Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Заветы предков храним крепко

Садака-ас памяти Есета Кокиулы пройдет у мавзолея батыра 31 августа сего года, в 12.00. Организаторы приглашают всех желающих. | Фото из архива «АВ»

Военный советник хана Абилкайыра, один из предводителей Анракайской битвы, тархан и вечный радетель о родной земле… Группа актюбинских энтузиастов организовывает садака-ас у мавзолея Есет батыра близ села Бестамак и приглашает земляков присоединиться к мемориальному мероприятию.

Одна из организаторов мероприятия Айзада Басканова рассказала об идее:
– Есть легенда, что на севере, юге, востоке и западе казахских земель захоронены четыре батыра, так же, как и Есет Кокиулы, лежащие головой на восток, ногами на запад. И после смерти они продолжают защищать родные рубежи.
Из письменных источников известно, что в завещании Есет сказал: «Похороните меня головой на восток, ногами на запад. Мой дух должен задержать продвижение вражеских войск в глубь казахской степи».
Идея провести садака принадлежит группе, в которой я состою. На протяжении нескольких лет мы организуем выезды на сакральные объекты. Побывали уже в десятках священных для казахов мест от запада до востока и от севера до юга. Мы убедились в том, что в силу этих мест верят не только казахи, дух наших предков помогает не только сокровникам. Свидетельств множество даже у меня лично, а если собрать всю статистику…
Кстати, согласно традициям, мы по возможности занимаемся благотворительностью. Помогаем обычно семьям, оказавшимся в затруднительной жизненной ситуации.
Участниками мемориального мероприятия у мавзолея Есет батыра будут жители нашей и Восточно-Казахстанской областей, а также Актау, Астаны, Алматы и Семея, все те, кому дорого духовное наследие Есет батыра. С акиматом Бестамакского сельского округа все согласовано, очень надеемся на выделение автобуса для тех, кто не имеет транспортного средства.
Айзада подчеркнула, что в нашем регионе много сакральных мест, в том числе захоронений батыров.
– Безусловно, мавзолей Есета Кокиулы – одна из самых почитаемых святынь региона наряду с мавзолеями Абат-Байтак и Кобыланды батыра, но мы помним и о могилах Исатая Тайманова в Хобдинском районе, Есета Котибарулы в Шалкарском, батыра Котибара близ села Аккемер в Мугалжарском, Беккула баба рядом с областным центром и других, – напомнила она. – Такие люди как флаги: они есть в каждом времени, имеют большое значение для народа, а мы должны придерживаться их заветов.
Наверное, это и есть те самые пассионарии, о которых говорил Лев Гумилев. Их любили люди, но преследователей тоже хватало. Их даже мертвых боялся враг.
Возьмем для примера батыра Кабанбая. Чтобы стереть память о нем в народе, враг грозился разрубить его тело на куски и раскидать по степи на съедение зверям. Вот откуда путаница по поводу захоронения батыра: для того чтобы запутать неприятеля, построили пять мазаров. Есть поверье, что для сохранения духа великого покойника недопустимо любое надругательство над его телом. По этой причине Чингисхан завещал прогнать по месту его захоронения стадо лошадей.
Айзада поделилась впечатлением о поездке к мавзолеям батыров Карасая и Агынтая в Северо-Казахстанскую область:
– Они будто слышат нас и помогают во всех тяготах. Главными врагами казахов в средние века были джунгары и калмыки, и, наверное, нет ни одного батыра, кому не выпало бы биться с теми и другими.
А какое вдохновение получили мы с единомышленниками после посещения могил Абая и Шакарима! К некоторым великим предкам ездили неоднократно и буквально в начале сентября снова едем поклониться Бекету ата и приглашаем присоединиться к нам всем, кому это интересно.


И это все о нем

Есет батыр (1667-69(?) –1749 гг.) – представитель рода тама, одной из ветвей жетыру (Младший жуз), сын батыра Кокы, прозванного Таймасом.
Мать Назым была дочерью бия Болпыша из рода аккете. Кроме Есета, у Кокы были сыновья Турумбет, Тюле, Кибыл, Карабас, Токтагул.
Родственниками Есет батыра были кипчак Нияз батыр, правитель найманов Караманда би. Легендарный Бекет ата приходится Есету внучатым племянником, а Букенбай
батыр – тестем.
Первое упоминание о герое мы находим в официальных документах, датированных 1724 годом, в связи с нападением казахов и каракалпаков на улус тайши Лекбея, сына калмыцкого правителя Доржи Назарова, где Есет командовал объединенным отрядом.
Также он возглавлял соединения Младшего жуза в сражениях войска хана Тауке (последнего хана единого Казахского ханства и автора Жеті Жарғы). В одной из схваток он заметил бесстрашие Есета Тауке и дал батыру благословение. Активный участник борьбы с джунгарами и волжскими калмыками, в течение почти полувека он был сподвижником хана Абилкайыра, вместе с ним подписывал грамоту о присоединении земель Младшего жуза к Российской империи.
В период ақтабан шұбырынды вместе с Абилкайыром командовал крупным отрядом джигитов Младшего жуза и бился на северо-западе нынешней территории Казахстана против
волжских калмыков.
С 1726 по 1728 год вместе с Букенбаем находился в ставке наместника калмыцкого хана Церен-Дондука в качестве аманата. В течение семи лет был в плену у волжских калмыков.
В Анракайской битве Есет батыр вел войско Младшего жуза со знаменем в руках.
Кочевья Есета, по сведениям документальных источников, находились между Эмбой и Уралом у озера Каракул. Почетного звания тархана, освобождавшего его от любых налогов и гарантировавшего неприкосновенность, был удостоен царским правительством в 1743 году.

Татьяна ВИНОГРАДОВА

 

Колонка "Взгляд"