Женщины Великой Степи

История человечества знает огромное количество примеров, когда среди выдающихся личностей были представители слабого пола — правительницы и батыры. Таких примеров немало и в истории казахского народа.

Из истории
О них слагались легенды, дастаны, благодаря чему их имена и деяния известны до сих пор. Народные предания сохранили немало имен женщин – выдающихся личностей, ставших гордостью и славой нашей Родины.
Одной из самых ярких женщин своего времени была ханша Фатима – супруга последнего хана казахской степи Жангира. На коронации императора Николая I, где она сопровождала супруга, все присутствующие отметили ее воспитание, манеры, знание языков. Она поддерживала Жангирхана и не раз помогала выйти из самых сложных ситуаций.
Особую известность получили и девушки-батыры, сражавшиеся вместе с отцами за независимость родины с джунгарами.
Великая Отечественная война оставила вечную память о трех дочерях казахского народа – Халық Қаһарманы Хиуаз Доспановой, Героях Советского Союза Алие Молдагуловой и Маншук Маметовой. Нашу Родину прославили на весь мир и талантливые Роза Багланова, Куляш Байсеитова, Бибигуль Тулегенова. На мировых сценах блистали Хадиша Букеева, Шара Жиенкулова и Нурсулу Тапалова.
Сегодня в числе звезд мирового спорта Ольга Шишигина, Алия Юсупова, наша непобедимая Райса Байлиева и многие другие.
Расскажем о некоторых из них.

Ханша Бопай
Некоторые исследователи считают, что роль хана Абилкайыра в истории Великой степи могла быть иной, если бы рядом с ним на протяжении всей политической деятельности не было его супруги – ханши Бопай. Разные источники свидетельствуют, что у нее была очень привлекательная внешность. Она обладала глубоким интеллектом, волевым характером, была независима в суждениях и поступках. Ее отличал врожденный политический такт. Историки считают ее одной из самых выдающихся казахских женщин эпохи средневековья.
Историк Аркадий Левшин отмечал в своих работах беспрецедентную деталь: ханша Бопай имела печать со своим вензелем. Это в то время, когда степной народ видел в женщине только домохозяйку, создающую уют в доме и воспитывающую детей, а об участии в делах общественных речи не было вообще.
Примечательно, что совместное появление Абилкайыра вместе с супругой перед курултаем казахских старшин, значительно укрепило авторитет хана и придало весомости выдвигаемых им инициативам.

Мавзолей Ботагоз был воздвигнут в XVIII веке, отреставрирован в 2005 году

Ботагоз батыр
Она была дочерью Есета Кокиулы батыра, снохой Ажибай бия. Ботагоз осталась в памяти благодарных казахов как батыр, защищавшая с оружием в руках страну от вражеских завоеваний в 1719-1747 годах.
…Под Оренбургом состоялся ханский совет, на котором решался вопрос защиты страны от джунгарского нашествия. На совет был приглашен и Есет батыр. Враги, проведав, что его нет в пределах владений, напали ночью на кочевья батыра и стали угонять скот.
Ботагоз переоделась в мужскую одежду, собрала всех мужчин, способных держать оружие в руках и стала преследовать калмыков. Настигнув врага, она ловко набросила на одного из них аркан и стянула с коня. Видя погоню и лихого джигита, преследовавшего их, калмыки побросали добытое оружие и оставили табун.
У Ажибая бия было шесть сыновей. Он сосватал Ботагоз за Барсая. Каждому из сыновей бий позволял возглавлять кочевку своего рода, но никто из них не справился с поручением должным образом. Тогда Ажибай предложил возглавить кочевку снохе Ботагоз.
В тот год весна и лето были засушливыми. Кочевка, возглавляемая Ботагоз, минула местечко Кулшагай и вскоре остановилась. Ажибай бий пригласил сноху к себе: «Ты правильно выбрала место для ночлега, но теперь укажи место, где рыть колодец».
Ботагоз осмотрелась вокруг и пошла к оврагу, где рос камыш. Она знала, что это растение влаголюбивое и обычно растет у воды. Она указала место, где надо копать… В самом деле, на небольшой глубине появилась холодная прозрачная вода. Это место впоследствии прозвали родником Ботагоз.
Похоронена Ботагоз у нынешнего населенного пункта Кемер, на возвышенности Букиртумсык. В XVIII веке ей был воздвигнут мавзолей из сырцового кирпича, в 2005 году он реставрирован.

Гора Акбота-Санкибай расположена в 150 километрах от поселка Байганин

Акбота, дочь Санкибая
На берегу реки Жем есть местечко, которое носит название Акбота Санкибай. Разгадку этому названию дает легенда, которая через столетия передается из уст в уста. Она повествует о событиях, которые на самом деле произошли в этих местах.
Легенда повествует о том, как однажды бий Ажибай и приближенные к нему люди – тама Есет, табын Бокенбай, бериш Есбол и адай Шотак — отправились в иргизские степи, чтобы повидаться с ханом Абилкайыром и решить текущие вопросы.
Тогда Абилкайыр зимовал в Туркестане, а летом переезжал в иргизские степи на летние пастбища. Пользуясь отсутствием влиятельных военачальников, калмыки решили завладеть скотом кочевья.
В этих краях было постоянно неспокойно. Калмыки дважды в год совершали кровавые набеги на казахские аулы в поймах рек Жем, Сагиз, Темир, Илек, Кобда, Уил.
В этот период в Степи хорошо было отработано оповещение кочевий в периоды угроз со стороны врага. На высоких холмах один за другим стали вспыхивать костры. Кочевья Санкибая стали спешно покидать обжитые места. Достойных батыров организовать сопротивление врагу в лагере Санкибая на тот период не оказалось.
Роль организатора сопротивления взяла на себя дочь Санкибай батыра — Акбота. Она в спешном порядке сколотила ополчение, выступила против калмыков и разбила их. Место, где враг получил отпор, в народе прозвали қалмықты қырған (там, где истребили калмыков). Эта местность находится на территории нынешнего Темирского района. В этом сражении и погибла Акбота.
Возвращаясь от Абилкайыра, Санкибай узнал о кровавом сражении и гибели любимой дочери. Санкибай распорядился похоронить ее на возвышенности, расположенной на правом берегу реки Жем. И сегодня там возвышается одинокая могила. Это место захоронения Акботы, славной дочери казахского народа. И возвышенность сохранилась в памяти народа как гора Акбота-Санкибай.
Муапих БАРАНКУЛОВ

Новости "АВ"