ПИР ДУШИ

20-22 апреля в Актюбинском областном драмтеатре имени Т. Ахтанова проходил международный театральный фестиваль экспериментальных постановок «Balausa», посвященный 95-летию драматурга Тахауи Ахтанова.

Театр как образ жизни
О фестивальной и театральной жизни республики подробно рассказала главный эксперт управления кинематографии и театрального искусства Министерства культуры и спорта РК Гульнафис Мырзашева:
— Театр — очень активная отрасль. Только в рамках ЭКСПО-2017 Министерством культуры и спорта проведены 5 фестивалей. Почти ежедневно в Казахстане проходит несколько театральных форумов различного уровня и разных направлений. Фестиваль — это когда творческие люди обмениваются мнениями прямо или косвенно, получают мастер-классы, знакомятся и продолжают дальнейшие творческие взаимоотношения. В рамках 20-летия столицы летом пройдет Всемирный фестиваль «Астана», далее будет Международный фестиваль стран Центральной Азии, посвященный 120-летию Темирбека Жургенова, республиканский семинар-практикум театральных деятелей, «Бауыржан FEST», фестиваль особенных театров и много других, не менее интересных. В 2017 году в Лондоне прошел фестиваль на разных языках, посвященный 75-летию Дулата Исабекова. Словом, театральная жизнь кипит.

Что такое эксперимент?
Эксперимент — это опыт, метод исследования в управляемых условиях. Отличается активным взаимодействием с изучаемым объектом. В театре объектом выступают образ, тема, проблема, и эксперимент, как правило, помогает максимально исследовать явление с целью установления связей, закономерностей и поиска путей решения.
Председатель жюри Есмухан Обаев на вопрос о номинациях ответил следующее:
— Наперед говорить об этом на фестивале экспериментальных постановок трудно. Среди заявленных пьес есть классика, и мне любопытно, как можно представить в виде эксперимента «На дне» Горького? Эксперимент необходим как попытка исследования драматического материала и уровня современного театрального искусства. Сегодняшняя молодежь зачастую выступает в нескольких ипостасях. Например, Азамат Сатыбалды из «28 THEATRE» — актер театра и кино, телеведущий, режиссер, продюсер, основатель театра одновременно, а это уже эксперимент, ведь на все нужно время; и для меня загадка, где он его берет. Радует количество фестивалей в республике, свидетельствующее о развитии духовной жизни, — мир и покой в стране определяет культурная жизнь. Сегодня мы в Актобе, чтобы воздать дань памяти выдающемуся Тахауи Ахтанову на его малой родине. Он — классик казахской литературы, часть нашей истории и культуры.
Фестивальная жизнь кипит не только в Казахстане. Прямо со «Смоленского ковчега» на «Balausa» приехали орчане, и их худрук Адгур Кове подтвердил сказанное Есмуханом Несипбаевичем:
— Каждый сезон мы участвуем в двух-трех фестивалях. На недавнем, в Смоленске, смотрели спектакли поляков, шведов, коллективов из других стран. В России фестивальное движение набирает обороты, у вас то же самое. Чем чаще мы встречаемся, чем сильнее влияем друг на друга, тем активнее развиваемся в профессиональном отношении, а значит, обогащаем культурную жизнь города и внутренний мир зрителя.
Фестиваль — всегда пир души для театралов: появляется возможность за короткий срок посмотреть то, что и за год не охватишь, ведь, кроме актюбинских — имени Т. Ахтанова и «Алақая» — и названного выше орского, участниками были по два государственных и частных из Алматы (ТЮЗ имени
Г. Мусрепова, кукольный, «А.И.» и «28 THEATRE»). Заметим, что в зале все дни наблюдался аншлаг.

Гости и участники

Сам фестиваль предварило торжественное открытие бюста Тахауи Ахтанова, который теперь украшает фойе второго этажа театра. Автор бюста — актюбинский скульптор Жаксыбай Тулегенов. Ленточку перерезали народный артист Казахской ССР Есмухан Обаев и главный редактор газеты «Ақтөбе» Бауыржан Утеулиев, а приветствие озвучила руководитель управления культуры, архивов и документации Маржан Корганбаева. Далее на сцене театра имени Т. Ахтанова прошла конференция-спектакль с демонстрацией сцен из постановок по произведениям Тахауи Ахтанова, а в действо были вовлечены замакима области Ербол Нургалиев, Гульнафис Мырзашева, Есмухан Обаев, кандидат искусствоведения, худрук ТЮЗа имени Г. Мусрепова Еркин Жуасбеков, актюбинский краевед Бекарыстан Мырзабай. Красной нитью в их коротких выступлениях проходила мысль о значимости жизни и творчества выдающегося актюбинца, ветерана Великой Отечественной войны, писателя, драматурга, общественного деятеля.
Далее хозяева форума в зрелищной форме представили постановку театра теней (режиссер — Мейрам Хабиболла), а именно: день человека, жизнь которого наполнена театром. В завершение под аплодисменты зала все труппы-участницы прошествовали по красной дорожке, а с открытием фестиваля зрителей поздравили заслуженная артистка Казахстана Лидия Каденова, любимица казахстанской публики Айгуль Иманбаева и популярный российский артист Дмитрий Дюжев.

Лучшими названы
Дипломы нынешнего фестиваля «Balausа» взыскательное жюри распределило следующим образом:
«Дебют фестиваля» — актриса Алматинского театра кукол Дамира Иса («Ана-Жер ана», Дина Жумабаева);
«Лучшая мужская роль второго плана» — Валихан Кинжибаев, русская труппа драмтеатра имени Т. Ахтанова («Черная бурка», Данияр Базаркулов);
«Лучшая женская роль второго плана» — Татьяна Потеряева, Орский драмтеатр имени А. Пушкина («Меня нет», Максим Меламедов);
«За профессионализм» — Актюбинский театр кукол «Алақай» («Отпусти поводья и лети», Сергей Балыков);
«Лучшая режиссура» — спектакль «Войцек» и режиссер Дина Жумабаева;
«Лучшая мужская роль» — Азамат Сатыбалды за роль Франца Войцека;
«Лучшая женская роль» — Айнур Бермухамбетова за роль Федры.
Лучшим спектаклем фестиваля, что приравнивается к Гран-при, названа постановка «На дне» Данияра Базаркулова с ТЮЗом имени Г. Мусрепова.
О творческом поиске
Открыли театральный конкурс орчане спектаклем «Меня нет» Максима Меламедова. Зал принял постановку на одном дыхании, а смешок в адрес первой реплики героя («Я — дебил!») сменился на противоположное переживание после следующей фразы, объясняющей, почему персонаж себя таковым считает. Кровоточащий спектакль о проблеме современного общества — отсутствии любви матери к сыну. Спектакль представлен как смена масок, но маски сына — это четыре актера, а единственная актриса перевоплощается по ходу действа, представ перед зрителем то мамой, то ее подругой, то бабушкой, то одноклассницей сына, то его женщиной. Зал долго не отпускал актеров, аплодируя, что, впрочем, наблюдалось по завершении каждого спектакля.
Любопытный факт «Balausа-2018». Из семи конкурсных постановок режиссером трех, в том числе Алматинского театра кукол, является Дина Жумабаева (театр имени М. Ауэзова), двух — Данияр Базаркулов (ТЮЗ имени Г. Мусрепова), в «Войцеке» («28 THEATRE») он играет одного из ведущих персонажей. Фестиваль-дуэт.
Репертуар нынешнего форума назвать тенденциозным нельзя, так как материал звучит самый разный: проблемные отношения и кризис личности, безысходность и трагедия поколения, классический сюжет и фольклор. Объединяет их эксперимент, а именно: попытки представить все в преломлении нашего современника. Есмухан Обаев отметил это как здоровую тенденцию:
— Посмотрите, что делает молодежь! Эксперимент — это поиск правды, и они не боятся новых форм, новой подачи. А как все трудятся! Возьмем Азамата Сатыбалды («28 THEATRE». — Ред.) — ему подвластен любой образ. После Рембо я не ожидал, что актер столь мастерски сыграет изгоя Войцека.
К слову сказать, не дождавшись закрытия фестиваля в Актобе, вся группа спектакля «Войцек» улетела в Турцию на гастроли (единственную женскую роль в этом спектакле играет выпускница Актюбинской СШ № 42 Ажарлым Бакитжанова). «Федра» (театр «А.И.», Алматы) на «Balausа» приехала с фестиваля «Человек театра» (Челябинск), а Орский театр имени
А. Пушкина, только что вернувшийся из Смоленска, уже ждут в Ереване.
— Эксперимент — всегда вызов режиссера, актера, — считает Еркин Жуасбеков. — И здорово, когда человек не боится представить обществу свое прочтение произведения. Размышление на сцене — это самое главное. Успех любого фестиваля — хороший спектакль, а мы в Актобе увидели их несколько.
— Любой фестиваль — опыт, а нынешний особенно, — рассказал директор театра имени Т. Ахтанова Нурхан Кадирбаев. — За два дня мы увидели разные техники, постановочные трюки, удивительные сценографические решения. Какая хореография, использование света! Получен бесценный опыт, в том числе по организации фестиваля. А еще будем расширять географию участников.
— И сделаем все, чтобы на «Balausа» народ ехал с нетерпением, — призналась Маржан Корганбаева. — Конечно, одним из условий участия является эксперимент, а для развития жанра это здорово.
Отдельный респект за организацию форума Актюбинскому облакимату выразила Гульнафис Мырзашева, а народный артист Кыргызстана Бусурман Одуркаев (Бишкек) похвалил саму идею эксперимента:
— Те, кто производил отбор высланных спектаклей, очень правильно подошли к работе. К сожалению, у нас нет экспериментальных постановок, поэтому здесь нет и кыргызского коллектива, но ждем вас на «АртОрдо», который в нынешнем году посвящен 90-летию Чингиза Айтматова.
Татьяна ВИНОГРАДОВА

Фото Хайредена РАУШАНОВА

Новости "АВ"