Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Вопросы совершенствования системы межбюджетных отношений были обсуждены вчера в Актобе в ходе выездного заседания Комитета по финансам и бюджету Мажилиса Парламента РК.
Провела расширенное заседание председатель данного Комитета Гульжана Карагусова. Его участниками стали депутаты областного маслихата, руководители управлений, заместители акимов районов, сельские акимы.
Мажилисменов приветствовал заместитель акима области Олжас Смагулов. Он ознакомил гостей с основными достижениями региона и в частности отметил, что по итогам девяти месяцев рост поступлений в бюджет составил 11 процентов.
— Это означает, что Актюбинская область переходит на самодостаточность. Бюджет освоен на 99 процентов, — подчеркнул замакима области.
— Вопросы межбюджетных отношений стоят очень остро. Бюджетный кодекс был принят двенадцать лет назад, за это время в него было внесено множество изменений. Постепенно он стал неструктурированным, из-за чего стало сложно с ним работать. Плюс в новом Послании Главы государства поставлено много задач именно для совершенствования межбюджетных отношений. Есть необходимость системного пересмотра Бюджетного кодекса и приведения его в соответствие с теми реалиями, которые существуют, — отметила Гульжана Карагусова.
Директор департамента бюджетной политики Министерства национальной экономики РК Вагиз Хисматуллин в своем выступлении сделал акцент на вопросах совершенствования межбюджетных отношений, регулируемых трансфертами — целевыми и общего характера.
— Трехлетние трансферты общего характера имеют ряд преимуществ. Закрепление объемов субвенций и изъятий обеспечивает стабильное планирование базовых расходов местных бюджетов, предоставляет МИО большую самостоятельность, дает возможность акимам самостоятельно распоряжаться дополнительными доходами для решения вопросов местного значения, — напомнил он.
По его словам, доходы, полученные местными исполнительными органами (МИО) свыше прогноза, не изымаются в республиканский бюджет, они остаются для решения местных проблем. И если в 2016 году перевыполнение по доходам по сравнению с прогнозом составило 71,9 млрд тенге, то в 2017 году — 230 млрд тенге. Наблюдается ежегодный рост выделяемых субвенций из республиканского бюджета. Если в 2008 году их объем составлял 15,7 млрд тенге, то в 2018 году — 56,3 млрд тенге.
В настоящее время политика межбюджетных отношений направлена на постепенную фискальную децентрализацию и повышение самостоятельности местных исполнительных органов. Далее директор департамента министерства перечислил проблемы, существующие в системе межбюджетных отношений.
Это слабая доходная база местных бюджетов, когда собственные доходы не покрывают расходные потребности. На его взгляд, на местах недостаточно заинтересованы в расширении налогового потенциала, так как в местный бюджет поступают налоги, имеющие фиксированную базу.
— В настоящее время Министерством нацэкономики совместно с Министерством финансов прорабатываются подходы и механизмы по передаче местным бюджетам части поступлений корпоративного подоходного налога от МСБ. Это позволит повысить стимулы для развития региональной экономики и сократить зависимость местных бюджетов от республиканского бюджета, — отметил Вагиз Хисматуллин.
2019 год является завершающим годом действия утвержденных трансфертов общего характера на 2017-2019 годы. В следующем году предстоит большая работа по определению объемов субвенций и изъятий на следующие три года. Для этого будет усовершенствована методика расчетов трансфертов общего характера.
— Мы сейчас работаем по трем вопросам. Первое, проанализируем, какие дополнительные расчеты появились в нашей базе. К примеру, в них не было изъятий по ГЧП, который сейчас активно развивается. С регионами обсуждаем, в каком объеме и какие расходы нам учитывать в расчетах. Второй вопрос — по малокомплектным объектам образования и здравоохранения, эта проблема особо остро стоит в северных областях. Третье, по прогнозу развития местных бюджетов для расширения налогооблагаемой базы. Еще один вопрос, над которым мы работаем, учет трансфертов общего характера и расходов на содержание вновь возводимых объектов, — добавил он.
Уровень развития областей и их роль в экономике страны неодинаковы, на этот момент обратил внимание собеседников член Комитета по финансам и бюджету Мажилиса Сергей Симонов.
— Регионы имеют существенные различия в размере налогооблагаемой базы. Следовательно, и различные возможности в формировании доходной части бюджета. В бюджетах некоторых областей трансферты занимают от 60 до 80 процентов бюджета региона, поскольку собственных налоговых и других поступлений не хватает для достижения приемлемого уровня финансирования социально-экономических потребностей, — отметил мажилисмен. И продолжил: — Механизм регулирования межбюджетных отношений должен работать на новых принципах, обеспечивающих самостоятельность местных органов власти, а также с учетом интересов государства и формирования человеческого капитала, отвечающего требованиям современного развития общества. Как отметил Лидер нации, в это непростое время нужно добиваться максимальной отдачи от каждого выделяемого тенге.
Заместитель акима области Олжас Смагулов свое выступление разбил на две части. Сначала он остановился на основных итогах и задачах финансовой политики области:
— В прошлом году наша область обеспечила рекордный объем поступлений в консолидированный бюджет — 472 миллиарда тенге, или рост составил 37 процентов.
Специальная областная рабочая группа по расширению налогооблагаемой базы работает по пяти направлениям. За два года удалось добиться перерегистрации 11 недропользователей, которые хотя функционировали на территории области, но были зарегистрированы в других.
Чтобы задействовать резервы повышения налогооблагаемой базы, на его взгляд, нужно создание правовой базы. Например, есть существенные резервы по налогу на имущество с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. К примеру, стоимость имущества одного из городских ресторанов составляет 181 млн тенге, при этом ежегодно оплачивается 900 тысяч тенге налогов, тогда как эта сумма могла бы составить 3 млн тенге. За счет переоценки имущества всех предприятий только в бюджет области поступило бы более 1 млрд тенге.
Далее были перечислены четыре проблемы по трансфертам республиканского бюджета. Их большой недостаток — негибкость, не учитывающая перспективное развитие регионов. Трехлетние прогнозы не принимают во внимание ввод новых социальных объектов.
Например, в рамках ликвидации аварийных и трехсменных школ за последние два года в области введены 19 новых школ, при этом на их содержание средства в трансфертах общего характера не предусмотрены. Методика расчета не учитывает наличие малокомплектных школ. Разница расходов на содержание ребенка в таких школах покрывается за счет местного бюджета. Объем выделяемых средств на бюджет развития недостаточен для покрытия всех социальных потребностей населения.
— Необходимо внедрять принцип бюджета, ориентированного на результат. Основное внимание должно уделяться достижению конечных результатов, — заключил Олжас Смагулов.
— Значительная часть предложений принята. К сожалению, наш Комитет может выезжать очень редко, сегодня мы нащупали болевые точки, именно те, что актуальны для областей. И, наверное, будем работать в этом направлении более активно, — подытожила заседание Гульжана Карагусова, выслушав все выступления, а затем вопросы и замечания актюбинцев.
Жанат СИСЕКЕНОВА

Фото Аслана МУСЕНОВА

Колонка "Взгляд"