспечение в старости, в случае болезни и потери трудоспособности (ст. 98), охрану здоровья, гарантии свободы слова, печати, собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, неприкосновенности личности, жилища, переписки граждан, право убежища иностранным гражданам.
Конституция Казахской ССР 1978 года была принята на внеочередной VII сессии Верховного Совета республики IX созыва 20 апреля 1978 года и состояла из преамбулы, 10 разделов, 19 глав, 173 статей. По Конституции власть принадлежала народу, который дифференцировался по классической советской системе на три группы. Над системой органов власти и управления была поставлена Коммунистическая партия Казахской ССР (ст. 6).
Основой экономической системы республики была утверждена государственная, кооперативно-колхозная и собственность профсоюзных и иных общественных организаций. Были определены национально-государственное и административно-территориальное устройство республики, компетенция высших и местных органов власти и управления (статьи 78-83, 97-139), принципы избирательной системы, правовой статус народных депутатов, институты государственного плана экономического и социального развития, государственного бюджета, правосудия, арбитража, прокурорского надзора и т.д.
В начале 1990-х годов в Казахской ССР, а затем в Казахстане был принят ряд законов, внесших значительные поправки в Конституцию 1978 года. Согласно Закону «О совершенствовании структуры государственной власти» от 20 ноября 1990 года в Конституцию внесены положения о том, что Президент является Главой исполнительной и распорядительной власти, совет министров преобразован в кабинет министров. Среди других законов: Закон «О местном самоуправлении и местных Советах народных депутатов Казахской ССР» от 15 февраля 1991 года, Закон «Об изменении наименования Казахской Советской Социалистической Республики» от 10 декабря 1991 года, Закон «О государственной независимости Республики Казахстан» от 16 декабря 1991 года, Закон «О гражданстве Республики Казахстан» от 20 декабря 1991 года и другие.
Первая в независимой стране
Конституция Республики Казахстан 1993 года – первая Конституция независимого Казахстана – принята на IX сессии Верховного Совета Казахстана XII созыва 28 января 1993 года. Структурно она состояла из преамбулы, 4 разделов, 21 главы и 131 статьи. Документ впитал в себя многие правовые нормы: народный суверенитет, независимость государства, принцип разделения властей, признание казахского языка государственным, признание Президента Главой государства, органов суда — Верховного, Конституционного и Высшего Арбитражного судов и другие.
В основу Конституции 1993 года легла модель парламентской республики. Закрепляя положение о независимости Казахстана, Конституция 1993 года вместе с тем отразила сложность и противоречивость первых лет суверенной истории. С одной стороны, она фиксировала юридические основы для дальнейшей трансформации всех сторон жизнедеятельности республики в направлении формирования рыночной экономики и демократического государства, с другой — вызывала широкие дискуссии о полномочиях законодательной и исполнительной ветвей власти, поскольку в тексте этот вопрос остался неурегулированным. Такая ситуация не способствовала как стабилизации политической и социальной ситуации в стране, так и закреплению курса на трансформацию всех сторон общественной жизни. Более того, предметом общественной полемики стали некоторые принципиальные положения Конституции, касающиеся характера государственности, вопросов государственного языка, частной собственности на землю и гражданства.
Действующая Конституция Республики Казахстан 1995 года была принята 30 августа 1995 года на всенародном референдуме. Этот день является государственным праздником — Днем Конституции Республики Казахстан. Принятию Основного закона страны предшествовало широкое обсуждение проекта населением. В общей сложности состоялось около 33 тысяч коллективных обсуждений проекта, в которых приняло участие более 3 миллионов граждан. В процессе обсуждений было внесено почти 30 тысяч предложений и замечаний. В 55 статей было внесено более 1 100 поправок и дополнений.
За время, прошедшее с момента принятия действующей Конституции, изменения и дополнения, в нее вносился ряд поправок: в 1998, 2007, 2011, 2017 и 2018 годах. В 1998-м были внесены изменения и дополнения в 19 статей Основного закона. Изменения коснулись сроков и полномочий Президента, депутатов Сената и Мажилиса, был снят предусмотренный ранее верхний возрастной предел для государственного служащего.
Более существенные поправки в Конституцию были приняты в 2007 году. В совокупности их суть сводилась к следующему: переход к пропорциональной избирательной системе; укрепление статуса Парламента за счет введения нормы об утверждении Премьер-Министра парламентским большинством и процедуры консультаций Президента с партийными фракциями при назначении главы Правительства. Ассамблея народа Казахстана была наделена конституционным статусом и получила право делегировать своих представителей в Мажилис и Сенат Парламента согласно установленной квоте. В феврале 2011 года в Конституцию были внесены изменения, направленные на установление конституционных основ назначения и проведения внеочередных выборов Президента страны.
Масштабная модернизация
На новом этапе развития Казахстана идет масштабная политическая модернизация, которая следует из конституционной реформы, утвержденной республиканским референдумом 5 июня с.г. Изменения затронули треть статей Конституции. Поправки в Основной закон имеют для республики судьбоносное значение. Впервые за 27 лет вопрос внесения изменений в Конституцию решался не в Парламенте, а на республиканском референдуме. Конституционная реформа – это логичное продолжение всех политических реформ Президента с 2019 года.
Как отметил Президент страны Касым-Жомарт Токаев, на базе обновленной Конституции формируется более эффективная модель функционирования всех институтов власти, укрепятся механизмы сдержек и противовесов между ними. Последовательные политические преобразования будут способствовать развитию национальной экономики, укреплению национального предпринимательства.
«Теперь нам предстоит сформировать прозрачные и справедливые правила игры в экономике, провести реформу законодательства. Важно искоренить все искусственные монополии, поставить надежный заслон коррупции. Нам следует поддержать инициативы предпринимателей, полностью защитить частную собственность, усилить конкуренцию. Впереди огромная работа по реальной диверсификации экономики. Предстоит принять меры по развитию высокопродуктивного сельского хозяйства, мощной транспортно-логистической системы, повсеместно сформировать цифровую экосистему. Главными двигателями устойчивого развития нашей страны должны стать труд, знания и гражданская активность», – сказал в обращении к народу Глава государства.
Обновленная Конституция – основа для дальнейшей разработки и принятия законопроектов, приведения законодательства страны в соответствие с новыми конституционными нормами. С учетом поставленных Президентом сроков все изменения в политико-правовую систему будут внесены до конца года, и с 2023 года политическая система Казахстана будет функционировать по-новому.