Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Купить желаемое авто: миссия невыполнима?

В первые два дня после запуска программы льготного автокредитования возник ажиотажный спрос на железных коней. Однако нужных автомобилей в салонах не нашлось, а у банков закончились деньги.

[box type=»shadow» ]С начала старта программы льготного страхования было принято 14 507 заявок, из которых
4 834 удовлетворены на сумму 35,7 млрд тенге. Из них 3 — в нашей области.[/box]

16 мая в Казахстане стартовала программа льготного автокредитования. Общая сумма финансирования составит около 100 миллиардов тенге по программе льготного кредитования и порядка 30 миллиардов тенге для обновления автобусного парка в регионах Казахстана. Кредитование по легковым автомобилям осуществляется на следующих условиях:

– ставка вознаграждения – 4%;

– сумма кредитования – не более 10 000 000 тенге;

– срок финансирования — не более 7 лет;

– первоначальный взнос – от 0%;

– стоимость транспортного средства не превышает 15 000 000 тенге.

Также предусматривается ограничение по предоставлению финансирования на одного конечного заемщика не более одного раза в течение двух лет.

И еще главный момент – авто должны быть новыми, из салона и отечественной сборки. В этот список попали Kia, Hyundai, Chevrolet, JАС и LADA.

В первый день запуска программы наблюдался ажиотаж. Не только в столице и Алматы, но и в нашем городе. Затем появилась информация, мол, а машин-то в наличии нет. А если они и есть в салонах, то там дополнительного оборудования установлено на многие тысячи. Обязательное банковское условие – автострахование КАСКО. Да и вообще, в БВУ уже и деньги на это дело кончились.

Тайный покупатель

«АВ» решил проверить эту информацию. Вместе с нашим опытным водителем Русланом в пятницу 20 мая отправились по автосалонам. Легенда: хочу купить жене автомобиль по программе льготного кредитования. Сам особо в машинах не разбираюсь, поэтому пришел с другом. Кстати, в списке авто, подпадающих под программу льготного кредитования, нет Renault. Хотя в народе прошел слух, что кто-то оформил авто данного бренда под 4% Поэтому первым на пути следования автосалон Aster дилера Renault.

Под видом покупателей подсаживаемся к менеджеру, и между нами завязывается диалог.

– Можем ли мы по программе льготного кредитования купить у вас автомобиль и какого модельного ряда?

– Модели Renault: Duster, Arkana и Kaptur. Но подача заявок сейчас остановлена. Только два дня, 16 и 17 мая, мы участвовали в программе, а потом наш бренд удалили из нее. ТОО «СарыаркаАвтоПром» опубликовало официальный список, где не было Renault. Сейчас мы работаем над тем, чтобы нас вновь включили в данный список. После 25 мая ждем официальную информацию. Если Renault внесут в список, то можно будет подать заявку. Около двух тысяч заявок в резерве у нас осталось. Однако Евразийский банк и Банк ЦентрКредит свои ресурсы уже исчерпали. Под льготный кредит под 4% они уже не дают – закончились деньги. Халык банк и Форте банк пока не приступили к кредитованию.

– Любой человек может оформить кредит?

– Есть нюансы. Во-первых, пенсионные отчисления должны быть стабильными в последние полгода. Если вы поменяли место работы и есть перерыв в отчислениях – сразу отказ. Оценивают кредитоспособность. Если есть еще кредиты, то смотрят, а хватит ли официальной зарплаты на уплату ежемесячных платежей. И еще нюанс. Сумма кредитования — не более 10 миллионов тенге, а наши авто высокого класса и стоят дороже этой суммы. Поэтому придется доплачивать наличными.

– У вас базовые модели или с дополнительными аксессуарами?

– Автомобили, которые у нас есть в наличии, с аксессуарами. Мы указываем на ценнике сумму базовой комплектации и с дополнительным оборудованием.

– А могу я взять авто без дополнительного оборудования?

– Видите ли, без аксессуаров автомобили идут только под заказ. Но в этом случае их не удастся приобрести в кредит под 4% годовых. Потому что программой предусмотрено кредитование автомобилей, имеющихся в наличии. А все, что имеется в салоне в наличии, – с дополнительным оборудованием.

– А, кроме Renault, другие модели есть, например, Lada?

– Lada в Казахстане отечественной сборки продается под 4% по программе льготного автокредитования. Ее реализуют два дилера – мы, компания Aster, и Allure Auto, являющаяся дистрибьютером торговой марки Lada. Вот у этой можно купить данное авто под 4%.

– Так ваша компания все же принимала заявки?

– Да, у нас даже есть два одобрения на Renault Duster и Renault Kaptur. А всего мы приняли около 30 заявок.

– Какую марку вы бы посоветовали? Хочется, чтобы была хорошая и недорогая машина.

– Сейчас не выбирают, потому что у автобизнеса такая ситуация, когда автомашин нет в наличии в принципе. Остается выбирать из того, что есть в салоне или у компании в целом. Мы можем доставить Renault, имеющиеся у нашей компании в других регионах, но за отдельную плату в 180 тысяч тенге. Насколько я знаю, в наличии в автосалонах есть только Jac и Chevrolet.

– А много было народа в первые дни?

– Ажиотаж был большой. Не только у нас, но и по всему Казахстану. Желающих много, но денег на всех не хватит. Поэтому создается электронная очередь.

– И какой алгоритм получения автокредита?

– Вы приходите в салон, выбираете автомобиль, соответствующий программе, если он есть в наличии. На кузове имеется VIN-код. Он вносится в компьютерную программу продавца. Далее распечатывается ценовое предложение и выставляется счет на оплату. В случае одобрения БВУ выдает гарантийное письмо со сроком действия не более 5 банковских дней. После его получения покупатель должен обратиться в автосалон для оформления авто. Если потребитель не оформил договор займа в течение 10 банковских дней с момента получения письма, он исключается из очереди.

– За день можно получить одобрение?

– Сначала в течение получаса приходит предварительное одобрение. Потом говорят: «ждите финансирования в течение трех недель». А по истечении этого времени может быть еще и отказ.

Машины проданы!

В автосалоне «Көл Auto», а именно в дилерском центре Hundai, мы поинтересовались, какой модельный ряд подпадает под программу льготного кредитования. Менеджер подсказал марки авто. Это Elanta, Sonata, Accent, Creta и Tucson. Но в наличии их нет.

– Нам предварительно озвучили, что автомашины будут в июле. И это в лучшем случае, – сказал менеджер.

– То есть у вас ничего нельзя сейчас приобрести под 4 процента?

– У нас на два месяца вперед проданы автомашины на все 100 процентов. В первые два дня начала программы льготного кредитования, 16 и 17 мая, к нам в салон пришло свыше полутора тысяч человек. Это только те, кто захотел приобрести авто под 4 процента. Но, помимо них, у нас в списке ожидания люди, желающие купить Hundai просто в кредит или за наличные и в рамках услуги Trade-in, то есть обмена старого авто на новое. Если вы будете покупать новый автомобиль по Trade-in, процедура приобретения пройдет значительно быстрее. Правда, состыковать ее со льготным кредитованием довольно тяжело.., но можно. Однако есть риск, что банк не одобрит кредит.

По словам менеджера, банки ужесточили требования к потенциальным заемщикам, и в 70% случаев следуют отказы. Если вы ИП и работаете по упрощенной налоговой системе, вам ничего не светит, так как все ваши отчисления идут от минимальной заработной платы 60 000 тенге.

И тут случилось чудо!

И все же нам удалось найти автомобиль, который можно купить по программе льготного кредитования – в салоне Chevrolet. Правда, выбор был не очень велик. Только Cobalt и Nexia в средней комплектации как с механической, так и с автоматической коробкой передач. Cobalt стоит 5 990 000/6 290 000 тенге, а Nexia – 5 590 000/5 790 000 тенге. Однако замечаем: на автомобиле марки Chevrolet Tracker тоже красуется бирка с информацией, что данная модель является участником программы. Интересуемся у менеджера, почему же на инфостойке нам ее не предложили.

– Мы исчерпали лимит по данной модели, поэтому она уже не участвует и не будет в дальнейшем принимать участие в программе льготного кредитования, – разъясняет милая девушка.

А как же КАСКО? Подходим к менеджеру Евразийского банка. Он сразу же информирует, что под 4% представляемый им финансовый институт в данное время уже не кредитует. По поводу страховки подтвердил, что это обязательно. К примеру, для получения кредита на 7 лет на приобретение Cobalt придется заплатить чуть более 522 тысяч тенге. Кстати, менеджер Банка ЦентрКредит заявки принимала. Халык банк и Форте банк на тот момент ждали подписания договора с Фондом развития промышленности.

Страховка – дело добровольное

Насколько правомерны установка допоборудования и обязательная страховка? Об этом «АВ» спросил у руководителя областного департамента по защите прав потребителей Жумамурата Алдашева.

– С начала этого события автолюбители уже начали жаловаться на условия обновленной программы льготного кредитования. Казахстанцы заявили о дополнительных требованиях, которые предъявляют в автосалонах.

Согласно статье 8-1 Закона РК «О защите прав потребителей», установление обязанностей потребителя по навязанным дополнительно продавцом (исполнителем, изготовителем) возмездным товарам (работам, услугам) нарушает и ущемляет права потребителей при заключении договора.

Покупка страховки тоже является добровольной, – ответил Жумамурат Алдашев.

Стоит также отметить, что в программу уже внесены изменения в пользу потребителей. Фонд развития промышленности разослал банкам письмо с указанием исключить из банковской заявки требование VIN-кода приобретаемого автомобиля. Также банки не будут требовать от заемщиков страховки КАСКО сразу на весь срок автокредита. Страховку теперь можно предоставлять ежегодно.

Владимир БУРЬЯНОВ

Фото автора

 

Колонка "Взгляд"