Новости Казахстана

Не верь глазам своим!

Чтобы продать товар, на различные ухищрения идут не только производители, но и продавцы. Довольно печально, что сети супермаркетов не являются исключением. Указание недостоверной информации на ценниках в крупных торговых точках стало уже системой.
Худо-бедно, но производителей на законодательном уровне заставили указывать достоверную информацию на этикетках или упаковках. Другой вопрос, как они это делают. Всю неудобную информацию, написанную мелким текстом, производитель, как правило, прячет на обратной стороне упаковки или сбоку, на трудно читаемом сливающемся фоне. Хотя есть утвержденный технический регламент «Требования к маркировке продукции», касающийся товаров импортного или отечественного производства, реализуемого на территории Казахстана. Там указано: «информацию для потребителя располагают на каждой единице продукции в удобном для чтения (ознакомления) месте на упаковке (таре), этикетке, ярлыке, документах, памятках (листах-вкладышах). Информация для потребителя наносится способом, предусмотренным нормативными документами по стандартизации, и представляется в четкой и легко читаемой форме». Однако не всегда эту информацию можно быстро найти и легко прочитать, особенно людям со слабым зрением, да и еще при искусственном освещении в торговой точке.

Игры с граммами и миллилитрами

В этом случае потребитель ориентируется на ценники, где вместе со стоимостью товара должна указываться хотя бы минимальная информация: стоимость товара, его полное наименование, а также масса, объем и количество.
А вот тут-то и начинается самое интересное. Продавцы начинают путать миллилитры и граммы. Для эксперимента корреспондент «АВ» посетил два супермаркета – «Дина» (район «Электрона») и «Анвар» (район «Океана»).
«Дина». В глаза сразу бросаются полки с консервированной продукцией. Вот, например, консервированные персики (половинки) и ананасы. На ценнике указано – 850 г. Да вот на самой банке производитель указывает абсолютно другую информацию – 850 мл. А масса нетто, оказывается, 820 г.
Кстати, возле полок с консервацией пришлось задержаться минут на сорок, чтобы проанализировать ценники. Вот еще ананасы. Указано – 580 г. На самом деле на банке указан объем в миллилитрах, а масса нетто – 565 г. Далее не буду повторяться. На ценниках указана масса в граммах, а производитель пишет те же цифры, но только означают они объем, а рядом на этикетке обозначается масса нетто.
Компот из вишни, лечо (720 мл – 680 г), грибы микс (850 мл – 800 г), кукуруза (425 мл – 340 г) и так далее. Список можно перечислять и далее.
То же самое и в супермаркете «Анвар». Та же кукуруза (850 мл – 800 г), фасоль (425 мл – 400 г), маринованные огурцы и помидоры (720 мл –690 г), горошек, компоты, консервированные фрукты в сиропе и так далее.

Масло-жировая тема

Это же касается и майонеза в обеих сетях супермаркетов. Производитель указывает объем, а продавец почему-то начинает его путать с массой. Хотя надо отметить: не на всех ценниках такая путаница. Где-то указана реальная масса нетто продукта. Кстати, 900 мл майонеза жирностью 50,5 % весят 864 г.
Возникает закономерный вопрос: это специальный ввод в заблуждение или менеджеры просто не учились в школе? Стоит напомнить, что плотность воды – 1 грамм на кубический сантиметр. То есть масса одного миллилитра воды – 1 грамм. Плотность других веществ отличается.
Хотя, как лирическое отступление, в «Анваре» внимание привлек майонез «Чудесница». На ценнике значилась масса 800 г. На видном месте банки с масло-жировой продукцией четкое обозначение – 800 мл. Но каково же было мое удивление, когда на обратной стороне пластмассового контейнера удалось разглядеть информацию о массе нетто продукта, написанную мелкими буквами — … 800 г! В списке ингредиентов на первом месте, естественно, стояла вода (значит, ее больше всего в составе продукта). Плотность майонеза равна плотности воды. Просто замечательно! Но это уже вопросы к производителю.
Хочется продолжить тему, затронув еще один сегмент масло-жировой продукции: растительно-сливочные спреды и сливочное масло. По этой части за магазинами водится еще один грешок — на ценнике пишется, что это сливочное масло, а на поверку оказывается – растительно-сливочный спред, о чем указано на упаковке. Опять-таки маленькими буквами. Причем часто и масло, и спреды находятся в одном холодильнике (имеется в виду продукция заводской фасовки), а ценники находятся в хаотичном состоянии, и потребитель не может точно определить, где какой продукт, так как в названии обязательно присутствуют слова «сливочный», «крестьянское» или однокоренные им, которые сбивают с толку потребителя. Какой продукт он приобрел, об этом узнает уже на кассе.
Коль тема хаотичности в расположении ценников уже затронута, то вкратце хочу остановиться на таком серьезном нарушении, как введение в заблуждение в ценовом аспекте. Были случаи, когда люди покупали рыбные консервы. Скажем, сайру или сардину. На ценнике под консервами, действительно, были указаны эти виды рыбной продукции. Но с одним маленьким «но»: на ценнике указан другой производитель, у которого продукция заметно дешевле. Получается, что потребителя таким образом принудили купить более дорогой аналог. Отстояв несколько минут в кассу, тем более перед праздниками, кому охота делать возврат и идти обратно к прилавкам?
«50, 60, 100 тенге лишних отдал? Наверное, не туда посмотрел. Ладно, не такие уж и большие деньги», — решает потребитель и мирится с ситуацией. А зря.

Молоко — отдельно, молокосодержащие продукты – отдельно

А вот в этом сегменте реальная проблема. Это касается и супермаркетов «Дина», и супермаркетов «Анвар».
Начнем с того, что мы уже несколько лет живем в Таможенном союзе. Существует Технический регламент от 2011 года, где черным по белому написано, что «питьевое молоко – молоко цельное, нормализованное, обогащенное – молочный продукт с массовой менее 10%, подвергнутый термической обработке, как минимум пастеризации, без добавления сухих молочных продуктов и воды, расфасованный в потребительскую тару».
А есть еще молочные напитки и молокосодержащие напитки. Отдельный ряд — кисломолочные продукты. Все это указывается на упаковке по требованиям ТР ТС. Естественно, что напитки, производящиеся с добавлением сухого молока или заменителей молочного жира, стоят заметно дешевле.
Взять такой продукт, как «Зорькин луг». Производитель честно пишет, что это молокосодержащий напиток. Судите сами, из чего он сделан. Например, если стоит литера «В» на упаковке: сухое обезжиренное молоко, молочный жир, заменитель молочного жира. Причем последнего по техрегламенту может быть не более 50%. Скорее всего, чтобы максимально удешевить свою продукцию, производитель добавит положенные 50%, не меньше.
Да вот беда, в магазинах на ценниках указывается, что это молоко. Литровый пакет такового напитка 2,5% жирности стоит 218-220 тенге. В то время, как натуральный продукт недлительного хранения от местного производителя стоит 245 тенге за литр. Другая аналогичная продукция, уже длительного хранения, доходит до 300 тенге за литр и выше в зависимости от бренда и производителя. Но народ-то верит ценнику, а вдаваться в подробности, указанные на пакете, не хочет.
Или еще пример. На этикетке того бренда «Зорькин луг» 0,9 л красуется надпись: «Кефирный». Понятно, что уже ни о каком кефире речь не идет, а перед нами молокосодержащий продукт. Однако ценник гласит, что это кефир.
Давайте откроем ТР ТС: «Кефир – кисломолочный продукт, произведенный путем смешанного брожения с использованием закваски, приготовленной на кефирных грибках без добавления чистых культур молочнокислых организмов и дрожжей»
А теперь прочитаем состав того, что в супермаркетах назвали кефиром: обезжиренное сухое молоко, рафинированное растительное масло и загуститель, пектин, желатин, гуаровая камедь. Приятного аппетита!

«Буренка», сгущенка и разные сыры

В каждом из магазинов я насчитал не менее десяти наименований продукции, на ценниках которых значилось «сгущенное молоко с сахаром».
Что такое сгущенное с сахаром молоко? Это «концентрированный или сгущенный молочный продукт с сахаром, массовая доля молочного белка в сухих обезжиренных веществах молока в котором составляет не менее чем 34%». То есть по стандарту оно изготавливается из цельного молока с добавлением сахара. Как правило, жирность конечного продукта — 8,5-8,6%. О добавлении растительного жира нет и речи.
Однако под видом сгущенного молока в большинстве своем на прилавки попадает молокодержащий продукт с заменителем молочного жира, о чем на ценниках ни гу-гу. Зато стоит такой эрзац-продукт гораздо дешевле.
Очень заинтересовала меня сметана местного производителя. По крайней мере, о том, что это сметана, утверждал ценник. Килограммовое ведерко со сметаной 20% жирности Milky Land стоило всего ничего – 526 тенге. Однако на самой упаковке производитель написал «Сметанка» и меленькими буквами указал, что это сметанный продукт с заменителем молочного жира. А вот менеджеры супермаркетов этого не заметили.
А ведь сметана изготавливается из сливок и закваски.
Плавленые сыры. В магазинах забывают, что с сырным плавленым продуктом он имеет весьма дальнее родство. Однако 900 граммов такого продукта, название которого, судя по ценнику, «плавленый сыр», стоят всего 747 тенге. Как не взять – почти задаром?!
И сыры из разряда твердых. В «Дине» удалось найти как сырный продукт, так и сыр. Цена на сырные продукты не так высока. В пределах 1 300 – 1 700 тенге за кило. Натуральные сыры стоят от 2 500 тенге и выше. А вот в «Анваре» почему-то продукция и по 1 500 тенге за килограмм, и по 3 000, и выше одинаково называется сыр. По крайней мере, в день нашего мониторинга.

Информация к размышлению

Производитель для удешевления своей продукции идет на такую хитрость, как уменьшение объема (массы) фасованного продукта. Это шоколад с массой нетто 90-95 г, молоко 0,9 – 0,95 л и так далее. Даже литровые и двухлитровые пакеты с соком (нектаром) несколько «похудели». Опять в магазинах это не всегда замечают.
Например, в супермаркете «Дина» не заметили, что в пакете нектаров «Juicy» и «Palma» уже стало 1,95 л, а на ценниках до сих пор указано – 2 л. А в «Анваре» объем пакета «Palma» «похудел» до 0,95 л, но продавцы-оптимисты все равно пишут на ценнике 1 л.
Все зависит от самих потребителей. Не ленитесь читать, что написано на упаковке, и сравнивать с информацией, указанной на ценниках. Между прочим, по закону «О правах потребителя» вы имеете полное право сделать фото ценника приобретаемого товара. А на кассе потребовать отпустить вам продукцию по цене, указанной на ценнике. Бывает, что акция на товар закончилась, а старый ценник остался. По крайней мере, так утверждают и будут утверждать в магазине. Все это хитрости и уловки! Будьте бдительны!

Владимир БУРЬЯНОВ

Фото из открытых интернет-источников

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

Код безопасности *