Сегодня в Нур-Султане в рамках Дня столицы в Назарбаев Университете проходит форум выпускников, студентов, исследователей и ученых вуза. В числе четырех приглашенных спикеров — успешных выпускников — проректор АРУ имени К. Жубанова Лаура Карабасова.
Доктор философии в области образования меньше месяца назад вернулась в родную область. Последние десять лет она жила и работала в главном городе страны. Когда ей предложили стать проректором по академическим вопросам вуза, который она когда-то окончила, молодая ученая согласилась сразу.
— Я — продукт успешных реформ в системе образования независимого Казахстана. Когда мне предложили вернуться на малую Родину, согласилась с удовольствием. Все эти годы я накапливала опыт, знания и поняла: настало время делиться наработанным опытом с коллегами из других вузов. Это логическое продолжение всей той работы, которую я проделала.
Ведущей ученой страны действительно есть чем поделиться. За плечами этой хрупкой девушки магистратура одного из старейших и лучших университетов Великобритании — Уорвика (по специальности «менеджмент и лидерство в образовании») по программе «Болашақ», докторантура Назарбаев Университета, работа и лидерство в крупных образовательных проектах страны. Плюс ко всему научная деятельность, которую Лаура не прекращала ни на день. Как результат — две книги по трансформации образования, написанные в соавторстве с мировыми учеными. В настоящее время пишется третья по интегрированному преподаванию предмета иностранного языка. На этот раз в соавторстве с крупным английском ученым Дарио Банегасом.
Родилась Лаура Карабасова в Актюбинской области, училась в школе-интернате для одаренных детей «Дарын», окончила местный пединститут (ныне АРУ имени Жубанова). Затем в ее жизнь пришел «Болашақ».
— Президентская стипендиальная программа — особая веха в моей жизни. Своего рода departure point, программа, которая поменяла мою жизнь. Для девочки из обычной семьи из провинциального городка со слабым знанием английского «Болашақ» стал сильной мотивацией. Впервые о программе я услышала в 2005 году, когда Елбасы озвучил, что три тысячи человек ежегодно будут отправляться на обучение в лучшие зарубежные вузы. Тогда же решила, что должна использовать этот шанс, — говорит наша героиня.
В те годы Лаура поставила перед собой четкую цель — выучить английский. Результат двухгодичной самостоятельной подготовки — 7 баллов по IELTS. Без языковой подготовки в стране обучения Лаура сразу же приступила к академической программе в университете Уорвика.
— Об этой уникальной программе могу говорить очень долго. Десять лет назад я окончила магистратуру, но по сей день «Болашақ» продолжает играть важную роль в моей жизни. Нынешний президент Центра международных программ Айнур Карбозова сплачивает выпускников, поощряет их идеи, поддерживает и гордится нашими успехами. Для нас, выпускников, «Болашақ» — площадка для нетворкинга, решения общих проблем, — делится собеседница.
В 2013 году Лаура переехала в Астану.
— Я понимала: в нашей молодой столице больше перспектив и возможностей для того, чтобы применить полученные в британском вузе знания. Организации образования были заинтересованы в кадрах нового формата. Я присоединилась к команде центра образовательных программ при управлении Назарбаев Интеллектуальных школ. Сразу же попала на инновационную площадку. Работать было интересно. Это были годы становления НИШ, параллельно мы стали транслировать мировой опыт. Мне доверили ответственный участок по внедрению трехъязычного образования, — вспоминает ученая.
Как старший менеджер по трехъязычному образованию Лаура управляла проектом по работе с крупными международными экспертами, которые помогали внедрить модель трехъязычия в двадцати НИШ. Затем она стала координатором национальной рабочей группы по разработке стратегии внедрения трехъязычного образования при МОН РК.
В 2014 году Лаура поступила в докторантуру Назарбаев Университета, первый год посвятила усиленной академической учебе, в последующем появилась возможность совмещать ее с проектами.
— В течение пяти лет — с 2013 по 2018-й — каждый год воплощался в жизнь новый проект, куда меня приглашали. К примеру, сначала работа в управлении НИШ, затем — в информационно-аналитическом центре, где создали исследовательскую группу из числа выпускников Назарбаев Университета, которая занималась внедрением полиязычия в девятнадцати вузах страны. Затем возглавила департамент нового центра при Назарбаев Университете, — рассказывает героиня.
Столица дала очень многое и многому научила Лауру Карабасову. В первую очередь стрессоустойчивости, мобильности, самостоятельности. Работа в Высшей школе образования Назарбаев Университета научила работать в поликультурной и полиязычной среде, эффективно сотрудничать с представителями из более чем 100 стран мира.
Стоит ли говорить о том, что за эти годы молодая ученая выросла как в профессиональном, так и личностном плане. За десять лет прошла путь от магистра гуманитарных наук до профессора лучшего вуза страны, где преподавала магистрантам, читала лекции докторантам. Именно столица сформировала ее как ученого. Лаура стала публиковаться в престижных международных научных журналах. Она сделала имя в научном сообществе мира как эксперт по трехъязычному образованию.
Меньше месяца назад Лаура вернулась в родной город. Ее назначили проректором по академической работе АРУ имени К. Жубанова. Она полна планов и идей.
— Буду усиливать трансляцию лучшего опыта таких сильнейших вузов, как Назарбаев Университет, университет Уорвика, Кембридж, где проходила программу докторантуры совместно с высшей школой образования Назарбаев Университета. Мы должны понимать, что академические вопросы закладывают основу науки. Если хотим сильную науку, нужно усиливать качество академических программ, должны культивироваться и преподаваться в разрезе всех дисциплин научные методы проведения исследований. Необходимо усиливать академическую культуру, честность, внедрять высокие академические стандарты, инновационные методы преподавания, — делится проректор.
В том, что молодая ученая сможет воплотить задуманное в жизнь, сомневаться не приходится. Синтез знаний и опыта позволит ей справиться с очередным челленджем. При поддержке коллег и стремлении студентов можно добиться
очень многого.
— В настоящий момент идет период изучения. Встречаюсь с выпускниками, студентами, беседую с профессорско-преподавательским составом. Впереди много интересной работы, — делится собеседница. — Столица собрала лучших выпускников, профессионалов, которые и создали высокую конкурентную среду. На недавнем совещании с министром с интересом отметила, что многие коллеги и сокурсники за последние полгода оказались на руководящих должностях в различных организациях образования. Это немаловажный фактор, когда руководители, которые разделяют одни и те же ценности, следуют одним и тем же стандартам, знают друг друга, ведь так или иначе мы будем сотрудничать. А это сотрудничество в итоге приведет к качественным изменениям
в нашей сфере.
Айгуль НУРКЕЕВА