Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

«Bastau бизнес» и «200 кооперативов с НПП «Атамекен»

dsc_8899_reswm

В региональной палате предпринимателей заместитель председателя правления НПП РК Мурат Абенов встретился с молодыми и начинающими бизнесменами и рассказал о 10 шагах, разработанных «Атамекен» для развития МСБ. 

%d0%b0%d1%82%d0%b0%d0%bc-2_reswm_1Открытый диалог
Как известно, Главой государства одним из главных приоритетов работы Правительства обозначено стимулирование массового предпринимательства и обеспечение занятости. Именно для реализации задач, поставленных Президентом нашей страны Нурсултаном Назарбаевым, НПП РК «Атамекен» разработало 10 приоритетных шагов для развития бизнеса.
— В составе рабочей группы мы объезжаем поселки, аулы. Главная цель – выясняем прямое общение с населением. Наша подгруппа занимается именно вопросами предпринимательства. Мы выявляем проблемы и доходит ли помощь государства до всех, не застревает ли она на каком-нибудь уровне? – обратился к присутствующим Мурат Абенов. – Возможно, есть такие проблемы, которые можно было бы решить на местах, но этого не было сделано. В чем загвоздка? Какие вопросы должны решаться на областном уровне, а какие на более высоком?
Предприниматели вашей области очень активны. Буквально вчера мы побывали в Темирском районе, в Хромтау. Мы приглашаем на встречи предпринимателей через СМИ, акиматы и социальные сети. Предприниматели сами поднимают многие вопросы. Заметно, что у них высокая гражданская, общественная активность и социальная ответственность, в отличие, скажем, от бюджетников. Наверное, это закономерно. Потому как нельзя быть предприимчивым и пассивным одновременно. Тем более не защищать свою позицию.

Игра на равных
НПП РК «Атамекен» с серьезностью подходит к вопросу поддержки малого и среднего бизнеса, в том числе и его защите. Принимаются системные решения, проводится скрупулезный анализ.
— Недавно по предложению Национальной палаты предпринимателей были рассмотрены вопросы незаконных проверок субъектов МСБ со стороны налоговых органов. Произошел довольно жесткий разговор.
Генеральный прокурор РК Жакип Асанов не только поддержал выступление НПП, когда мы предъявили конкретные факты, но и сказал: «Наступило время называть имена тех чиновников, которые проводят незаконные проверки, и говорить, какой вред это принесло. Пусть они компенсируют этот вред и отвечают по закону».
И это абсолютно правильно – мы должны играть на равных, — продолжил Мурат Абдуламитович. – Ответственность не должна быть односторонней  и только со стороны предпринимателей. Такую же ответственность должны нести и государственные органы.

Шаг за шагом

Шаг 1. Микрокредитование – самое быстрое и эффективное средство для МСБ
В настоящее время микрокредиты бизнесу предоставляются в рамках «Дорожной карты бизнеса-2020», «Дорожной карты занятости-2020» и инструментов АО «Национальный управляющий холдинг  (НУХ) «КазАгро».
Несмотря на выгодные финансовые условия этих программ, предприниматели сталкиваются с проблемами залогового обеспечения, большого количества требуемых документов и отсутствия сопровождения проекта. К примеру, для получения микрокредита по «ДКБ-2020» предпринимателю необходимо представить 13 документов.
Анализ ситуации на рынке микрокредитов показал, что, с одной стороны, имеет место низкий охват сельской местности, с другой, —  для большинства начинающих предпринимателей микрокредиты являются недоступными в связи с высокими процентными ставками — в среднем 40 процентов годовых.
В связи с этим с начала текущего года НПП «Атамекен» за счет привлечения частных инвестиций и средств местных бюджетов приступила к микрокредитованию в пяти пилотных областях — Алматинской, Актюбинской, Кызылординской, Костанайской и Мангыстауской.
Ключевым преимуществом реализуемых «Атамекен» подходов микрокредитования стали гибкость по залогам, предоставление поручительства, сопровождение бизнес-проектов от обучения предпринимателей до их реализации, возможности кооперации и прямого сбыта.
Микрокредиты выдаются в сумме до 15 миллионов тенге под 6 процентов годовых сроком до 5 лет без отраслевых ограничений. При этом для получения микрокредита предпринимателю необходимо представить всего 5-6 документов. Широкий охват услугами микрокредитования обеспечивает развитая инфраструктура НПП, в том числе на районном уровне.

Шаг 2. Бизнес-обучение в массы
Здесь необходимо выделить два направления — обучение самих предпринимателей ведению бизнеса и подготовка кадров для предпринимательства. Эти направления путать нельзя. Изучается опыт разных стран в развитии МСБ.
В качестве примера Абенов привел Уэльс, где был высокий уровень преступности и имелись многочисленные социальные проблемы.
В этой стране стали учить предпринимательству людей в возрасте от 5 до 25 лет. Как результат — 35 процентов обучившихся открыли свой бизнес. Эта категория людей меньше всего рискует пополнить армию безработных.
В 7 136 компаниях РК, где проводился социологический опрос, выяснилось, что 80 процентов вакансий приходятся именно на МСБ. Около 15 процентов — на государственный сектор и приблизительно 5 процентов — на крупные компании.
В ближайшей пятилетней перспективе рынку труда потребуется 85 процентов выпускников колледжей, то есть рабочих специальностей, и лишь 15 процентов выпускников вузов.
Большинство тех, кто хочет получить после средней школы высшее образование, рискует остаться без работы в будущем. Структура нашей экономики не нуждается в таком количестве людей с высшим образованием.
В будущем подавляющее большинство рабочих мест будет создано именно в секторе МСБ. В основном это сфера услуг. Наши студенты вузов и учащиеся колледжей в 70 случаях из ста по окончании обучения хотят устроиться по найму и только 30 – открыть свое дело. На Западе все с точностью до наоборот. Большая ошибка считать, что кто-то найдет за человека работу.
В колледжах же нужно обучать только с подачи бизнеса. Обязательно совмещать теорию и практику. Например, в Германии колледж будет обучать человека, если есть заказ со стороны бизнеса.
В рамках реализации действенных мер для обеспечения занятости населения, снижения социальной напряженности и развития предпринимательства в регионах Палата при поддержке Правительства РК завершила два пилотных проекта — «Bastau Бизнес» и «Bastau Кәсіп» в Мунайлинском районе Мангыстауской области. Сейчас он реализуется и в Актобе.
В стадии реализации находится проект онлайн-обучения «Атамекен Бизнес-Академия», а также создается методологический центр для обучения бизнес-тренеров.

Шаг 3. В приоритете сельхозкооперация
Одной из сдерживающих проблем развития АПК является преимущественно мелкотоварный характер производства. Для решения данной проблемы в октябре 2015 года был принят закон РК «О сельскохозяйственных кооперативах».
Реализуется совместный план НПП и Министерства сельского хозяйства РК по созданию и реализации 10 пилотных кооперативов.  Также Нацпалатой реализуется программа «200 сельхозкооперативов с НПП «Атамекен». На сегодня сопровождается уже более 283 сельскохозяйственных кооперативов, которые объединяют около 7 тысяч  крестьянских/фермерских и личных подсобных хозяйств населения.
Вместе с тем сельхозтоваропроизводители, укрупняясь в форме сельхозкооперативов, сталкиваются с проблемой отсутствия доступа к дешевым длинным деньгам.
Для решения проблем доступа к финансам предлагается определить приоритет микрокредитования личных подсобных хозяйств населения, объединенных в кооперативы, а также внедрить новый продукт льготного кредитования через институты АО «НУХ «КазАгро».
Анализ цепочки добавленной стоимости продукции показывает, что из-за отсутствия системы прямого сбыта происходит удорожание продукции до 20-40 процентов. Проведение разовых ярмарок для бизнеса не столь уж и выгодно.
В этой связи предлагается трехэтапный подход развития торговли между сетями и сельхозкооперативами. Во-первых, объединение фермеров в кооперативы с углублением специализации производства и прямой торговлей с сетями.
Во-вторых, реализация концепции пилотного Оптово-распределительного центра (ОРЦ) для организации доработки, фасовки, хранения, транспортировки и реализации сельскохозяйственной продукции, надлежащего фитосанитарного и ветеринарного контроля, эффективного межрегионального перераспределения.
В-третьих, формирование эффективной сети ОРЦ для распределения потоков продукции между регионами и экспортом на внешние рынки сбыта, с интеграцией в аналогичные сети соседних государств.

Шаг 4. Местное содержание — актуально
В сложившихся экономических условиях важно стимулировать спрос на продукцию отечественного производства. Ключевую роль в данном процессе играют товары повседневного, постоянного спроса в рамках государственных и закупок квазигосударственного сектора и недропользователей. Ежегодный объем потребления товаров повседневного спроса — одежда, обувь, продукты питания, мебель составляет порядка 1,9 триллиона тенге. При этом общая доля потребления товаров повседневного спроса за счет отечественного производства не превышает в среднем 30 процентов.
В связи с этим необходимо принять меры по повышению конкурентоспособности отечественных производителей путем повышения доли местного содержания за счет заключения долгосрочных договоров и предоставления господдержки в обмен на локализацию производства.
НПП предлагает создать на базе АО «Национальное агентство по развитию местного содержания» — NADLоC» централизованный офис государственного заказа по опыту США под доверительным управлением НПП «Атамекен».
В свою очередь, отбор предпринимателей для получения комплексных мер господдержки и заключения долгосрочного контракта должен проводиться на основе понятных и четких требований: наличие индустриального сертификата и стратегии дальнейшей локализации производства, внедрения самых передовых технологий и новаций для дальнейшего выхода на экспорт в течение 2-5 лет. Таким образом, поддержка предпринимателей за счет внутреннего спроса будет увязана с программой по развитию экспорта.

Шаг 5. МСБ — ключевой драйвер роста экономики
Замедление экономического развития страны стимулирует нас на поиск новых драйверов роста. Если на протяжении десятилетий экономика страны зависела от крупных компаний, то сегодня мы должны изменить свою парадигму в сторону малого и среднего предпринимательства (МСП). Уделить особое внимание экспортоориентированным предприятиям, которые могли бы реализовать свой потенциал на огромных рынках Китая, России и Ирана.
По предварительным оценкам, только в ближайшей перспективе экспортная выручка от реализации продукции АПК может быть увеличена более чем в 2 раза, то есть на 1,7 триллиона тенге, что позволит Казахстану войти в 100 стран-экспортеров.
Реально можно увеличить производство растительных масел в 4-5 раз (до 2 миллионов тонн); мяса говядины — в 2 раза (с 400 тысяч тонн до 800 тысяч, из которых можно экспортировать 300-400 тысяч тонн), мяса баранины — со 160 тысяч тонн до 300 тысяч, 50 процентов из которых можно экспортировать.
Сегодня в стране существуют все общепризнанные меры господдержки экспорта, которые «размыты» между различными госучреждениями. Это приводит к несогласованности мер, накладыванию одинаковых функций между организациями по поддержке экспорта.
От всего этого недопонимания между органами страдает наш предприниматель. Поэтому, учитывая, что поддержка экспортеров является разносторонним механизмом и требует использования различных инструментов, необходимо взаимоувязать все меры в единый органичный и последовательный процесс. Для этого нужно выработать новую Стратегию продвижения экспорта с консолидацией на экспортоориентированность МСП всех мер поддержки экспорта с операторством в едином окне с учетом сформировавшейся региональной инфраструктуры вплоть до райцентров и наличием оцифрованной базы средних и крупных предприятий, налаженными связями с системой торгово-промышленных палат зарубежных стран. Единым оператором в сфере экспорта могла бы управлять НПП.

Шаг 6. Бизнес-навигатор и бизнес-конструктор
Региональная карта развития предпринимательства – это электронный портал, представляющий собой бизнес-навигатор. В нем сосредоточена актуальная информация для предпринимателей, потенциальных предпринимателей, инвесторов и иных пользователей, заинтересованных в предпринимательской деятельности.
Бизнес-навигатор включает в себя информацию о мерах господдержки и развития предпринимательства; аналитический обзор по всем регионам страны (экономическая специализация и основные показатели социально-экономического развития). Также на портале размещен Единый реестр предпринимателей страны с актуальными контактами и иной необходимой информацией о бизнес-субъектах.
Но Региональная карта может стать реальной основой для принятия индустриальных и инвестиционных решений. В настоящее время в Карте сформировано 105 перспективных инвестпроектов. Представители более 103 стран уже посещают портал. В то же время сегодня предприниматели испытывают проблему с доведением бизнес-идей до уровня инвестпроектов в форме ТЭО для дальнейшего привлечения инвесторов. Как правило, их  проекты не соответствуют требованиям инвесторов.
В НПП считают, что РКС обязана учитывать данные Региональной карты развития предпринимательства при принятии решений о включении проектов в Карту индустриализации. Необходимо включить в программу «ДКБ-2020» такую меру господдержки, как возмещение затрат предпринимателей при разработке ТЭО. При этом утвердить требования к компаниям по оказанию услуг разработки ТЭО. Ситуация требует создания на базе Региональной карты подсистемы по принципу «бизнес-конструктора» как инструмента поиска оптимальной территориальной рыночной ниши на основе ключевых данных о рынке.

Шаг 7. Проект «Правительство для бизнеса»
За последние годы государство инициировало и создало инфраструктуру мер поддержки бизнеса, необходимые программы и институты. Сегодня настал момент, когда необходимо их консолидировать, сделать удобными и эффективными и предоставлять предпринимателей из «единого окна» по аналогии «Правительства для граждан».
«Правительство для бизнеса» позволит создать эффект синергии от консолидации мер поддержки в «едином окне», увеличит охват и доступность мер поддержки для предпринимателей, а также повысит прозрачность процедур получения мер поддержки.
Правительство для бизнеса – это одно окно, в котором предпринимателя консультируют, оказывают услугу и сервис в едином стандарте и формате, объединяя все меры, оказываемые институтами развития для бизнеса, начиная от субсидирования, грантования, сертификации, факторинга, торговых площадок, СЭЗ, НИОКР и так далее.

Шаг 8. Провести ревизию контрольно-надзорных функций государственных органов
В целом по стране контрольные и надзорные функции осуществляет 61 ведомство.  Анализ показал, что они обладают 512 контрольными функциями в различных сферах. О тотальности контроля говорит и такая цифра: в отношении предпринимателей сегодня действует более 18 тысяч требований.
Никто не оспаривает, что основной задачей государственного контроля должно выступать обеспечение безопасности продукции – работ и услуг. Но вопросы качества должны регулироваться самим рынком, так как основная его цель – деловая репутация, привлечение потребителя и стратегическая ориентация на потребителя, что жизненно необходимо каждой организации и предприятию, функционирующему в условиях конкурентного рынка. Наступило время, когда необходимо провести ревизию контрольно-надзорных функций госорганов. И НПП также разработала здесь ряд предложений.

Шаг 9. Лжепредпринимательство и защита добросовестных предпринимателей
В новом Уголовном кодексе существенных смягчений по экономическим преступлениям в целом не наблюдается. Наказания за некоторые из них вполне сопоставимы с наказанием за убийство. К примеру, за выписку фиктивного счета-фактуры, уклонение от уплаты налогов, лжепредпринимательство предусмотрено до 10 лет лишения свободы. Учитывая политику последовательного отхода от карательных мер к профилактике, к уголовным правонарушениям в экономической сфере следует применять экономические меры ответственности.
В ходе уголовного процесса по лжепредпринимательству не соблюдаются требования законодательства в части объективности и полноты исследования.
Сам состав лжепредпринимательства дублирует другие составы преступлений (по сути это один из способов уклонения от уплаты налогов, банковских кредитов, мошенничества). Сложилась порочная практика отмены регистрации юридических лиц (лжепредприятий). Все их сделки с контрагентами признаются недействительными. Как следствие, последним доначисляются дополнительные суммы налогов и штрафов.
Уголовное преследование также используется как инструмент для внеплановых проверок и все еще остается средством оказания давления на бизнес. Если для обычной проверки госорган должен доказать его обоснованность в органах прокуратуры, то для начала уголовного преследования таких преград нет.

Шаг 10. Внедряя стандарты ОЭСР
В настоящее время роль квазигосударственного сектора в экономике остается чрезмерно высокой. Доля активов контролируемых государством организаций достигает 60 процентов ВВП. Отсутствует информация о точном количестве госкомпаний, поскольку реестр государственного имущества КГИП МФ РК включает дочерние и зависимые организации госкомпаний до пятого уровня аффилированности, хотя отдельные государственные компании имеют организационную структуру до девятого  уровня.
Для преодоления сложившейся ситуации в рамках исполнения поручения Главы государства по снижению доли участия государства в экономике до 15 процентов от ВВП по опыту стран ОЭСР НПП предлагает параллельно с исполнением Комплексного плана приватизации на 2016-2020 на правительственном уровне создать специальную рабочую группу — правительственный штаб.
Вместе с представителями бизнес-сообщества его члены проведут полноценный анализ функций подведомственных и дочерних структур госорганов и МИО на предмет нарушения рыночных принципов и стандартов ОЭСР.  И выдаст вердикт: приватизировать и (или) ликвидировать субъекты и организации.

Подготовил
Владимир БУРЬЯНОВ
Фото Хайредена РАУШАНОВА
Использована информация сайта palata.kz

Колонка "Взгляд"