Почти на тысячу километров сократится расстояние между Бейнеу и Шалкаром, а в голой степи появятся новые населенные пункты.
Проект строительства железной дороги, соединяющей названные станции, стартовал в июле прошлого года во время телемоста с участием Президента страны.
На днях ожидается стыковка двух участков железнодорожной ветки.
Место стыковки — Тассай
Протяженность железнодорожной линии «Шалкар — Бейнеу» — 494 километра. Ее строительство ведется по заказу национальной компании «Қазақстан темір жолы». Генеральный подрядчик — ТОО «Темиржол жондеуши». Как сообщил заместитель генерального директора товарищества Сергей Мурзинов, предприятие специализируется на строительстве и капитальном ремонте железных дорог. За плечами ТОО первая железнодорожная стройка независимого Казахстана — ветка «Павлодар — Семей», а также линии «Хромтау — Алтынсарино» и «Жанаозен — госграница с Туркменией».
— Мы — не новички в данной сфере, мы — стабильная компания, истоки которой заложены еще в 30-х годах прошлого века. Одно из наших подразделений — ПМС «Чар» — образовано в сентябре 1936 года, — поясняет Сергей Мурзинов.
По его словам, согласно договору с АО «НК «КТЖ» о строительстве участка, были сразу образованы два новых предприятия, филиалы ТОО — строительно-монтажные поезда «Шалкар» и «Бейнеу». И вот в первых числах декабря ожидается стыковка двух встречных веток. Произойдет это знаменательное событие на станции Тассай.
— Мы только состыкуем рельсы. В целом железная дорога полностью пока еще не готова.
— Отмечу, что для прокладки как главных, так и станционных путей используем новые рельсы Р-65. Шпалы поставляет предприятие из Темиртау, крепление — немецкое. Качество верхнего строения пути железной дороги будет соответствовать самым высоким мировым требованиям, — заверил застройщик.
По словам Сергея Мурзинова, впереди у строителей еще большой объем работ, которые будут идти и зимой.
В этом году практически завершена двухслойная балластировка 90 километров пути со стороны Шалкара и 110 километров со стороны Бейнеу.
Отрадно отметить, что весь сыпучий материал строители берут в Актюбинской области: песчано-гравийный балласт завозят со станций Жинишке, что под Актобе, Улпан и Кайдауыл (бывшая Соленая) Шалкарского района.
— Щебень доставляем с Берчогурского щебеночного завода, нашего филиала, — говорит заместитель генерального директора. — Не ошибусь, если скажу, что этот балласт является одним из лучших в Казахстане как по чистоте, так и по твердости. Поэтому он дольше будет служить дороге.
Вместе с тем генподрядчик указывает на сложности при строительстве железной дороги, связанные с природными условиями местности. К примеру, участок от Сарыжиде до Байкадама является пескозаносимым.
— Языки песков Большие Барсуки пересекают здесь железную дорогу, — поясняет Сергей Мурзинов. — Необходимо пересматривать проект и проводить дополнительные мероприятия. Будем устанавливать камышитовые щиты, поскольку посадка и выращивание саксаула вдоль полотна — долгое дело. Укладывать же щебень начнем после очистки дороги от песка.
Помимо этого, строительство затруднено отсутствием инфраструктуры. Например, на участке между станциями Бегимбет и Соржа, протяженностью более 300 километров, нет ни одного населенного пункта.
— Здесь не встретишь никого, кроме корсаков, — смеется Мурзинов. — Электричество, вода, связь и другие приметы цивилизации появятся со временем.
Почти 90 процентов строителей — жители станции Шалкар и близлежащих аулов.
— Большое спасибо шалкарцам, которые являются настоящими железнодорожниками, — подчеркивает Сергей. — Это люди, которые, действительно, любят и хотят видеть железную дорогу в действии. Здесь понимают, какое благо принесет населению железная дорога.
— На следующий год магистраль будет уже готова к работе, — уверен железнодорожник. — Если за зиму уложим первый слой щебня, а с лета возьмемся за второй и поднимем его на проектную отметку, то при производстве отделочных работ можно будет пускать рабочие поезда. В результате железная дорога сразу начнет приносить доход.
Напомним, что после введения дороги в строй полуостров Мангышлак напрямую будет соединен с Центральным Казахстаном, а путь от Бейнеу до Шалкара на поезде сократится примерно на тысячу километров. Ветка от Кандыагаша до Маката сегодня сильно перегружена. С вводом новой линии по ней пойдет практически половина грузов, тем самым повысится пропускная способность железной дороги в целом.
— Срок сдачи объекта (участки Шалкар — Бейнеу и Сексеул — Жезказган) намечен на 1 июля 2016 года, но, думаю, что сдадим его чуть раньше, — говорит Мурзинов.
Оправдали доверие
Для отсыпки земляного полотна и строительства спецсооружений приглашены субподрядчики. К примеру, от Шалкара до станции Тассай эту работу выполняет одна из «дочек» BI groop — ТОО «Өнеркәсіп құрылыс». По словам управляющего директора ТОО Кобыланды Мендыгалиева, помимо земляных работ до Тассая, они должны построить мосты, скотопрогоны, установить водопропускные трубы, а также линии электроснабжения до самого Бейнеу.
— Кроме мостов, мы предусмотрели переходы для диких животных, чтобы не нарушать пути их миграций, — говорит Кобыланды Мендыгалиев. — Со следующего года возьмемся за строительство разъездов и станции Тассай.
Стоит отметить, что крупная станция Тассай появится в 250 километрах от Шалкара, и она будет возведена буквально на голом месте. Здесь построят 200 домов, больницу, школу и другие социальные объекты. 85 процентов использованных строительных материалов будут отечественными.
В то же время руководитель компании не скрывает, что в ходе строительства возникали трудности.
— В первую очередь, они заключались в отсутствии воды. Допустим, укладывая земполотно, необходимо через каждые 30 сантиметров заливать его водой и прессовать, — поясняет управляющий директор. — Много было барханных участков. Их мы прошли благодаря двум американским скреперам. Кстати, в таких местах были предприняты и защитные меры: с обеих сторон полотна мы установили георешетки и геокомпозиты. Кроме того, встречалось много солончаковых участков, на них порой тонули плиты. Чтобы этого не происходило, приходилось забивать сваи. Немало проблем было из-за неровности местности. Где-то рыли землю до глубины пять метров, чтобы пройти барханы, а возле Тассая, наоборот, надо было поднимать грунт до 10 метров. Несмотря на это, мы справились с задачей.
Хочется также отметить, что среди 20 субподрядных организаций есть и одна актюбинская фирма, ТОО «Алихан ойл З». По словам его руководителя Зулкожы Кожаева, за товариществом был закреплен участок протяженностью 25 километров (между Жаркумом и Токсанбаем), также оно строило разъезды. Участок находится в 150 километрах от станции Бейнеу, на стыке двух областей.
— Со своим объемом работ справились за 4 месяца. Для этого привлекли 160 человек и необходимую спецтехнику. В итоге генеральный подрядчик поручил нам дополнительно проложить 15 километров соседнего участка. У нас были такие же трудности, как у всех. Те же солончаки и пески, но уложились в срок, — скромно замечает строитель.
— Железную дорогу мы уже используем, — добавляет Кобыланды Мендыгалиев. — Доставляем стройматериалы по рельсам. Удобно и выгодно.
Город в городе
На окраине Шалкара полным ходом идет еще одно строительство, и оно неразрывно связано с первым. Под него местные власти выделили целых 10 гектаров земли.
По проекту, рабочий городок железнодорожников будет иметь детский сад на 190 мест, 33 двухквартирных жилых дома, а также три малосемейных двухэтажных общежития на 18 семей. 4 дома уже построены, но пока они служат жильем и офисами для застройщиков.
— К новому году постараемся сдать садик и 10 домов, — поясняет начальник строительного участка Омирбай Нуралиев.
По его словам, все дома будут благоустроенными, с центральной канализацией, водой и газом. В будущем будут построены сараи и туалеты, появятся заборы, брусчатка, зеленые насаждения. Создадут огороженную детскую площадку. Новый квартал станет продолжением улицы Биекенова.
На стройке работают полторы сотни людей, 80 процентов из них — шалкарцы и актюбинцы.
— Эта железная дорога не только соединяет населенные пункты, она объединяет народ. Здесь трудятся люди со всех концов страны, — отмечают строители.
Еще один плюс — объекты строятся из продукции местных предприятий. Сыпучие материалы, кирпич доставляют из Кандыагаша, ракушечник — из Бейнеу, а плиты перекрытия изготавливаются на шалкарском заводе ЖБИ.
— В дальнейшем расширится и станция Шалкар, — добавляет управляющий директор ТОО «Өнеркәсіп құрылыс» Кобыланды Мендыгалиев. — Ведь она станет узловой. Поэтому есть вероятность реконструкции старого вокзала, или даже возведения нового. Естественно, появятся новые рабочие места.
Человеческий фактор
Буквально один километр разделяет разъезд Аккайтым, расположенный вблизи одноименного аула, с местом стыковки. В ходе строительства железной дороги были трудоустроены более десяти местных жителей, сейчас работает половина из них. Некоторые — вахтовым методом. Местный аким признается, что с появлением в их местности железнодорожной ветки возникнут некоторые трудности для животноводов. Но тут же отмечает, что земли под пастбища в округе хватит, да и жители сами приветствуют строительство ветки.
— Все-таки лучше добраться до аула поездом, чем трястись на авто, — считают селяне.
Вместе с тем в местный акимат с коллективным письмом обратились несколько десятков владельцев домов, расположенных на окраине села, той, что ближе к разъезду. Их не устраивал ското-прогон — под железной дорогой не может проехать грузовик с сеном.
— Я тут же отправил запрос в Шалкарское отделение, и после обеда уже пришел ответ из головного офиса в Астане, — говорит сотрудник сельского акимата Кулмырза Кемал. — В письме сообщалось, что строители не смогут удовлетворить желание селян, так как при проектировании рядом были обнаружены исторические захоронения. Все это мы разъяснили на сельском сходе.
Справка «АВ»
Строительство железнодорожной линии «Жезказган — Бейнеу» стартовало 3 июля 2012 года в ходе телемоста при участии Президента РК Нурсултана Назарбаева. Оно началось на шести участках будущей железной дороги одновременно, в том числе и в Шалкарском районе Актюбинской области.
Цель проекта — прямая доставка грузов из Центрального Казахстана в Западный и продвижение их далее в Европу. Расстояние перевозок при этом сокращается до 1 200 километров. Согласно ТЭО проекта, оптимальным вариантом для данной железнодорожной магистрали является строительство участков «Жезказган — Сексеул» и «Шалкар — Бейнеу». Железнодорожная линия пройдет по территориям Улытауского района Карагандинской, Аральского района Кызылординской, Шалкарского и Байганинского районов Актюбинской и Бейнеуского района Мангыстауской областей.
— Эта дорога очень значима для Казахстана. Реализовать такой большой проект может не каждая страна, — отметил в своем выступлении Президент страны.
Стоимость строительства участка «Шалкар — Бейнеу» — 277 миллиардов тенге.
Всего на пути от Шалкара до Бейнеу построят 7 станций и 13 разъездов, многие из которых появятся на пустом месте.
Ожидается, что в 2015 году вдоль железнодорожного полотна начнется строительство автодороги Бейнеу — Шалкар, которая далее пойдет на Иргиз и Тургай.
Участок «Шалкар — Бейнеу» в цифрах
Будут построены 2 путепровода общей протяженностью 350 метров, 20 мостов, установлено 210 водопропускных труб.
Предполагаемый годовой грузопоток (млн. тонн):
в 2017 — 14,3,
в 2021 — 17,6,
в 2026 — 21,3.
Общая численность работающих на дороге в период ее эксплуатации составит 1 418 человек
Источник: проектный институт транспорта
и коммуникаций ТОО «Интранском»
Абат КАРАТАЕВ
Актобе — Шалкар — Аккайтым