Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Жизнь в цифровом пространстве

Как диджитал вытесняет коррупцию.

Вокруг документов

Визит Багдата Мусина в Актобе начался в специализированном Центре обслуживания населения, где он проверил, как внедряются инновации на местах, ознакомился с работой автодрома и кабинета для приема экзаменов. Здесь же, в конференц-зале, успел принять человек двадцать по личным вопросам. Клиенты центра отметили удобство новшеств и значительный прогресс в вопросах скорости оформления документов. Вместе с тем обратили внимание на излишнюю бюрократию в некоторых процессах.


– Задача не просто автоматизировать процессы, а перевести их в цифровой формат. В прошлом году 32 миллиона раз воспользовались граждане онлайн-возможностью, в этом и заключается дебюрократизация. В век цифровизации госуслуги должны оказываться проактивно. 90 процентов госуслуг предоставляется онлайн, тогда почему все еще обращаемся к бумажным версиям? Зачем обращаться в ЦОНы, выстаивать очереди, если можно получить нужную услугу не выходя из дома? – отметил министр.
Тема была продолжена в центре «Жұбановтар әлемі», где состоялась двухчасовая встреча с жителями Актобе. Здесь Багдат Мусин подробно рассказал об основных направлениях деятельности министерства и результатах проводимой работы.
Он напомнил, что сейчас многие отказались от наличности, потому что банки смогли найти удобные формы сервиса, точно так же предстоит поднять на высокий уровень услуги электронного правительства для граждан, подготовив удобные сервисы. Сейчас таких проактивных сервисов 23, и они будут расширяться дальше.
Необходимость изменений была показана на примере получения водительских прав, когда есть сомнение, действительно ли претендент сдал теоретический экзамен и практическое вождение. Оно возникает, когда сталкиваешься с резким ростом количества ДТП на дорогах. Тут не ограничиться использованием видеокамер. Есть факты, когда на самом деле сдавал экзамен другой человек.


– В этом элемент коррупции, ее может победить только цифровизация. В банках нас идентифицируют, точно так же биометрия должна применяться и на экзаменах. Мы должны проверить все более 600 видов госуслуг на наличие коррупционного фактора, – высказал главную мысль Мусин.
Оцифровка земельных участков позволит сократить сроки оказания услуг с одного года до двадцати дней. Следующее – цифровая ипотека. До недавних пор претенденту на новоселье нужно было обратиться в банк, затем в ЦОН, вытерпеть пять дней ожидания нужного документа, затем вновь обратиться в банк, после – к нотариусу, в строительную компанию. Изменения становятся возможны при сотрудничестве с Отбасы банком, когда все происходит автоматически. Так создаются небольшие, но очень нужные для человека удобства. Некоторые идеи возникли с приходом пандемии, когда пришлось стремительно осваивать оказание госуслуг в онлайн-режиме.
Как было сказано, некоторые процессы по документированию в перспективе будут происходить через терминал, с исключением человеческого фактора. Такое решение пришло, когда анализ показал, что 30 процентов клиентов нуждаются в получении удостоверений личности, паспортов, обращаются по поводу прописки.
– В ЦОНе этим занимались сотрудники ДП, миграционной полиции. Задействовано много операторов, их работу надо контролировать, затем контролировать самих контролеров. Наша цель — до 2025 года минимизировать центры обслуживания населения, – отметил Мусин.


Цифровое правительство означает, что человек, не выходя из дома, не ведая о видах государственных услуг, удовлетворяет свои потребности в полной мере.
Следующий проект, на котором он остановился, это e-otinish. На сегодня услугой портала воспользовалось более 1,3 миллиона человек. Для обращения достаточно нескольких кликов, никуда ходить не надо. Да, это было возможно и при электронном правительстве. Новшество в том, что заявление гражданина ставится на контроль. Далее система отслеживает, кто как отвечал на запрос или не отвечал. Если человек не удовлетворен ответом или считает его незаконным, то обращается второй раз или может сразу подать иск в суд, тогда весь материал упаковывается и отправляется в судебные органы. В числе первых эффектов данного новшества то, что если раньше процессы выигрывало лишь 15 процентов, то сейчас свыше половины обратившихся выигрывает суды у госорганов. В этом показатель того, что принцип «Слышащее государство», на чем настаивает Глава государства, начинает работать. И виновный госслужащий по всем этим искам должен оплачивать штраф из своего кармана. Отсюда вывод – при спорных моментах не надо ругаться, лучше воспользоваться возможностями e-otinish.
Госорганы также отвечают за защиту персональных данных и информационную безопасность. Для того, чтобы избежать всеобъемлющего доступа к базам данных, сформирована так называемая база согласий. Реалии недавнего прошлого, когда в банке клиенту предлагали документ, где мелкими буквами было написано, что он дает согласие на обработку его персональных данных. Многие, особо не вникая в текст, подписывали договор, который отправлялся в архив. В министерстве нашли решение, чтобы все согласия оформлялись в цифровом виде и их можно при необходимости отозвать. Второе, чтобы получить доступ к персональным данным, на личный номер человека отправляется sms. Только после того, как его текст будет продиктован оператору, открывается доступ и начинается обслуживание. Это сделано не для усложнения процесса, а для защиты интересов конкретного человека.
Следующая проблема заключалась в корректировке личных данных гражданина, указанных в электронном правительстве. К примеру, там указано, что у него три ребенка, на самом деле их четыре. Анализ показал: только по недвижимости в прошлом году 1,4 миллиона раз казахстанцы обращались по актуализации некорректных данных.
Багдат Мусин привел примеры, когда из-за неправильной буквы в имени, к примеру, нужно обойти пять инстанций, чтобы добиться исправления в документе. Или заболел ребенок, которого можно вылечить только за границей, но в свидетельстве о рождении допущена ошибка и невозможно получить паспорт. Процесс исправления, как было сказано, не регламентирован и не отрегулирован, что также создает поле для коррупции, когда каждый чиновник поступает так, как ему вздумается. Сейчас продумывается возможность при выявлении человеком неточности и при обращении в е-gov, чтобы сигнал поступал одновременно во все госорганы для внесения исправления в базы данных в течение трех дней. Процесс будет регламентирован.
– Это один из самых больших камней преткновения. Основной поток жалоб на гос­органы идет на то, что данные некорректны, – отметил министр.
Выступая перед населением, он также затронул вопросы космического мониторинга, призванного помогать другим отраслям экономики. Например, по пастбищам, неучтенным землям или тем, которые на самом деле используются, а в базах данных не зафиксированы. Сообщил, что для предупреждения чрезвычайных ситуаций ведется круглосуточная съемка всей территории Актюбинской области. Это позволяет оперативно обнаружить очаги пожаров или наводнений с точными географическими координатами возгораний и незамедлительно задействовать специальные службы. Так, в апреле было зафиксировано и своевременно ликвидировано 17 возгораний.

IT всему голова
Во второй половине дня министр цифрового развития побывал в Актюбинском региональном университете имени Кудайбергена Жубанова. Посетил Парк инновационных технологий, в состав которого входят научно-исследовательский центр, шесть научных и одна обучающая лаборатория. С интересом ознакомился с проектами по информационной безопасности, робототехнике и другими инновациями, предлагаемыми местными IT-специалистами. В ходе общения с ними и со студентами была поднята тема дефицита кадров в данной сфере. В частности, сказано о проблеме прохождения производственной практики, научных и исследовательских стажировок в ведущих компаниях страны, в том числе национальных.
– Для производства бензина нужна нефть, если ее нет, то и перерабатывающего завода не нужно. Для IT-отрасли нужны люди с мозгами, которые умеют программировать, придумывать идеи, выступать менеджерами новых продуктов. Поэтому мы нацелены на подготовку 100 тысяч IT-специалистов до 2023 года. Нам не нужны люди просто с корочками, не нужно сжигать время молодежи, это очень важно. На первых этапах планируется выдача IT-ваучеров казахстанцам для прохождения обучения в частных и государственных школах. Наша отрасль должна доказать, что она является не поддерживающей остальные экономические отрасли, а имеет потенциал самостоятельно приносить пользу экономике, – подчеркнул министр цифрового развития.
Особо остановился на программе «Tech Orda» по поддержке частных IT-школ, которые выпускают специалистов, работающих на глобальные компании.
Общение продолжилось обстоятельной беседой во Дворце молодежи, ее провел заместитель акима области Ермек Кенжеханулы. Завершилась она подписанием меморандума о сотрудничестве. Соглашение заключили международный технопарк IT-стартапов Astana Hub и Актюбинский региональный университет имени Кудайбергена Жубанова.
– IT направление – приоритетное в стратегии развития нашего университета. У нас имеются все предпосылки для того, чтобы стать лидером, центром притяжения и IT-хабом для всего западного региона. Подготовка IT-кадров в университете ведется с 1999 года. В этом году ожидается выпуск 285 специалистов, наши выпускники успешно трудоустраиваются. Есть зачатки хороших научных разработок и студенческих стартапов. Мы готовы стать региональным хабом в IT-сфере, создать креативное пространство для молодых людей. Для этого готовы отдать весь третий этаж технопарка, чтобы он превратился в открытый университет для всего региона, – так прокомментировала событие ректор университета Лаура Карабасова.
Меморандум станет основой для проведения мероприятий на базе АРУ имени К. Жубанова для популяризации технологического предпринимательства, обеспечения доступа к образовательным программам Astana HUB, также доступа к инкубационным и акселерационным программам фонда.
О том, какие ответы получили актюбинцы на свои вопросы Багдату Мусину, будет рассказано в одном из следующих номеров газеты.
Сара ТАЛАН

Фото Куандыка ТУЛЕМИСОВА

Колонка "Взгляд"