Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Цифровое поколение

Тинэйджеры видят бизнес в новом формате и уже предлагают свои проекты.

В последний рабочий день прошлого года стали известны результаты первого потока бизнес-инкубатора «IT-кәсіпкерлер жобасы». Его инициаторами являются основатель проекта «Өркен» Дина Айсарина и известный эко-активист Айман Сексенова, за плечами которых большой опыт работы с подростками.
Они предложили задействовать тинэйджеров в новом виде предпринимательства руководителю управления цифровых технологий Асету Отарбаеву, который оказал содействие в поиске спонсора. Идею также поддержали специалисты «Aqtobe IT HUB», ведь этот проект созвучен с его философией развития цифрового бизнеса. Здесь им предоставили не только помещение, но и команду наставников по воскресеньям.
Что касается курсов, то заявку на участие в них мог подать любой желающий актюбинец в возрасте от 15 до 18 лет. Организаторы заранее распространяли информацию через социальные сети и общества волонтеров. Анкета, которую надо было заполнить, находилась в открытом доступе.
Инициаторы считают, что в этом возрасте молодые люди уже осознают, кто они, и стремятся громко заявить о себе миру. Посредством анкеты определяли наиболее заинтересованных кандидатов, а также их лидерский и предпринимательский потенциал.
На объявление откликнулось около 100 школьников и студентов, на семинар по итогам отбора пригласили 45. Обучение проходило в выходные шесть недель подряд. В качестве наставников выступали активные граждане Актобе, профессионалы. Руководитель облфилилала Банка ЦентрКредит Гульнар Черниязова, например, разъясняла финансовое моделирование, организатор бизнес-форумов Жулдыз Капанова – основы маркетинга, IT-ментор Берик Курмашев – защитный механизм стартапа.
Дина Айсарина работала над построением команды, выявляла сильные стороны ребят, определяла ниши, депутат городского маслихата Айман Сексенова информировала об экопроектах.
Кстати, тренерам не пришлось выдумывать бизнес-идеи и проекты. На первом занятии каждый слушатель назвал сферы, в которых следует применить современные технологии. Ориентиром послужил анализ ответов около 450 респондентов. В топ-проблем включили вопросы в социальной и сферах образования, развлечения, сервиса.
В итоге до финала дошла половина участников, которые защитили свои проекты, два из них получат финансирование.
Победители пришли в редакцию «АВ» и вкратце рассказали о своих инициативах.


Demo Day – день инвестора, в течение которого предприниматели могут презентовать свои проекты и привлекать инвестиции для масштабирования бизнеса.
Founder – основатель и инициатор проекта, который создает и начинает собственный бизнес. Он отвечает за разработку идеи, организацию бизнес-плана, поиск финансирования и привлечение команды.
VR – виртуальная реальность.


Полезно и выгодно

Третье место занял член волонтерского движения «Эко-мадениет» Талгат Рахметов. Десятиклассник Білім-инновация лицея стал фаундером самой многочисленной команды «Эко-Х». В ее составе было семь единомышленников из числа друзей и участников того же курса.
– Наша идея заключается в переработке пищевых отходов в компост. Таким образом, мы не только вносим вклад в спасение экологии, но и получаем доход, – рассказывает Талгат. – Также мы заинтересованы в двух разных сферах, связанных с экологией. Это переработка пластика при помощи шредера и производство из него бытовых изделий. Мы уже нашли оптимальную финансовую модель, оборудование и посчитали другие расходы.
Естественно, введем цифровую составляющую в наш проект. Для этого хотим подключить точки общепита, откуда будем отбирать пищевые отходы. Оцифровку проведем через сайт либо приложение.
Для начала потребуется вложить 30 миллионов тенге. По мнению фаундера, финансовые средства можно найти благодаря грантам.
– Если подойдем разумно и с готовым планом, то продвижение идеи, поиск инвесторов и возможность получить государственный грант – вполне осуществимая задача, – считает Талгат. – Проект при благоприятном раскладе с учетом инфляции и других рисков должен окупиться через четыре года.

Заказ за минуту

Второе место у десятиклассников НИШ Малики Шуиншалиной и Максима Косова. Их исследования показали: время ожидания заказа в ресторанах в среднем занимает 43 минуты.
– Хотим решить проблему долгого ожидания, – поясняет Малика. – За два месяца успели создать прототип приложения, хотя не полноценно рабочего, однако имеющего основные функции.
Его преимущество в том, что можно полностью в формате онлайн организовать банкет, начиная от брони на нужный вам столик до составления меню. Все это значительно сокращает время и примерно до десяти процентов затрат на обслуживающий персонал.
В будущем планируем договариваться о сотрудничестве с ресторанами. В отличие от соцсетей, которые есть почти у каждого такого заведения, работать через приложение удобнее. Ждать администратора, который тоже может быть занят, не надо. Это подтвердят многие клиенты. В целом хотим оцифровать ресторанный бизнес.
– Участвовал во многих областных, республиканских и международных конкурсах. Самое главное, это повсеместно предоставить нам, молодым, площадку для проявления своего потенциала. Убежден, именно из таких маленьких инкубаторов выйдут специалисты, которые смогут создавать расширенный качественный сервис, – говорит ее напарник Максим Косов.
Сумма, необходимая для первоначального старта, около 450 тысяч тенге.

Учеба по VR-очкам

Обладатели первого места Самира Саматова и Мадина Омирзак защитили проект по созданию онлайн-курсов с использованием цифровых очков. Старшеклассница из школы-гимназии № 9 Самира обошла немало образовательных и репетиторских центров.
– Подходы их работы с учениками не всегда мне импонировали. Оттого пришла идея создать образовательную платформу в 2D формате, то есть в онлайн-режиме, которая удобна если не всем, то многим, – объяснила она.
– Наши онлайн-курсы отличаются от привычных, – дополняет ее единомышленница Мадина, ученица выпускного класса школы-гимназии № 55. – Уникальность в том, что на нашей платформе не просто совмещена учеба в 2D и 3D форматах, мы планируем предоставить собственные VR-очки для возможности полного погружения в учебный процесс.
В качестве примера они приводят предметные олимпиады. Их участникам организаторы предоставляют все, что нужно. Но не каждая школа может позволить себе ежедневно проводить практические занятия, так как это связано с расходом материалов, реагентов и другим.
Самира и Мадина уверены: VR-очки способствуют решению этой проблемы, тем более что они намного выгоднее и полезнее, чем дорогие смартфоны.
– На рынке такие стоят 10-15 тысяч тенге, но мы хотим быть уверены в качестве, потому нам нужны те, что с джойстиками. Для этого связались с разработчиками и даже договорились на солидную скидку. Для реализации идеи на первоначальном этапе нам потребуется пять миллионов тенге, в дальнейшем – еще столько же, – рассказали авторы идеи.

Наш потенциал

– Акцент мы сделали не столько на конкретное учебное заведение, а на желание и заинтересованность участников. В финал вышли единицы, потому что не все ожидали, что будет глубокое погружение в процесс, тем более на выходе нужно инициировать реальный проект. Цифровой бизнес отличается от классического, к которому мы все привыкли, – обращает внимание Айман Сексенова. – Нужно понимать его основы и иметь представление о правильной упаковке.
Молодые люди уже их полностью сформировали, оцифровали и защитили перед нами на demo day свои проекты, которые можно монетизировать и запускать.
Мы организовали встречу с представителями бизнес-сообщества, чтобы получить обратную связь. Но дело в том, что наши люди не сразу отзываются, добавьте сюда скептицизма. Возможно, они недооценивают потенциал подростков и то, каким упорством они обладают.
Могу ответственно заявить: ребята выросли в цифре, в отличие от старшего поколения. То, что недоступно и непонятно нам, для них – норма. Даже взрослые, имеющие готовые продукты, удивлялись: «Если в 15 лет они создают программы, сайты, делают проекты и защищают, то что будет, когда они пойдут в вуз и далее?!». Также это финансовое обеспечение будущего. Так что такой потенциал надо использовать здесь и сейчас.
– Пока проекты небольшие, нам главное – дать стимул подросткам для дальнейшего роста и продвижения, – дополняет ментор Дина Айсарина. – Им всего по 15-16 лет, но они уже считают расходы, знают бюджетные статьи.
Это тот самый результат, который дает бизнес-инкубатор. К слову, ребята активные не только в нашем проекте. Они принимают участие во многих общественных мероприятиях.
На днях заключим официальные договоры с родителями школьников и наставниками. После того, как ребятам исполнится 18 лет, им будет передано полное право на бизнес-проекты как законным владельцам. Хотя к таким нюансам мы, конечно, еще не привыкли.
Мы будем курировать их до момента запуска инициативы. В идеале хотим предложить созданные в бизнес-инкубаторе решения предпринимателям региона.
Абат КАРАТАЕВ

Фото Аяна МЕРЕКЕШОВА

Колонка "Взгляд"