Лицедеи из глубинки

В рамках реализации программы «Рухани жаңғыру» в Актобе прошел Х региональный фестиваль народных театров «Театр — өнердің ұлы көші», посвященный творчеству Тахауи Ахтанова, Куандыка Шангытбаева и 20-летию Астаны.

Из-за любви к искусству
Проводимый один раз в два года по инициативе областного центра народного творчества и при поддержке управления культуры, архивов и документации первый фестиваль состоялся в 1997 году.
— Вначале он был областным и со временем перерос в региональный, — уточнила директор ОЦНТ Лейла Омарова. — Сегодня участников 11, но их бывало и почти в два раза больше. Активность народных театров — стимул для проведения фестиваля, и мы всячески ему содействуем.
В актюбинской глубинке самодеятельные театры существуют еще с 30-х годов прошлого века, но продолжают появляться и новые. Согласно статистике, в области их 16, то есть в иных районах есть по два коллектива.
— И здесь требуется уточнение, — говорит руководитель творческого отдела ОЦНТ Гульнар Елеуова. — Народный — это звание, означающее, что коллектив подотчетен учреждению культуры, так как в нем имеются худрук и режиссер, получающие зарплату и работающие согласно плану. Из 16 народных театров Актюбинской области 9 — театры драмы, 3 — сатиры и юмора и по два — клоунады и кукольных. В этот ряд добавим 150 драмкружков, работающих при 196 сельских клубах. Есть районы, например, Мартукский, где коллектив не имеет звания народного, но спектакли ставятся — люди работают на голом энтузиазме, из любви к искусству.
Насколько серьезно власть относится к эстетике досуга земляков, говорит не только сам факт проведения фестиваля, но и то, что в составе жюри всегда работают профессионалы, чье мнение и критика бесценны для самодеятельных актеров и режиссеров. Так было и на десятом фестивале; добавим, что участники творческого форума приехали днем раньше: специально для того, чтобы получить мастер-класс от профессионалов. В их роли нынче выступили актер Алматинского театра имени М. Ауэзова и телеведущий Акберген Жумабаев и режиссер и актер ТЮЗа имени Г. Мусрепова Данияр Базаркулов. Оба гостя имеют и опыт съемок в кино.
— Мы были удивлены, узнав о самодеятельных театрах, — признались парни. — Думали, что это явление уже кануло в истории. Но просмотр показал, что стремление к лицедейству, к творческой форме самовыражения сильно в народе, а на селе представляет реальную альтернативу профессиональному театру. Безусловно, уровень у всех разный, но есть и такие коллективы, которые могут тягаться с профессионалами.

Кстати
В народном театре востребованы самые разные люди. Пианист-самоучка Гасыр Бекниязов по образованию педагог, но уже более 30 лет он работает звукорежиссером в Иргизском РДК «Арай» и отвечает за музыкальное оформление постановок здешнего самодеятельного театра.
— С тех пор, как появились синтезаторы, подбирать музыку стало проще и интереснее. А ведь от музыкального сопровождения постановка зависит самым серьезным образом, — признался Гасыр.

— У каждого коллектива имеется опыт гастролей, — рассказала руководитель управления культуры, архивов и документации Маржан Корганбаева. — Самодеятельные труппы ездят с постановками по районам и участвуют во многих областных и районных мероприятиях. Вот сейчас, когда в области реализуется проект «Халық қауіпсіздігін қамтамасыз ету», народные театры являются его активными участниками. Безусловно, власть активно поддерживает творческие коллективы: без финансирования со стороны государства им не выжить в любое время. Народные театры находятся на балансе районных акиматов, а вот ответственность за их квалификацию всецело на актерах и режиссерах из профессиональных театров. Именно поэтому они в течение года консультируют самодеятельные коллективы, выезжая на места, а мастер-классы в рамках фестиваля — дело привычное. И в этот раз мастер-классы были от Акбергена Жумабаева и Данияра Базаркулова.
Как раз за возможность общения с Акбергеном и Данияром режиссер Кызылкогинского народного театра из Атырауской области Сагидулла Якып выразил признательность хозяевам фестиваля.
— Я думаю, что подобного фестиваля в Казахстане нет, — высказался Данияр Базаркулов.
А член жюри Асия Курманалина напомнила, что в 2002 году на Международном фестивале театров кукол профессор Ахметжан Кадыров назвал наш город театральной Меккой Казахстана, настолько щедры актюбинцы на творческие форумы.

Особенности юбилейного фестиваля
Вряд ли нынешний фестиваль стал каким-то особенным. Если взять во внимание репертуар, то кому-то даже скучно станет: «Күтпеген кездесу» и «Махаббат мұңы» Тахауи Ахтанова повторились по три раза, его же «Боран», «Арылу» и «Әке мен бала», а также «Беу, қыздар-ай» Куандыка Шангытбаева составили некоторое разнообразие на сцене. Но это дилетантский взгляд, ведь болеющий театром зритель порой один и тот же спектакль в исполнении одной труппы готов смотреть многократно, а тут абсолютно разные составы и режиссеры, добавим, разный уровень коллективов. А значит, и звучит драматический материал совершенно по-разному.
После каждого спектакля жюри с актерами и режиссером уединялись для обсуждения и тщательного разбора — хорошая альтернатива мастер-классу. Безусловно, ситуации были и такие, когда от каждого профессионала звучали только похвалы. Например, шалкарцам за спектакль «Беу, қыздар-ай», а исполнителю главной роли Нургали Сидакову рекомендовано поступать в театральный вуз. Шалкарцы выразили признательность Елтаю Кемалу за консультации и профессиональную помощь в постановке спектакля.
Не секрет, что каждый актер и коллектив что-то почерпнули для себя на фестивале, но как непросто было жюри!
— Мы имели право какие-то номинации проигнорировать, какие-то добавить, — призналась Маржан Корганбаева. — Но мы также были раздираемы сомнениями при выборе, особенно лучшего спектакля — таких было несколько! А еще хотелось отметить отдельных исполнителей.
Итак, номинации распределились следующим образом. Диплом «Үміт» увезла в Аксай ЗКО Гульсезим Куанышкалиева; диплом за лучшую эпизодическую роль получила Жанылдык Бисенгалиева (Уил), за лучшую мужскую роль — Рамазан Тасыкбаев из Мангыстауского молодежного театра, лучшей исполнительницей женской роли названа Несибели Жиенбаева из Хромтау; лучшим актерским ансамблем — коллектив народного театра «Замандас» ДК «Целинник» Айтекебийского района Актюбинской области, премию за лучшую режиссуру получил Асылхан Дарибаев из Шалкара, а лучшим спектаклем фестиваля названа трагикомедия «Арылу» Уилского народного театра.
Директор театра имени Т. Ахтанова Нурхан Кадирбаев признался, что работу народных театров его коллеги намерены всячески поддерживать, в том числе регулярными консультациями и мастер-классами, а Маржан Корганбаева озвучила очень конкретную цель:
— Думаю, ХI фестиваль будет республиканским: наработок и условий для этого достаточно.

Над страницей работала Татьяна ВИНОГРАДОВА

Фото Хайредена РАУШАНОВА

Новости "АВ"