Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Дрога длиною в жизнь…

В последнее воскресенье октября в Казахстане отмечают праздник работники автомобильного транспорта. Накануне этого дня журналист и фотокорреспондент «АВ» выехали в рейс с водителями-дальнобойщиками, чтобы прочувствовать, каково это — сидеть за баранкой от зари до зари, всматриваясь в бегущую навстречу дорогу. Главная тема приоткроет завесу этой интересной, сложной и опасной профессии.

Зерно — в Уральск, телят — в Костанай

Памятуя о том, что дальнобойщики редко берут с собой попутчиков (иногда и на законных основаниях. — Прим. автора), мы обратились за помощью в местную инспекцию транспортного контроля. «Эти люди разговаривают на одном языке и наверняка найдут точки соприкосновения», — думалось нам. В итоге утром 20 октября рассказать о буднях своей профессии, а заодно и прокатить нас любезно согласились водители двух новеньких МАЗов с прицепами Сергей Сапожников и Алибек Искаков.
— Откуда едете и куда путь держите? — уже сидя в кабине, спрашиваю я.

— Из Уральска в Костанай, — неуверенно отвечает Сергей, поначалу глядя на нас с недоверием.
— Что везли и что везете?
— Туда везли зерно, обратно живой груз — телят, — с еще большим недоверием ответил водитель.
В первые минуты беседы у меня сложилось впечатление, что дальнобойщик посчитал нас с фотокором какими-то агентами транспортной инспекции. Только на выезде из города он начал раскрываться. Именно этот отрезок времени мы проезжали очень долго, потому что идет ремонт дороги, пришлось выехать на проселочную.

[box type=»shadow» ]Сленг водителей-дальнобойщиков

Хай-вай — китайский или турецкий ширпотреб, которым
торгуют на рынках
Машинка — патруль дорожной полиции
Хрустики — мотоциклы
Чайники — легковые автомобили
Бригадир — тихо идущая впереди машина, невольно собирающая за собой вереницу других автомобилей
Галстук — грузовик, идущий на буксире
Паровозик — грузовик с одним или двумя прицепами
Хомяк — зерновоз
Татарин — автомашина марки КамАЗ
Бедуин — легковой автомобиль, груженный сверху тюками
Глухонемой — тягач, не оборудованный рацией
Рекс — неприветливый охранник на складах, базах, СТО, заправках[/box]

Транспортники и гаишники

Деятельность дальнобойщиков регулируют транспортная инспекция и батальоны местной полицейской службы. У каждой из этих организаций имеются свои полномочия и ограничения. К примеру, транспортник не может остановить ту же фуру за превышение скорости, а дорожный полицейский — проверить ее содержимое.
На мой очередной вопрос о мздоимцах на дороге Сергей достаточно честно ответил, что наши транспортники и гаишники (как по привычке называют полицейских) работают нормально, чего не скажешь об их российских коллегах. Для поездок за рубеж существует своя такса на так называемый развод или отметки. Раньше была традиция на крупных блокпостах всучивать силовикам денежные купюры, а выезжая в Сибирь или на Дальний Восток — еще и бандитам, но о них позже.
Сейчас взятки в открытую не берут, но во многих организациях традиция давать деньги на всякий пожарный до сих пор сохранилась. Причем по вине самих водителей фур, которые продолжают класть в карман деньги на всевозможные «отметки». Единственное исключение — мелкие нарушения. Положа руку на сердце, признаемся, что дальнобойщик, как и любой другой водитель, пытается избежать официальных штрафов. Потому что водительские права его кормят — их лишение чревато серьезными последствиями.
— В девяностые и нулевые годы это было. Но сейчас многое исчезло, — во время остановки на перекур в разговор вступает Алибек. — Опытные дальнобойщики продолжают брать деньги на «развод», но уже под другим соусом — на непредвиденные обстоятельства, а они действительно случаются. Но не везде это проходит, не все транспортные организации выделяют лишние средства. К примеру, мой бывший шеф, сам в прошлом дальнобойщик, его, как говорится, на мякине не проведешь, прекрасно знает, у кого
какая такса.

Скорость передвижения — 70 км/час

Поначалу показалось, что мы едем очень медленно. Памятуя об обратной дороге домой, мы попросили Сергея дать немного газу на трассе, но тот сослался на действующие правила. Оказывается, для грузовых автомобилей имеются скоростные ограничения — не более 70 километров в час. Правда, законным образом этот запрет можно нарушить, передвигаясь со скоростью до 79 километров в час. Свыше этого режима, особенно груженые машины, стараются не ехать.
— Штрафы за нарушения у нас огромные, да и если что-то случится, то виноват скорее всего будет водитель, поэтому мы не рискуем. Кроме того, нельзя забывать, что мы едем с грузом, причем иногда живым или хрупким. Любое неосторожное торможение может привести к травмам животных или поломке товара. Кто будет отвечать? Я должен груз довезти в целости и сохранности. Да и диспетчеры с помощью GPS отслеживают нашу скорость — за ее превышение они тоже могут нас наказать, — делится Сапожников.
По собственным наблюдениям, хромтауская трасса, несмотря на удовлетворительное качество покрытия, довольно опасная. В столь огромном потоке машин грузовикам сложно держать высокую скорость. Здесь много спусков и подъемов с частыми запретами на обгон и очень загруженный встречный трафик.

Если хочешь спать, нужно спать

Сергей и Алибек имеют огромный водительский опыт за плечами, исколесили практически все страны СНГ. У выходящих в дальние рейсы есть непреложное правило: если зевнул на дороге — первый признак наступающего сна, то необходимо остановиться на обочине или ближайшей парковке.
— Как только почувствуешь усталость, нужно остановиться, пройтись по земле, размяться. Это даст передышку на полчаса, и ты сможешь доехать до ближайшего кемпинга или удобного для парковки места. Ну, а если сильно хочется спать, то следует вздремнуть хотя бы полчаса. Как бы сильно ты ни опаздывал, отдых необходим, иначе все может закончиться трагедией, — уверен Алибек Искаков.
Кстати, на МАЗах и КамАЗах нет тахографов, а на грузовиках иностранного производства они имеются, причем электронного типа. В так называемых шайбах тахографов четко отлеживается передвижение дальнобойщика — сколько он ехал и спал. По действующим правилам водитель фуры должен ехать не более 4,5 часа до и после обеда, который занимает час, при девятичасовом непрерывном сне. Говоря проще, машина должна передвигаться не более девяти часов в сутки. Все остальное время дальнобойщик должен отдыхать. В течение двухнедельных поездок должно быть три дня выходных, причем на вторую неделю — два дня. Все эти сведения фиксируются тахографом, это своего рода черный ящик грузовика. За нарушение правил штрафы огромные, особенно в Европе — 1 800 евро.

30 процентов от дохода

Подъезжая к населенному пункту, я не мог не спросить про доходы дальнобойщиков. По их признанию, ключевым фактором здесь является частник ты или наемный водитель. Если грузовик принадлежит тебе или твоей семье, вся прибыль от рейса остается дома. Однако закавыка в том, что амортизационные расходы ты тоже берешь на себя. Солярка, запчасти, ремонт — все на шее частника. Тогда как наемный водитель не думает об этом и просто сидит на зарплате. Случись какая-нибудь поломка или авария, он обращается к диспетчеру, фирма ищет различные варианты для оказания помощи.
Бывает и так, что стороны договариваются на проценты. К примеру, за перевозку овощей из Шымкента в Москву и мебели из Москвы в Актобе платят условно миллион тенге. После вычета дорожных расходов, а это примерно 30 процентов, владелец фуры и водитель сходятся на 25-30 процентах от остатка в 700 тысяч тенге.
— В среднем заработок дальнобойщика выходит от 200 до 500 тысяч тенге в месяц, — уточнил Алибек.

Основа — это тягач

В Карабутаке, куда большегрузы прибыли примерно в 15.00, мы вкусно отобедали в местном кемпинге и, пожелав друг другу удачи, тепло попрощались с Сергеем и Алибеком. Назад ехали с другим дальнобойщиком — Максимом Кириченко. Кабина его бензовоза VOLVO оказалась куда более комфортной чем у МАЗа. Здесь не так трясло, а шума от дороги практически не было слышно. Это при том, что шведский автомобиль — 2007 года выпуска, а белорусский — 2020 года!

Максим не менее опытный водитель, чем предыдущие собеседники, исколесил не только СНГ, но и Европу, был в Польше, откуда возил яблоки, в странах Прибалтики. Он, кстати, нам разъяснил, что фура — это всего лишь прицеп к голове — седельному тягачу.
— Многие думают, что все большие грузовики — это фуры. На самом деле в основе лежит тягач, в нем мы сейчас сидим. Все остальное — прицепное. Сейчас я прицепил бензовоз, завтра путем нехитрых манипуляций прицеплю трал, а послезавтра ту же фуру или рефрижератор, — объясняет Кириченко.

Чья фура лучше?

Еще с Сергеем и Алибеком мы начали давний спор о том, какие тягачи лучше: европейские или американские. Дискуссия продолжилась и с Максимом. По его словам, преимущество заокеанских машин в их мощи. Они очень большие, хорошо держат трассу, простые и надежные в эксплуатации. Кроме того, их кабины называют однокомнатными квартирами, ведь, помимо спального места, там могут быть телевизор, холодильник, туалет и даже душ. Минусы — большие размеры машины.
Именно по этой причине в Европе они не в ходу — сложно припарковать даже на промышленных базах, не говоря уже об узких улочках, мощеных камнем, тамошних городов. Кроме того, владельцев отпугивает большой расход дизтоплива. Благодаря особенностям конструкции и кое-где меньшей тяге расход солярки у «европейцев» значительно ниже. Если учесть нынешние проблемы с ценами на дизель, то выбор в пользу производителей Старого Света очевиден. Кроме того, они менее габаритные, соответственно, их легче парковать.
В тему можно добавить, что цены на дизельное топливо в Казахстане резко скакнули вверх, но даже при этом остаются ниже, чем в соседней России. Поэтому казахстанские дальнобойщики, выходя в международный рейс, стараются под завязку заправиться на родине. Точно так же зарубежные водители, идущие в Казахстан, с запасом заправляются у нас.
За оба рейса Актобе — Карабутак и Карабутак — Актобе мы всего лишь однажды видели в пути «американца». На подъезде к Хромтау навстречу нам двинулась такая фура. Ее трудно не различить среди других грузовиков. Резко выделяется в первую очередь длинный, выпирающий капот и огромная кабина.

Везут даже вертолеты

Грузовики перевозят практически все виды грузов, причем на самые дальние расстояния. По словам Максима Кириченко, он как-то вез в Казахстан небольшой вертолет иностранного производства. Его друзья — большие цепи от корабля и даже части подводных лодок по маршруту Одесса — Камчатка. Из других экзотических грузов можно отметить советский орбитальный корабль-ракетоплан «Буран», следовавший из Казахстана в Россию.
Не преминул спросить я у Максима о российских бандитах, о которых сложено много баек от Урала до Дальнего Востока. Одна из таких связана с дырявым или пустым ведром.
— Как мне рассказали, когда российские УБОПовцы взялись за криминал на дороге, налетчики нашли практический выход — стали втридорога продавать водителям пустые или дырявые ведра. Если просто брать деньги, то получается вымогательство, уголовная статья, а так — рыночные отношения, — говорит Максим.
Но сегодня, как он утверждает, все изменилось. Как таковых бандитов с обрезами или «калашами», рыщущих в поисках жертв, уже нет. Вместо них появились респектабельные зазывалы, защищающие интересы владельцев станций техобслуживания или точек общепита, где клиент те же пятьсот-тысячу рублей оставит за легально оказанные услуги.

Жены понимают и поддерживают

Достаточно интересно складываются семейные отношения дальнобойщиков. Будучи вдали от дома, они не могут контролировать происходящее, поэтому основное бремя по воспитанию детей и налаживанию семейного быта ложится на их вторых половинок.
— Бывает, что семьи не видят нас неделями и даже месяцами. Приезжаешь домой, а твой сын подрос уже на два сантиметра. Супруге Зульфие, конечно, спасибо: и постирает, и уберется, и кушать приготовит, и оденет, обует детей. При этом сама умудряется работать, деньги зарабатывать, — не перестает нахваливать свою жену Максим.
Иной раз выпадает удача водителям забирать в рейс жен и детей. Домочадцам интересно увидеть мир, поглядеть на других, попробовать разные блюда. Но и здесь имеются свои недостатки.
— Какая бы у тебя ни была комфортабельная машина, все равно это не квартира. Тем более почти все ездят на «европейцах». Туалет на улице, умываемся из баклажки, а принять душ можно только в мотелях или гостиницах. Один раз я брал с собой старшего сына, а он непоседа, от скуки еле доехал до дома. Хотя рейс был всего до Кызылорды и обратно. А с женой несколько раз ездил в Москву, там ей понравилось, — признается Кириченко.
Уже в Актобе, пока мы ждали служебную машину, вспомнил слова Сергея Сапожникова, который обронил фразу:
— Мы — люди, которые от больших расстояний испытывают кайф. Казалось бы, только приехал домой, соскучился по семье, устал, как черт, а уже через пару дней рвешься в новый рейс! Не можешь сидеть дома. Дальнобойщик — это не профессия, дальнобойщик — это призвание.

Над Главной темой работал Асхат КАЛЖАНОВ

Фото Куандыка ТУЛЕМИСОВА

Колонка "Взгляд"