Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Земля отцов

…На полуосвещенной сцене Дворца студентов Актюбинского государственного пединститута читали свои роли молодые ребята,

а седовласый старец, сидя на стуле в глубине сцены, внимательно наблюдал за ними, вслушиваясь в их слова и временами резко взрывал тишину пустого зала, громко повторяя ту же фразу, но с совершенно другими,  более чувственными интонациями. Шла репетиция, как потом оказалось, спектакля «Монке би» и проводил ее режиссер школы-студии пединститута, заслуженный деятель искусств Каракалпакстана Айладыр Уталиев. Знали ли его ученики, что семьдесят лет назад судьба-злодейка закинула семью режиссера в чужие дальние края, откуда он только несколько лет назад вернулся в Актобе, чтобы на склоне лет послужить своей Родине?

Изгнание

О тех предвоенных годах, когда отец нашего героя Кашакбай Уталиев из рода табын, опасаясь преследований, был вынужден уехать в Каракалпакстан, Айладыр знал лишь по воспоминаниям покойной матери, уроженки Кобдинского района из рода табын, подрода кедейгул — того же, что и Алия Молдагулова.

Знал, что уехали они из Актобе в 1939 году, собравшись буквально за  одну ночь. Маленькому Айладыру не было тогда и 40 дней. Это было бегство — еще не остановился каток репрессий, и люди, бывало, бросали все и спасались при любой возможности. Но скорый ночной отъезд не помог Кашакбаю Уталиеву замести следы. 28 апреля 1942 года директора промкомбината г. Нукус все-таки схватили, и он сгинул в застенках НКВД.

Потом, когда Айладыр подрастет и станет искать следы отца, он узнает гораздо больше. О том, что отец окончил еще при царе 2-годичную русско-туземскую школу, был грамотен, знал русский язык и в 1915-1916 годах служил волостным управителем в Темире.

А еще он узнает, что в 1873 году прадед его Оталы кажы вместе с Кунанбаем, Досжан хазретом и Мыркы бием построил в Мекке мечеть с гостиницей «Такия» для казахов.

С Родиной в сердце

Трудно сказать, в какой момент своей жизни в Каракалпакии Айладыр ага ощутил притяжение земли отцов, родины своих предков-табынцев. А  может быть, это способность людей, находящихся на чужбине, остро и больно чувствовать свою оторванность от родных мест, даже если они там никогда не были? Или память всех предыдущих поколений, передавшаяся человеку на генном уровне, не дает забыть историю, культуру, традиции и язык предков?

Еще в школе Айладыр начал с увлечением читать книги на казахском языке, самостоятельно выучился играть на домбре и страстно хотел повидать свою родину. Но это его мальчишеское желание тогда казалось несбыточной мечтой.

Время шло, а никаких связей с Родиной у них не было. Переписка для семьи репрессированного была запрещена. Так продолжалось вплоть до смерти Сталина в 1953 году. Через некоторое время, в 1954 году, они получили первое письмо из Актюбинска от родного брата отца — Садыкбая.

Айладыр к тому времени оканчивал восьмилетнюю школу, и желание повидать близких родственников и вовсе стало непреодолимым. Оно  осуществилось только в 1955 году.

Магия сцены

Его школа и драматический театр располагались рядом, и с детства храм искусства манил к себе своим таинством. Он полюбил театр, мечтал играть на сцене, ставить пьесы. Свою первую пьесу Айладыр ага написал для школьного театра в 8-м классе, и называлась она «Жақсы бала, жаман бала». В нем юный автор сыграл и свою первую роль — директора школы. Произведение школьного драматурга позже поставил для детей взрослый театр. А его самого поощрили контрамаркой, которая давала ему право посещать все спектакли и репетиции театра.

Театр так и не отпустит его — после двух лет обучения в пединституте на факультете казахского языка и литературы юношу направят в Ташкентский театрально-художественный институт. Два года на филфаке не пропали зря — Айладыр экстерном сдает русский язык и литературу, чтобы иметь возможность дополнительно посещать занятия по драматургии и режиссуре. А занимался он у Александра Гинзбурга — ученика Станиславского и Всеволода Мейерхольда. К слову, преподаватели института в своем большинстве были русские и евреи, выпускники ГИТИСа и других известных театральных вузов, в свое время репрессированные и высланные из Москвы и Ленинграда.

Закончив с отличием институт по специальности актер музыкальной драмы, Айладыр по распределению попал в Гурьев, нынешний Атырау.

В Гурьевском драматическом театре первой его ролью был образ Кобыланды батыра. Особенно запомнятся его роли в своих же спектаклях по произведениям Чингиза Айтматова «Джамиля» (Данияр), «Тополек мой в красной косынке» (Ильяс). Все это принесет ему звание лауреата Всеказахстанского театрального фестиваля.

В 1963 году Уталиева пригласят преподавателем в родную альма-матер — театрально-художественный институт, из которого он когда-то выпустился. Окончит Айладыр ага в Ташкенте и Высшие режиссерские курсы.

В 1972 году он вернется в Нукус, где продолжит работу в театре и на республиканском телевидении. Помимо этого пишет и ставит на сцене пьесы и драматические произведения на казахском и каракалпакском языках.

Встречи с великими

Из встреч больше всего ему запомнилась получасовая беседа с самим Чингизом Айтматовым, приехавшим в Нукус в 1972 году на юбилей великого поэта Бердака. Айладыр ага был автором спектаклей по произведениям писателя, перевел на каракалпакский язык его рассказы.

Его представили как каракалпакского писателя. Когда Чингиз Торекулович узнал, что он казах, то обрадовался, сказав, что его мама казашка. Айладыр прочитал ему отрывки из киргизских произведений и пояснил удивленному мэтру, что в Ташкенте 5 лет жил в одной комнате с будущим актером Болотом Бейшеналиевым, певцом Булатом Мынжилкиевым. Чингиз ага спросил его: «Не обижают тебя здесь?», а когда тот пожаловался: «Байке («ага» по-киргизски), не ставят мои пьесы», Айтматов тут же вызвал министра культуры, который пообещал: «Будем ставить обязательно». И слово сдержал, а один спектакль поставили даже в Ташкенте.

А в 1981 году его вызовет в Ташкент на беседу сам Рашидов. Поводом стал спектакль, поставленный Айладыром ага по книге Шарафа Рашидова, тогдашнего всесильного первого секретаря ЦК Компартии Узбекистана.            Шарафу Рашидовичу перед этим доложат, что в каракалпакском театре режиссер-каракалпак поставил спектакль по созданной им пьесе. Поздоровавшись с Рашидовым традиционно, Айладыр ага заговорил с ним на… русском языке. На удивление Рашидова он пояснил: «Я казах». Тогда Шараф Рашидович сказал: «Говори тогда по-казахски, мы с Димаш ака всегда на казахском языке общаемся». Завершая встречу, он спросил: «Что попросишь у меня?». На что гость просто сказал: «Дайте мне бата!». Хозяин кабинета дал ему благословление, правда, на узбекском языке.

Казахский театр в Нукусе

Казахи составляют в Каракалпакии довольно солидную диаспору, но своего театра у них не было. В 1989 году Айладыр ага создал казахский театр-студию. Он готовил актеров, наигрывал репертуар, писал пьесы и ставил спектакли по мотивам казахских произведений. Его верной помощницей всегда была супруга, заслуженная артистка Республики Каракалпакстан Хадиша Уталиева, с которой он вместе еще со студенческих лет. Через семь лет на базе студии в Нукусе был создан Казахский драматический театр.

Первым спектаклем нового театра стал «Абай».

В театре располагался и республиканский казахский культурный центр, одним из основателей которого также был Айладыр ага. В драмтеатре были проведены юбилеи Абая, Сырым батыра, Асау-Барака, Толегена Айбергенова, на которые съезжались казахи со всей республики. Большую помощь оказывали спонсоры-казахи. Здесь же проходили празднования казахских праздников.

Директором и главным режиссером основанного им театра Айладыр Уталиев проработал в Нукусе до 2005 года. До отъезда на землю отцов — в Актобе.

Возвращение

Айладыр ага приехал в Актобе как оралман, по квоте. Его хорошо приняли аким области Елеусин Сагиндиков, и работавший в то время директором департамента культуры Еркеш Калиев.

Нелегко в 66 лет менять местожительство и уезжать, пусть и на историческую родину. Еще труднее найти себе место в новой жизни.

Для себя он определил главную цель — применить свои знания на Родине и создать новый казахский театр. Ректор пединститута Галымжан Нурышев пригласил его в свой вуз. Вот уже три года Айладыр ага дает в вузе уроки по актерскому мастерству, режиссуре, художественному чтению, сценической речи, всемирной драматургии и руководит театром-студией. Первым спектаклем, поставленным студенческой труппой в Актобе, опять стал «Абай».

Сейчас труппа готовит новый спектакль — трагедию «Монке би». После премьеры, которая намечена на конец года, будет стоять вопрос об открытии молодежного драматического театра для студентов всего города. Сейчас в репетициях спектакля задействованы студенты нескольких учебных заведений. Он верит, что среди его учеников — будущие режиссеры, драматурги и актеры, которые оставят след в театральной жизни области.

И в заключение хотелось бы привести мнение Айладыра Уталиева о процессе возвращения казахов на свою историческую родину:

«Это очень правильно — помочь соотечественникам обрести Отчизну. А для нас это и возможность послужить на благо нашей великой Родины».

Мирал ДЖАРМУХАМБЕТОВ

Колонка "Взгляд"