У актюбинцев особое отношение к столице. Одни гордятся сопричастностью к ее созданию, другие — учебой, третьи — карьерным ростом. Область всегда стремилась поддержать главный город страны, отправляя на ярмарки лучшую продукцию. Актобе перенимает наилучшие достижения в градостроительстве, иногда копирует оригинальные фишки. Немало и тех, кто поменял прописку, чтобы принести больше пользы родной стране, работая в Нур-Султане.
Из акима района — в строителя дипгородка
В числе строителей новой столицы — Арынгазы Беркимбаев. Его воспоминания сохранились в подшивках газеты «Актюбинский вестник».
— В 2000 году я был акимом Мугалжарского района, когда поступило предложение возглавить строительство дипломатического городка на другом берегу Ишима. Хлопот было очень много, на первых порах дипломаты арендовали квартиры, а это значит, что к каждой такой резиденции надо было приставить охрану, создать надлежащие комфортные условия.
Все левобережье Астаны занимало 550 гектаров. Территория дипгородка по плану составляла его десятую часть, впоследствии ее оптимизировали до 34 гектаров. Среди небоскребов вели малоэтажную застройку. Построили 51 виллу. У каждого посольства был выбор: оно могло само построить необходимые помещения или арендовать их.
Самая главная трудность — наши суровые зимы. Тогда Астана заканчивалась Чубарами. Дальше — голая степь, продуваемая холодными ветрами. Весь дипгородок был временно подключен к сетям Чубаров, которые на такую нагрузку рассчитаны не были. Помню, в 2000 году 22 сентября уже выпал снег. В 2001 году было не лучше: морозы ночью доходили до минус 53 градусов.
По настоянию Президента вокруг Астаны был создан зеленый пояс, который значительно смягчил суровые холода. Трудным был и кадровый вопрос. Собирали строителей со всего Казахстана, а они в необжитые места ехали неохотно. Супервайзерами трудились специалисты из Германии, Венгрии и Италии, применялись их технологии и строительные материалы.
Мы называем Первого Президента страны Нурсултана Назарбаева главным архитектором столицы. И это верно. Он не только инициатор ее строительства — многие объекты созданы при его непосредственном участии. Для него готовили специальный макет массива застройки, где каждый объект можно было передвигать с места на место. Он мог посетить объекты строительства в любое время.
В столице появилось множество необычных здании, которые вошли в каталоги лучших мировых архитектурных решений. Мне посчастливилось от имени МИДа Казахстана участвовать в привлечении инвестиций в строительство кардиоцентра, возведение мечети на проспекте Кабанбай батыра.
Подарки столице
В честь десятилетия столицы актюбинцы подарили ей копию мемориального комплекса «Алия». Она появилась на пересечении проспекта Победы и улицы Жалаира, переименованной в улицу Алии Молдагуловой. Авторы памятника Ескен Сергебаев и Бакытжан Абишев попытались уйти от общераспространенного изображения сурового воина. Героиня предстала 19-летней девушкой, чью жизнь трагически оборвала война. У подножия вещмешок и цветы как дань преклонения великому подвигу.
В Актобе мемориал появился в 2005 году к 80-летию со дня рождения Героя Советского Союза.
К 20-летию Астаны регион буквально за три месяца создал величественный монумент «Бейбітшілік қабырғасы», на котором на 51 языке высечено слово «мир». В основу проекта заложена идея антиядерного манифеста Елбасы Нурсултана Назарбаева «Мир. XXI век». Комплекс, выполненный из металла и натурального камня, состоит из трех частей. Первая символизирует разрозненность и изолированность, вторая — надежду, свободу и независимость, третья — путь к сохранению мира и межнациональному согласию. По задумке архитекторов, стена, создающая преграды, плавно трансформируется в крышу в форме лепестка, тем самым защищая, объединяя народы, собирая их в единый круг, символизирующий традиционный тюркский курултай.
Уникальное сооружение не имеет ни одного прямого угла, ни одной параллельной линии или перпендикулярной колонны. Корпус «Стены мира» выполнен из высокопрочной стали. При его возведении использовано 1 200 тонн гранита. Прозрачные панели покрытия крыши-навеса имеют встроенную LED-систему площадью 616 квадратных метров, состоящую из 2,5 миллиона светодиодов.
Елбасы поблагодарил актюбинцев за подарок, отметив, что он олицетворяет собой главный смысл всего человечества — сохранение мира на земле. Уместно напомнить, по инициативе именно нашего государства весь мир отмечает 29 августа как Международный день действий против ядерных испытаний. На торжественной презентации объекта 29 августа 2018 года собрались участники международной конференции Организации Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний, проходившей в эти дни в столице. В их числе представители 52 стран, 51 дипломатической миссии, 11 международных организаций.
Претенденты на тезку
В тринадцати километрах от областного центра находится район новостройки жилого массива Кенеса Нокина, среди новостроек затерялся аул, жители которого между собой называют его Астаной. Старожилы утверждают, что первый участок здесь был выдан именно в год, когда стала активно застраиваться новая столица нашей родины.
В их числе многодетный Сисенгали Жылкыбаев, в 2006 году он с семьей вернулся на историческую родину из Туркменистана. Получил здесь земельный участок, на котором построил большой дом.
Есть в Актобе и парк «Астана». Этот объект посвятили 20-летию столицы. Строительно-монтажные работы на 266 миллионов тенге профинансированы фондом «Парыз». Общая площадь парка составляет 4,3 га. При разработке проекта авторы старались, чтобы посетители чувствовали себя так, словно прогуливаются по столице. 3D-панорама парка изображает главные ее достопримечательности. Еще одна особенность парка — пересекающий его искусственный водный канал, символизирующий реку Ишим.
Население Актобе стремительно растет, в 2018 году оно превысило 477 тысяч человек. Для оперативного решения возникающих проблем, контроля ситуации было решено упразднить пять пригородных округов, включив их в состав города, а его территорию поделить на два района. Нужно было определиться с названиями. В основном обсуждение шло вокруг двух предложений. Первое высказал профессор Алтай Тайжанов: Астанинский и Алматинский. Депутат гормаслихата Нурлан Махамбетов настаивал на Илекском и Саздинском.
В год 20-летия столицы предпочтение было отдано символам Независимости Казахстана, границей районов стала железная дорога, пересекающая областной центр. В ведении акимата Астанинского района оказались территории Нового и Саздинского сельских округов, жилые массивы «Батыс-1, 2», 11-й, 12-й микрорайоны. В общей сложности здесь проживает триста тысяч человек. На площади в 900 квадратных километров находятся 1 314 многоэтажек, 42 средние школы, 39 спортивных площадок, 4 футбольных поля, 60 скверов и парков и т.д. Общая протяженность 324 улиц 295 062 метра.
Достойно подражания
В Нур-Султане немало достопримечательностей, достойных копирования. Одна из них — Флаг республики на площади Государственных символов. По величине он занимает четвертое место в мире, реет на высоте 111 метров. В 2010 году его копия появилась в Актобе, в центре парка, названного в честь Первого Президента Республики Казахстан. Высота флагштока — 91 метр, параметры Флага 10 на 20 метров. Его основание украсил портрет Лидера нации, постамент облицован барельефами, содержащими государственные символы страны.
В обновленном парке высадили тысячи хвойных и лиственных пород деревьев, газоны, цветники. Особую активность проявили в благоустройстве студенческие строительные отряды.
Бульвар «Нұржол» (бывший водно-зеленый бульвар) расположен на левом берегу Ишима. Он спроектирован архитектором Кисе Курокава. Подобный объект в Актобе был официально открыт 10 сентября 2009 года при участии Лидера нации в дни празднования 140-летия города. Годом ранее Президенты Казахстана и России Нурсултан Назарбаев и Дмитрий Медведев приняли участие в открытии мечети «Нұр Ғасыр» и Свято-Никольского собора, расположенных по обеим сторонам бульвара. Такое расположение символизирует духовное объединение мировых религий и толерантность в обществе.
Поздравляя актюбинцев с открытием бульвара и днем рождения города, Елбасы отметил: «Символично, что водно-зеленый бульвар Актобе продолжает водно-зеленый бульвар Астаны. Дружба и согласие являются основными направлениями нашей политики. Казахский народ, живя в широкой степи, распахнул свои объятия для многих национальностей. И земля эта стала местом прохождения многих цивилизаций, многих религий. Благодаря этой сплоченности наши отцы победили в Великой Отечественной войне. Мы пережили годы развала Советского Союза, преодолели трудности. Сегодня мы являемся истинным примером дружбы и согласия, равенства народов».
Города становятся ближе
До конца года будет разработана проектно-сметная документация автомобильного коридора Центр-Запад по нашему региону. Общая протяженность составляет 1 292 км, в том числе по территории области — 518 км. За основную ось трассы принята существующая республиканская дорога А-26 Кандыагаш — Эмба — Шалкар — Иргиз (401 км), а также дорога местного значения Иргиз — Нура — граница Костанайской области.
— Актюбинская часть трассы поделена на 11 участков проектирования, — сообщил начальник отдела филиала НК «ҚазАвтоЖол» Курмангазы Исмаилов. — На сегодня по пяти участкам имеется положительное заключение госэкспертизы. Еще один отрезок (774-805 км) дорабатывается. Проектировщик планирует завершить процесс в декабре 2021 года.
Проект «Реконструкция коридора Центр — Запад разработан в рамках Послания «Нұрлы жол — путь в будущее». При реконструкции будут использоваться материалы, произведенные актюбинскими предприятиями.
Немного ранее сократилось расстояние между регионом и столицей по железной дороге. В рамках формирования замкнутой в национальных границах железнодорожной сети первая линия в независимом Казахстане была построена на территории Актюбинской области. Воспоминаниями о строительстве железной дороги Хромтау — Алтынсарино поделился Тыныштыкбай Ауесбаев.
Он возглавлял управление капитального строительства АО «Қазақстан темір жолы» по Западному Казахстану, когда ему предложили руководство строительством участка Хромтау — Алтынсарино.
— Это был самый умный вариант для Казахстана. Если раньше актюбинцы добирались до столицы за трое суток, несколько раз пересекая государственную границу, то сейчас на простом поезде можно доехать всего за сутки, а на фирменном и вовсе за 12-14 часов, — вспоминал ветеран труда. — В октябре, когда прокладывали первые участки полотна, в селе Комсомольское прошел стихийный митинг. На нем собралось несколько тысяч человек, в том числе были и приехавшие из соседних аулов. Надо было видеть радость в глазах сельчан. Аксакалы сажали на тепловозы своих внуков и мазали их лбы мазутом. Был организован небольшой той, на котором люди окрестили новую ветку «дорогой жизни и надежды». Тем более, что вдоль дороги строились четыре станции и 11 разъездов, вследствие чего для эксплуатации и содержания дороги было трудо-
устроено около тысячи человек.
Немало трудностей испытали строители. Степь, казавшаяся на первый взгляд ровной, преподнесла сюрпризы. Рельеф прокладываемой дороги оказался не таким уж ровным. В районе станции Жоса был подъем до 700 метров, а далее шла низина. Пришлось все выравнивать, проводя где-то взрывные работы, вырубая целые холмы. Еще тяжелее было работать зимой. Несмотря на все трудности, работу, рассчитанную на пять лет, с успехом завершили за два года.
Над Главной темой работала Жанат СИСЕКЕНОВА
Все фото из архива «АВ»