Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Не заблудиться в электронно-цифровых джунглях

Что нужно знать, приобретая бытовую технику или дорогой смартфон, особенно через интернет? Как защитить свои права и не стать жертвой обмана недобросовестного продавца?[divider]
Эти и другие вопросы обсуждались в ходе круглого стола в областном департаменте по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей.
Ежегодно 15 марта, начиная с 1983 года, международная общественность отмечает Всемирный день защиты прав потребителей. Его тематику по сложившейся традиции определяет Международная федерация потребительских организаций. В этом году он проходит под девизом «Сделаем цифровые рынки справедливыми и честными». Так же, как и в 2017 году, когда в качестве девиза был предложен слоган «Потребительские права в цифровую эпоху», федерация призвала сосредоточиться на правах потребителей в сегменте электронной коммерции.
На круглый стол пригласили представителей более десятка торговых домов и рынков, однако многих потенциальных гостей так и не дождались.[divider]

Покупки во Всемирной паутине

— Главным трендом роста потребительского рынка становится цифровизация общества, появление культуры не только оплаты услуг и товаров онлайн, но и настройки автоплатежей на оплату услуг ЖКХ, мобильной связи и интернета.
Сегодня цифровые технологии изменили характер многих услуг и продуктов, так как встроенное програм-мное обеспечение содержится во все возрастающем количестве потребительских товаров, — отметил руководитель отдела по защите прав департамента Аслан Давлетов.
[box type=»shadow» ]Важно знать
Продавец не имеет права указывать гарантийный срок, ниже установленного производителем.[/box]
Важно, чтобы потребители обладали набором базовых, неснижаемых прав, независимо от того, касается это, например, приобретения офлайн товаров и услуг или покупок в сети интернет. Тем более что по мере глобального развития сегмента электронной коммерции и вовлечения в нее все большего числа активных пользователей Всемирной сети потребуется не только изменение законодательства, но и реализация иных мер, которые для потребителей новой цифровой эпохи обеспечат достаточный уровень защиты, комфорта и безопасности при совершении дистанционных покупок.
Правительством нашей страны поставлены цели и задачи в области защиты прав потребителей, исходя из тех рисков, которые несет стремительно меняющийся мир.
При этом особое внимание необходимо уделять праву потребителей на получение четкой и ясной информации, чтобы они могли принимать обоснованные решения относительно покупки и использования интернет-ресурсов. Потребителю должно быть понятно, кто именно несет ответственность в каждом звене цепи поставки товара и в дальнейшем, в течение всего срока его использования.
Закон «О защите прав потребителей» — это довольно хороший инструмент. Но пока не все могут им пользоваться из-за незнания своих прав.
Многие сейчас делают покупки в интернет-магазинах. В случае, если права потребителя нарушены, он на основании нормы действующих законодательств может обратиться с претензией в интернет-магазин. Но для этого необходимо владеть информацией о продавце и его местонахождении. В противном случае ни обменять товар, ни ввернуть деньги не получится.
[box type=»shadow» ]Кстати
Если вы делаете покупку во Всемирной сети, кроме сведений о продавце, следует узнать всю информацию и условия реализации товара: страна-производитель; дата и место изготовления товара; срок годности и условия хранения; комплектность; наличие или отсутствие гарантийного срока; адрес на принятие претензий, а также службы (компании), производящей ремонт и техническое обслуживание товара; порядок и условия возврата товара и денег; отзывы потребителей. И только после этого заключить электронный договор, предварительно ознакомившись с его особенностями.[/box]

Смартфон: до и после прилавка

В наши дни представить жизнь без сотового телефона мы попросту не можем. А производители чуть ли не каждый день рекламируют новинки… Купить новый суперсовременный телефон — мечта многих людей, и для ее осуществления некоторые готовы даже взять кредит в банке. И тем печальнее, когда телефон ломается.
Очень часто потребители обращаются в департамент по вопросам, касающимся приобретения бытовой техники. В основном это жалобы на качество сотовых телефонов, в частности, дорогих смартфонов.
[box type=»shadow» ]Важно знать Продавец (изготовитель) обязан продать, а потребитель вправе купить товар согласно указанной стоимости, оформленной ярлыком цен, выставленным во внутренних и (или) внешних витринах торгового объекта.[/box]
На сегодняшний день в торговых местах (торговых рынках) происходят случаи нарушения прав потребителей, когда покупатель не может произвести обмен приобретенного товара ненадлежащего качества. Присутствуют необоснованные причины отказа. Так, например, сервисные центры приводят доводы, что потребители сами неправильно эксплуатировали технику, и это привело к ее поломке. Хотя часто это только что приобретенный товар, и, по существу, другой довод, нежели заводской брак, не подходит для обоснования. Продавец отказывает ему и тем самым нарушает статью 15 Закона Республики Казахстан «О защите прав потребителей», где сказано, что право на возмещение причиненных убытков остается за потребителем, независимо от выбранного им требования.
В ответ индивидуальный предприниматель Геннадий Приходько, представляющий салон мобильной связи VOKK, приводит свои доводы. По его словам, ко всем подобным случаям в его фирме объективный подход. А вот что касается ремонта сотовых телефонов, находящихся на гарантии.
— Сервисные центры бывают разные. Есть какие-то сомнительные конторы, которые и ремонт сделают такого же качества. Сервисные центры, являющиеся официальными представителями компаний-производителей (дистрибьютеров), меняют деталь, выдают вам акт. Замена производится бесплатно. На эту деталь также устанавливается гарантийный срок. Если, конечно же, нет механических повреждений по вине покупателя, — объясняет предприниматель.
[box type=»shadow» ]Важно знать Запрещается продавцу (изготовителю, исполнителю), за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Казахстан, ограничивать права потребителей в отношении применения фото- , видеосъемки.[/box]
Приобретая сотовый телефон, потребители частенько сталкиваются с ситуацией, когда им предлагают за дополнительную плату установить несколько больший гарантийный срок. Или же загрузить лицензионное программное обеспечение.
Честно говоря, в первом случае нет ничего криминального, но, по сути, это просто лишняя трата денег. Во втором случае продавцы явно лукавят. В любом телефоне уже установлено лицензионное программное обеспечение (ПО). Без него он будет работать, в принципе. Стоимость ПО уже входит в стоимость телефона. Разве что дополнительные приложения загрузить. Опять-таки в наш век цифровизации все это можно абсолютно бесплатно скачать из Всемирной сети. Есть, конечно, некоторые платные мобильные приложения. Но сначала лучше купить телефон, разобраться с ним, а там уже видно будет.
Если ваши права потребителя ущемляются или необходима консультация, обращайтесь в областной ДКРЕМ, ЗК и ПП по телефону: 54-93-29, или по адресу: ул. Ш. Калдаякова, 33.
Владимир БУРЬЯНОВ

Фото Аслана МУСЕНОВА

Колонка "Взгляд"