Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Мой Высоцкий

25 января исполняется 75 лет со дня рождения Владимира Высоцкого – артиста, поэта, автора-исполнителя.

След, оставленный Владимиром Высоцким в советской культуре, неизгладим. Он спасал души. И как отметил один из героев книги Давида Карапетяна «Владимир Высоцкий. Между словом и славой. Воспоминания», это был единственный человек в Советском Союзе, который говорил правду. У всех, кто жил в эпоху Высоцкого, есть свой Высоцкий. Кто-то влюбился в него раз и навсегда, кто-то открыл позже. Но не было равнодушных. В ту страшную эпоху, когда мыслить допускалось только в согласии с курсом КПСС, Владимир Семенович своими песнями напоминал людям о необходимости иметь на все свое мнение, собственный взгляд.

Сейчас о Высоцком пишут много, всякое. Но в первую очередь он бард, поэт, исполнявший свои стихи под гитару. И как у хорошего барда у него превалирует напоминание о непреходящих ценностях, не зависящих от режимов и правителей.

Популярность песен Высоцкого не падает и сегодня. В постсоветском пространстве можно отыскать сообщества и клубы поклонников его творчества. В нашем городе сообщества нет, но поклонников тоже хоть отбавляй. И один из них, наверное, самый знающий и преданный, Эдуард Хабибулин, главный геофизик ТОО «Казахойл Актобе». Ему мы и предоставляем слово.

— Знакомство с творчеством Высоцкого для большинства советских людей произошло после выхода на экраны фильма «Вертикаль», где звучат его песни. Фильм так себе, почти забыт тогдашним поколением, а песни звучат и поныне. Я же с творчеством Высоцкого познакомился в 1964 году на одной из студенческих вечеринок. С магнитофона звучали Булат Окуджава, Юрий Кукин, Евгений Клячкин и еще кто-то: хрипло, неистово и настойчиво. Я буквально обомлел от силы и мощи исполнения, слова завораживали точностью образов, правдивостью фактов. Звучала песня «На братских могилах». Могучий голос ворвался в комнату и поведал всю глубину и трагизм павших в бою и похороненных зачастую безымянно: «А в вечном огне видишь вспыхнувший танк, горящие русские хаты… На братских могилах не ставят крестов и вдовы на них не рыдают… Здесь раньше вставала земля на дыбы…». Автор напоминал о трагедии, которую обязаны знать все живые! Я прослушал раз, два и ясно осознал, что это не похоже на песни ни одного из бардов. Запись была низкого качества, многократно переписанная с плохоньких ленточных магнитофонов, она шипела, прерывалась, но смысл каждой фразы, каждого слова были понятны и настолько прямолинейны, глубоки, значимы, а фразы настолько хлестки и полны смысла, что мурашки бегали по коже.

В нашем вузе была группа, исполняющая песни «Битлз», в которой я участвовал, но «Братские могилы» оказались в моей биографии неожиданным поворотом к творчеству Высоцкого. Я буквально ринулся ко всем друзьям искать записи его песен. Во времена так называемой коммунистической морали песни Высоцкого были под большим запретом, вплоть до исключения из комсомола и, как следствие, из института. Тем не менее, популярность его неумолимо росла, поэтому записи раздобыть не было проблемой. В свое время я окончил музыкальную школу по классу скрипки, и это помогло уловить суть и смысл музыкальных акцентов. Мелодии песен звучат под 5-7 аккордов, и мне не составило большого труда подобрать их на гитаре и петь. Кстати, про Высоцкого как композитора редко говорят. А он чудесный композитор, у многих его песен красивые мелодии, которые сразу входят в душу.

Когда по реакции однокурсников стал осознавать, что у меня, как говорится, получается, стал выступать публично. При всей любви к «Битлз» я навсегда увлекся Высоцким и вот более 45 лет пополняю свой репертуар, нахожу первоисточники и с огромным удовольствием исполняю в кругу близких и друзей замечательные, всегда актуальные и вечно живые песни Мастера… Несколько раз участвовал с ними и в концертах бардклуба «Рюкзак».

Сегодняшние поклонники Высоцкого, а их число растет, пользуются одной оригинальной хитростью. При современных технических достижениях это несложно. Берут любительское видео с кумиром, где звук, как правило, неудачный, и накладывают на него хорошую звукозапись. Вот это достойное, считаю, занятие, пополняющее банк видеоматериалов. А кто знает, как творения любимого автора отзовутся через пятьдесят и более лет?

В 1975 году в Алма-Ату с гастролями приезжал театр на Таганке. У нас с друзьями на четверых было два билета. Надо было где-то искать еще два. Мне пришло в голову найти Высоцкого лично и попросить помочь. Вчетвером мы подались к служебному входу, а возле него стоит и курит сам Высоцкий! Поздоровались, изложили проблему. Билеты не были в компетенции Владимира Семеновича, помочь он нам не мог, но с каким достоинством он выслушал нас, как пожелал удачи – это запало в душу. Недостающие билеты мы в тот вечер все-таки добыли и игрой Мастера налюбовались сполна.

Надо сказать и о внешности кумира. Роста Высоцкий был небольшого, крепкого телосложения, такой подтянутый, собранный. И необыкновенно обаятельный… Это обаяние, исходящее, безусловно, из харизмы, я назвал бы его главным проявлением, тем инструментом, которым он, конечно неосознанно, не подозревая, и воздействовал на мир.

Когда бываю в Москве, обязательно захожу к Высоцкому на Ваганьковское кладбище. Трудно назвать любимую песню, их много, но как завещание кумира 70-х приведу одну из строф:

За все, чем дышишь и живешь,

Зубами, брат, держись,

Когда умрешь, тогда поймешь,

Какая штука жизнь…

Татьяна ВИНОГРАДОВА

Колонка "Взгляд"