Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Особенности камерального контроля

Законом Республики Казахстан «О государственном аудите и финансовом контроле» с 2016 года введен камеральный контроль — новая форма деятельности Комитета внутреннего государственного аудита и его территориальных подразделений (далее – уполномоченного органа).
Камеральный контроль – форма контроля, осуществляемая уполномоченным органом путем сопоставления сведений, полученных из различных источников информации (единый веб-портал госзакупок, базы данных органов казначейства, госимущества, юстиции, СМИ и пр.) о деятельности объектов государственного аудита. Основная цель камерального контроля — пресечение нарушений бюджетного и иного законодательства в начальной стадии их совершения посредством самостоятельного устранения нарушения объектом, при этом предусмотрено освобождение от штрафов при своевременном устранении нарушения. Камеральный контроль позволит значительно снизить административную нагрузку, а также минимизируется контакт сотрудников уполномоченного органа с представителями объектов.
Мерами реагирования камерального контроля являются:
1) уведомление об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля;
2) приостановление расходных операций по кодам и счетам объектов, открытым в центральном уполномоченном органе по исполнению бюджета, а также банковским счетам;
3) возбуждение административного производства, в том числе за несвоевременное исполнение уведомления.
Уполномоченный орган в случае выявления нарушения по результатам проведенного камерального контроля формирует и направляет объекту уведомление.
Срок исполнения уведомления – 10 рабочих дней со дня вручения уведомления.
Уведомление считается исполненным в случае устранения нарушений, указанных в уведомлении, с обязательным представлением на бумажном или электронном носителе информации об устранении нарушений или в случае  несогласия с нарушениями и положительного заключения Комитета по результатам рассмотрения возражения, представленного объектом.
Объект в течение 5 рабочих дней вправе направить в Комитет внутреннего государственного аудита МФ РК (только в центральный аппарат) возражение к уведомлению.
Заключение признается положительным, если в ходе рассмотрения возражения Комитетом устанавливается отсутствие нарушений, указанных в уведомлении, при этом уведомление считается исполненным.
Если в ходе рассмотрения возражения, нарушения, указанные в уведомлении, повторно подтверждаются, такое уведомление считается неисполненным, а нарушение подлежит устранению, при этом заключение признается отрицательным.
В случае неисполнения уведомления в установленный срок возбуждается административное производство, в том числе за несвоевременное исполнение уведомления приостанавливаются расходные операции по кодам и счетам объектов, открытым в центральном уполномоченном органе по исполнению бюджета, а также банковским счетам.
Департаментом внутреннего аудита по Актюбинской области за истекший период текущего года камеральным контролем охвачено 10 592 процедуры государственных закупок, из них по 2 399 процедурам установлены нарушения на общую сумму 17,2 млрд тенге, т.е. каждая 5 закупка могла быть проведена с нарушениями.
По всем 2 399 лотам направлены 650 уведомлений об устранении нарушений, на сегодняшний день 635 уведомлений исполнены,  по 10 уведомлениям сроки исполнения еще не наступили, по своевременно неисполненным 5 уведомлениям приняты меры реагирования: направлены письма в Комитет внутреннего государственного аудита Министерства финансов Республики Казахстан для приостановления расходных операций объектов камерального контроля, руководители объектов привлечены к административной ответственности согласно ч. 3 ст. 462 Кодекса РК об административных правонарушениях.
Наибольший удельный вес нарушений приходится на подведомственные организации облуправления здравоохранения (120 уведомлений) и образования (90 уведомлений). Также нарушения допускаются и другими администраторами бюджетных программ. В случае своевременного устранения нарушений должностные лица освобождаются от административной ответственности, своевременно устраняются допущенные нарушения, отменяются конкурсы и возобновляются новые конкурсные процедуры. Благодаря этим мерам путем отмены конкурсов уже устранены нарушения на 17,2 млрд тенге. Отмечается уменьшение количества обращений на неправомерные действия организаторов и заказчиков ввиду выявления и устранения нарушений на ранней стадии.
Основные нарушения связаны с несоблюдением установленного Законом о государственных закупках принципа предоставления потенциальным поставщикам равных возможностей, что зачастую ограничивает и усложняет участие в государственных закупках, кроме того, организаторы необоснованно допускают или отклоняют участников к государственным закупкам.
Гульнар БЕРНИЯЗОВА,
руководитель отдела департамента
внутреннего государственного
аудита по Актюбинской области

Колонка "Взгляд"