Западня

В Казахстане появился новый фильм. Казалось бы, это не ахти какая новость. Но кино примечательно тем, что его снял непрофессиональный режиссер, с малым бюджетом и в короткие сроки. При всем этом фильм, как принято говорить, жизненный.

«Аран»* — фильм-притча о простом человеке, который стал жертвой вымогателей. Но тут нет  похищений родственников, штормовых перестрелок и бешеных погонь. Все происходит в умеренном, восточном темпе. Местный колорит тоже соблюден: главного героя, Нартая, обвинили в нецелевом использовании бюджетных средств. Знакомо, правда? И, чтобы не доводить дело до суда и тюрьмы, у героя вымогают деньги.
Ситуация эта настолько типична, что не возникает желания сразу нажать на «стоп». Становится интересно: ну и как же в таких случаях люди себя ведут? И начинается неторопливое, с подробностями, повествование. Герой просит помощи. Кто-то отказывает ему, пряча от стыда глаза. Кто-то отдает домбру – чтобы хоть как-то скрасить тоску. Старшая сестра продает корову.
А потом зритель наблюдает удивительный процесс: как у Нартая, оставшегося с самыми верными ему людьми, происходит внутренний рост: от черного отчаяния до полной моральной победы над вымогателем. Если вначале ему снились кошмары, то в конце фильма он уже  протягивает шантажисту руку помощи. В картине есть сцены и страшные, и смешные, и просто заставляющие задуматься. А главная мысль такова: не стоит думать, что наглость и сила дают кому-нибудь право играть чужими судьбами. Все мы люди, все чувствуем боль и страх.
Акын, манасчи, жыршы, писатель, поэт и вот уже режиссер и сценарист Баянгали Алимжанов сам снялся в главной роли. «И знаете, почему? — смеется он. — Потому что денег на профессионального актера не нашел!». Профессионалов в фильме немного – примерно фифти-фифти с обычными гражданами. Например, сестру Нартая играет сестра Баянгали Алимжанова. «Я ей сказал, что она будет играть саму себя», — объяснил режиссер. Другой человек попал в картину из-за запоминающегося лица – оно похоже на молодого Юрия Никулина.
Автор рассказывает про фильм много интересного. Например, что он снят за 16 дней при бюджете
10 000 долларов (кстати, именно эту сумму вымогатель требовал от жертвы). Некоторые сцены снимались одним дублем, потому что, как поделился режиссер, тяжелые моменты хотелось отснять без повторов и идти дальше. Главный герой в одной из сцен выполняет ката и ломает доски – Баянгали Токанович признается, что может и покруче.
«Надо снимать кино для казахского народа и про казахский народ, про простых людей», — считает режиссер. Это ему удалось. Фильм на самом деле снят про обычного человека, и зрителю понятно каждое слово и каждый импульс.
Также эту картину можно рекомендовать для просмотра всем чиновникам, поступающим на работу, в качестве превентивной меры.

Из досье «АВ»
Алимжанов Баянгали Токанович родился в г. Степняк Кокшетауского района. Заслуженный деятель РК, писатель, член Союза писателей Казахстана, акын, сатирик, жыршы. Единственный в Казахстане манасчи – исполнитель кыргызского эпоса «Манас». Создатель киностудии «Пан Нурмагамбет» (г. Астана).
Шолпан ТУЛЕУЛОВА
*- Пасть, западня.

Новости "АВ"