Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Кошелек или карта?

Банкиры советуют населению
отказаться от наличных денег

На прошлой неделе в областном акимате состоялось совещание с участием филиалов банков второго уровня, торговых и сервисных организаций по внедрению безналичных платежей на 2010-2012 годы.
Как поведала заместитель акима области Роза Кемалова, платежная система является жизненно важной составляющей финансовой системы любой страны. Поэтому данному вопросу уделяется повышенное внимание и в Казахстане.  К примеру, была разработана Концепция развития финансового сектора РК на период с 2007 по 2011 годы. — Совершенствование модернизации технической инфраструктуры действующих платежных систем и расширение розничных безналичных платежей — это только часть данной концепции, —  отметила замакима области. – Все мы используем такие технологии, как платежные карточки, Интернет-банкинг, мобильный банкинг и многое другое. Но наиболее реальный платежный инструмент, который позволяет переводить безналичную форму, – это платежная карточка. Она применяется очень широко в любой сфере, но в настоящее время у нас большой объем денежного обращения приходится на сферу торговли и услуг.
Как обстоят дела в Актюбинской области в сфере безналичного расчета, рассказал заместитель директора АФ Национального банка РК Амангос Отебай. Он сообщил, что в этом году совместно с  представителями филиалов банков второго уровня (БВУ) проводился мониторинг и обследование субъектов торговли и сервиса на предмет использования электронных терминалов и приема кассирами платежных карточек. Выборочно было обследовано 65 торговых точек, где на момент проверки все терминалы были в рабочем состоянии, и на них размещались информационные плакаты. Кроме этого, актюбинским филиалом Нацбанка через БВУ проведено анкетирование работников крупных предприятий и госорганов, чтобы выяснить, насколько они осведомлены о возможностях проведения безналичных расчетов с использованием платежных карточек.
— Результаты опроса показывают, что о возможностях оплаты с помощью терминалов знают не все держатели карточек, — сетовал Амангос Отебай. — Это связано с недостаточной популярностью данной услуги. К тому же при поступлении заработной платы работник снимает с карточки полностью всю сумму. Значительная часть держателей карточек не знает порядок оплаты по карточкам и не пользуется данной услугой. Не всегда продавцы информируют о проводимых акциях. Об отсутствии комиссии для физических лиц за операцию безналичным путем знает половина респондентов. Хотя практически все опрошенные знают порядок действия при утере карты.
Вместе с тем представитель Национального банка напоминает владельцам  платежных карточек об их праве оплачивать покупки безналичными деньгами. За отказ принимать карточку предпринимателям грозит административное наказание в виде штрафа в размере от 20 до 100 МРП. Правда, данный субъект должен входить в специальный перечень Правительства. Уполномоченным органом рассмотрения таких дел является финансовая полиция. Есть также отдел при филиале Национального банка.
— Нежелание предпринимателей принимать безналичный расчет обусловлено дополнительными расходами в виде платы комиссионных банкам за организацию обслуживания платежных карточек (эквайр. – Прим. авт.), — говорит Амангос Отебай. — Природа появления таких комиссий связана с тем, что банки несут все расходы, относящиеся к организации приема платежей в торговых точках, – устанавливают на безвозмездной основе терминалы в торговых точках, затрачивают немало средств на их обслуживание, обеспечивают функционирование всей системы качественной инфраструктурой. Кроме того, банки на регулярной основе проводят обучение, тренинги кассиров по правилам использования электронных терминалов. При этом стоит отметить, что в условиях конкуренции финансовые институты  совершенствуют свою тарифную политику, что в перспективе может снизить тарифы. Однако на сегодняшний день  можно сделать вывод, что некоторые предприниматели полностью не осознали  выгоду от безналичного обслуживания.
К основным преимуществам безналичного расчета банкир отнес и такой фактор, как отсутствие риска, связанного с хранением и инкассацией наличных денег. Помимо этого переход на современную и цивилизованную форму платежа для субъектов торговли и сервиса открывает новые возможности для внедрения различных маркетинговых ходов  и расширения торговых оборотов.
— Сейчас из всех проведенных за 10 месяцев транзакций на покупку товаров или оплату услуг с помощью платежных карточек приходится порядка 6 процентов. Это, конечно, ничтожные цифры, — признает Амангос Отебай. — И данная цифра почти не отражается на минимизации этих расходов. Но мы поднимемся до уровня цивилизованного мира, где порядка 80-90 процентов населения пользуются карточкой. Тогда комиссионные расходы сами по себе отпадут, и торгующая организация сразу же почувствует выгоду новшества.
Что касается держателей платежных карточек, то, по словам Амангоса Отебая, они более активно осваивают новую технологию и тщательно выбирают банковские услуги, которые дают возможность не только обналичить деньги или оплатить какие-либо услуги.
— Это своего рода доступ к различным бонусам, дисконтам, скидкам, кредитным лимитам, платежам через Интернет или SMS-сообщениям, — пояснил заместитель директора АФ Национального банка. — В последнее время особой популярностью пользуется такая услуга, как мобильный банкинг. С ее помощью можно круглосуточного контролировать денежные средства с помощью SMS-сообщений. Если у держателя карточек имеется роуминг, то воспользоваться этой услугой можно, находясь и за рубежом.

Справка  «АВ»
Наиболее распространенными платежными карточками у актюбинцев являются карточки международных систем — 97,9 %, доля карточек локальных систем — 2,1 %. В нашей области в среднем на четыре человека приходится одна платежная карточка.
Абат  КАРАТАЕВ

Модели разные, результат один
Совсем немного времени осталось до старта республиканского конкурса-выставки
«Лучший товар Казахстана». Самые лучшие производственные предприятия и успешные компании страны готовятся в эти дни достойно продемонстрировать свои достижения. Это мероприятие заявлено как самое масштабное за все время существования конкурса. И это неудивительно: нынешний 2010 год – юбилейный. Конкурсу на соискание премии Главы государства «Алтын сапа» — 5 лет.
— Республиканское мероприятие предваряла большая работа по организации региональных конкурсов-выставок «Лучший товар Казахстана», которые прошли с 13 августа по 15 сентября. По их итогам были определены сильнейшие. Именно они приедут в Астану, — говорит начальник управления Комитета технического регулирования и метрологии Министерства индустрии и новых технологий Республики Казахстан Галия-Бану Мейрбаева.
В этом году в 16 региональных конкурсах-выставках приняли участие более 600 предприятий. Изучив экспертные заключения специалистов, организаторы определили 176 победителей по следующим номинациям: «Лучшие товары производственного назначения»,  «Лучшие товары для населения» и «Лучшие продовольственные товары».
В Астане первые руководители и специалисты смогут пообщаться в неформальной обстановке, найти новых партнеров и клиентов, поделиться опытом, получить практические рекомендации.
Организаторы конкурса, осознавая важность повышения знаний в этом направлении, в июне-июле провели выездные региональные обучающие семинары для экспертов и участников выставки. В них приняли участие около 2 000 человек из госорганов, промышленных предприятий, коммерческих организаций и общественных объединений.
В рамках программы семинаров-совещаний выступали специалисты, которые разъясняли нормативно-правовые акты, разработанные в рамках Таможенного союза, а также ключевые положения госпрограммы форсированного индустриально-инновационного развития РК.
Основные вопросы, поступающие от предприятий, акиматов областей и городов Астаны и Алматы, касались методики и особенностей расчетов критериев, характеризующих возможности и результаты деятельности юридических лиц, оформления и предоставления материалов конкурсантов.
Кроме того, в Астане с 3 по 6 августа прошел обучающий семинар «Применение модели совершенства EFQM и премий СНГ в области качества для оценки участников конкурса на соискание премии Президента РК» для членов экспертных групп по проведению предварительной оценки материалов и деятельности участников конкурса. В его работе приняли участие представители МИО, ОО, НДП «Нур Отан», НЭПК «Союз «Атамекен», ТПП и претенденты на премию Главы государства.
Конечно, победителями конкурса станут единицы, однако все без исключения получат прекрасную возможность пообщаться и поучиться друг у друга новым подходам в деятельности.
Тамара ЗЕЛЕНСКАЯ,
главный специалист отдела промышленности
облуправления предпринимательства
и промышленности

Колонка "Взгляд"