Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Когда отрываешься от корней

премьера_reswm_1

В драмтеатре имени Т. Ахтанова поставлен спектакль «Есігімді қаққан кім?» по пьесе Жабыла Ергалиева на весьма актуальную тему.
Трагедия, когда дети разрывают связи, на которых столетиями держится семья, знакома немногим родителям. Но на фоне огромного количества актюбинцев, одетых далеко не по казахским традициям, догадываешься, что многие молодые люди выбрали свой особенный, понятный только им путь.
Спектакль открывает сцена, где немолодые родители Карим (Даурен Нарман) и Разия (Майгуль Музбаева) в окружении внуков готовятся встречать дочь Гульнур (Жанна Отеген) и зятя Аскара (Кадир Куттыбаев). Особенно радуется предстоящей встрече с родителями внучка Жанар (школьница Нурай Айбеккызы). Дед поет вместе с внуками (мальчиков играют школьники Айбар Санбаев и Аян Тилектес) всеми любимую песню «Атамекен», при этом старший внук замечательно аккомпанирует на домбре.
Вид дочери Гульнур, одетой в хиджаб, с полностью закрытым лицом, поразил родителей. Прискорбнее всего оказался тот факт, что Гульнур не кинулась в объятия родителей, а проявила абсолютную холодность: так вести себя ей велит Аллах. Зятя старики тоже не узнали, из-за одежды и того же странного поведения.
На традиционную пиалу кумыса гостям из рук келин Жании (Айнагуль Ульмесекова) Гульнур сделала замечание: «Что это за женщина? Почему она так непристойно одета?» Когда родители попытались напомнить приехавшим детям, что у казахов именно так заведено встречать гостей, Гульнур аргументировала, что теперь правда на ее стороне, и пыталась вручить маме и маленькой дочке привезенные в подарок хиджабы.
Непростая ситуация усугубилась, когда радость встречи пришли разделить соседи (Майра Ильясова, Казихан Балдияров), на чьих глазах выросла Гука, сегодня с головы до ног закрытая непонятным нарядом. На конфеты-шашу, которыми осыпала приехавших соседка, гости реагировали как на камни в свою сторону.
Третий гость, Жуман (Кенес Кемалбаев), приехавший с Гульнур и Аскаром, пытался цитировать суры из Корана, трактуя их по-своему, но Карим ага заметил, что Коран он тоже читает и ничего подобного там не находил.
— Кто тебя учил Корану, аксакал? – вопрошает Жуман.
— Жизнь, — ответил Карим.
… Сирия, куда приехали Гульнур, Аскар и маленькая Жанар, предстала перед ними совсем не райскими кущами: даже голову преклонить в логове террористов было негде. Отчаявшаяся девочка в безысходности запевает, совсем как с дедом и братьями, «Атамекен». Родную песню –
лейтмотив казахов — подхватывают почти все присутствующие боевики. Оказалось, что там очень много парней из Казахстана.
Заслуженный деятель РК Нурлан Джуманиязов, режиссер Казахского музыкально-драматического театра имени Куанышбаева (Астана), заметил, что как бы эту острую тему ни заминали, она все равно всплывает:
— Часто событиями совсем не желательными. И художник должен отражать действительность такой, какая она есть. Безусловно, при работе с артистами у нас были споры, ведь тема щепетильная, тонкая. Но это был настоящий творческий процесс, и, судя по реакции зрителей, мы достигли цели.
Кстати, спектакль поставлен по заказу облакимата.
Татьяна ВИНОГРАДОВА

Колонка "Взгляд"