Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Философия жизни Асанали Ашимова

С того момента, как в прессе мелькнуло сообщение, что в Актобе в мае приедет с гастролями труппа актеров Казахского государственного академического театра драмы имени М. Ауэзова во главе с Асанали Ашимовым, влюбленные в творчество народного артиста Казахской ССР, народного артиста  СССР, известного режиссера и педагога с волнением ждали встречи с ним.

После приезда желанного гостя несколько дней «ловила» и корреспондент «АВ». Репетиции, игра в спектакле «Ымырттагы махаббат», посещение достопримечательностей города, участие в культурных мероприятиях… Наконец, в свободном окошечке расписания появилась возможность побеседовать с актером.

Асанали Байкенович, не создает ли бремя славы трудностей в создании образа и где играть сложнее: в театре или в кино?

— Бремя славы… Как сказать, иногда известность имеет свои положительные стороны. Например, в дорожной ситуации, когда останавливает инспектор ГАИ,  какое бы нарушение я не совершил, для меня горит зеленый свет (смеется). Это один штрих. Тогда слава помогает. Другая сторона медали —  я не имею права сделать что-то плохо, непрофессионально сыграть, потому что  народ тебя знает в лицо. На работе, на улице, в общественных местах надо постоянно следить за собой, вести себя достойно тому имени, которое ты наработал.

Работать сложно и в театре, и в кино, но они взаимодополняют друг друга. Кино — это, естественно, популярность, а театр — это мастерство, которое ежедневно оттачиваешь, встреча с глазу на глаз со зрителем, актерская лаборатория. Если в кино тебя могут продублировать, то в театре ты выходишь к зрителю в единственном экземпляре, чувствуешь его реакцию. А кино можно посмотреть и без актера. Но так как это распространенный вид искусства, то  многие знают меня больше по фильмам.

— У вас широкий диапазон деятельности: актер, режиссер, педагог, а в последнее время и устроитель фестиваля «Звезды Шакена». Как вы справляетесь с такой нагрузкой?

— Это — мое. У меня и возраст такой, и опыт: я должен и мне нравится работать с молодыми. Есть много хороших учеников, но называть их (улыбается) — опасно: можно кого-то забыть и тем самым обидеть.

Расскажите немного о книге «С любовью Ваш Асанали Ашимов».

—  Книга на русском языке  подытожит пятитомник, вышедший до этого на казахском языке. Это мемуарно-библиографический сборник о людях, ролях, жизни, воспоминания о детстве и семье, откровения о моих взлетах и падениях, о знакомстве с великими Аймановым, Куанышбаевым, Ауэзовым…

Как идет работа над фильмом «Цветочник» — продолжением кинотрилогии «Маньчжурский вариант», в которой вы исполняете главную роль?

— Второе название фильма — «Кто Вы, господин К.?». Нельзя сказать, что это продолжение тех фильмов, но это рассказ о дальнейшей судьбе героя —  чекиста Чадьярова.

— Какими качествами должен обладать актер, чтобы более полно реализоваться на сцене и кто преподал вам урок мастерства?

— В первую очередь, будущему актеру нужна усидчивость. Преданность искусству. Естественно, начитанность, знания. Актер должен знать все. Должен быть разножанровым — сегодня он играет судью, завтра дворника. Поэтому должен изучать характеры, быть наблюдательным.

Моим учителем был Аскар Токпанов, профессор, режиссер, лучший педагог Казахстана. Преподавал в Алма-Атинском театрально-художественном институте, где я учился. К великому сожалению, его сейчас нет. У него было немало учеников, среди которых многие стали хорошими актерами. Он давал нам уроки школы «переживания, представления», больше выделял актеров трагического характера, с богатым внутренним багажом. Он учил не только свободно вести себя на сцене, но и правильно жить.

— Как вы смогли войти в образ коварного Бекежана в фильме «Кыз Жибек»?

— Мне было тогда тридцать лет. Наверно, помогла хорошая амбициозность молодости. Многого люди добиваются в период от тридцати до сорока лет. У казахов есть пословица «Отызда  орда бузбасан, кырыкта камал алмайсын». Нельзя откладывать на потом. Пусть с ошибками, но надо стремиться, работать, преодолевать все, чтобы бац! — и прорыв! И тогда возьмешь любой замок.

— Удается ли бывать на своей родине?

— В родных местах я, конечно, бываю. В Таразе мне предоставили хорошее здание и я там решил открыть музей. Потому что экспонатов накопилось достаточно. Хорошо, что удастся их сдать при жизни, а то обычно их собирают, когда человека уже нет.

— Жизнь так устроена, что мы теряем близких и дорогих нам людей. Что помогло вам выстоять в тяжелейший период, когда вся страна сопереживала вашему горю?

— Помогли творчество, сцена, театр, кино.  Всю свою энергию я вложил  в работу. Помогло окружение, философский подход к жизни. Выстоять можно. Душа — тонкая вещь, она ранима, и в то же время она-то и дает нам силы жить дальше.

— Вы хоть находите время для отдыха?

— Отдыхать надо. Вот сегодня у меня вечером спектакль — я никуда не выхожу. Правда, схожу в мечеть. А затем все — отдых. Но это не значит, что лежу и только. Готовлюсь, повторяю текст, прорабатываю его несколько раз.

Сейчас с возрастом играю реже — один-два раза в месяц. У меня своя киностудия — по мере возможности снимаюсь в кино между постановками. Выезжаю с семьей на море. Сижу здесь с вами, даю интервью — тоже отдыхаю. Может, удивительно, но я отдыхаю на сцене. Вне сцены — работаю. Такова жизнь актера. Когда готовлюсь выйти перед зрителем, волнуюсь. Как вышел — я сам король!

— О вас отзываются как о человеке с хорошим чувством юмора…

— Того, кто умеет смеяться, кто умеет слушать юмор, кто сочиняет его, я считаю сильным человеком. Юморист — человек, который дарит жизнь и себе, и другим. Я сам люблю слушать хорошие анекдоты. Как сказал один из великих мудрецов, если хотите долго жить, с утра до вечера смейтесь. Это не значит смеяться впустую. Смех тоже должен быть содержательным. Веселые паузы в перерывах между репетициями помогают настроиться. Люблю слушать Задорнова, записи Аркадия Райкина, смотреть легкие комедии. Не всегда же играть Гамлета…

— Понравилось ли вам в нашем городе? Каковы вообще ваши впечатления о культуре провинциального центра?

— Мне понравилось в вашем городе. Город продуваемый, есть хорошие изменения в сравнении с прошлыми временами  — в конце 80-х мы здесь гастролировали, позже я  приезжал на открытие мечети в Алге, на киновстречи. Но, к великому сожалению, все кинотеатры превратили в зерносклады, мечети, торговые центры. Я не говорю о вашем городе, но в Казахстане есть областные центры, где нет кинотеатра. Зрители предъявляют претензии: «Мы не можем посмотреть фильмы с вашим участием». По телевизору можно смотреть футбол, «В мире животных», развлекательные передачи, но показывать экранные фильмы по телевизору — это преступление. Когда  я смотрю свой фильм по телевизору, у меня душа плачет: все плоско. А в кинотеатре видно работу и художника, и оператора, и актера, все нюансы видны. Поэтому сейчас меньше общения с кинозрителем.

— Какое впечатление оставила наша публика?

— Публика прекрасная. Я нигде не встречал такой удивительной аудитории — я просто наслаждаюсь общением с ней. Зрители, соскучившиеся по хорошим постановкам, слушали, затаив дыхание. Наши актеры нашли контакт ними. Это большое счастье — впитывать друг друга. Поэтому  мы даем дополнительный незапланированный  мюзикл «Цыгынская серенада» с более легкой декорацией, а также продумаем вопрос о том, чтобы через некоторое время повторить гастроли. Эта поездка у нас некоммерческая, а творческая, поэтому билеты были недорогие. Мы приехали обслуживать зрителя. Это было нашей главной задачей. Не зарабатывание денег…

В человеке творческом духовное начало превалирует над земными вещами. А как вы относитесь к вере.

— Я не фанат, но у меня свой Бог, внутри. Я знаю — есть Создатель, это может быть, природа, может быть, космос, не знаю. Но верю. Потому что дед мой был чистый, как белая бумага. В честь него я построил мечеть. И я чувствую, что он меня постоянно во всем поддерживает.

Беседовала  Малика ТУГИЛОВА

Колонка "Взгляд"