Эффективная мама

Как не вырастить тревожного ребенка? Могут ли гаджеты вызвать задержку психического развития? Чем занять малыша, чтобы он вырос успешной личностью?
По мнению психологов, все самое важное закладывается в возрасте от рождения до семи лет. Поэтому именно в этот период важно уделять своему чаду особое внимание. Об этом в интервью «АВ» рассказала детский психолог, нейропсихолог, руководитель центра развития «Анима» Жайнагуль Консбаева.
— По-моему, у современных родителей две крайности: кто-то вообще не занимается детьми, а кто-то уж слишком усердствует в этом деле. У таких родителей расписаны каждые полчаса: секции, кружки, репетиторы. Как найти золотую середину?
— На самом деле нужен баланс. Есть категория мам, которые сажают малыша перед телевизором, дают в руки гаджет и занимаются своими делами. В этом случае к трем годам мы можем получить ребенка с очень большими задержками развития. А также в будущем не исключено столкнуться с такой проблемой, как задержка речевого развития. По сути, это приводит к ранней инвалидизации. На этот счет проводились специальные исследования, согласно которым, если ребенок до года хотя бы час в день проводил за гаджетом, смотрел мультфильмы, то у него уже в семь раз выше риск возникновения задержки в развитии. Это научно доказано.
— Что вы подразумеваете под ранней инвалидизацией?
— Это и задержка речевого развития, и проблемы в поведении. Сейчас это очень актуально. Из-за гаджетов очень распространены в последнее время такие проблемы, как синдром дефицита внимания с гиперактивностью. То есть дети неусидчивые, невнимательные, нет речевых навыков (а ведь речь — это базовая психическая функция), нет внимания и памяти на должном уровне. Не развито мышление, то есть дети не могут анализировать, классифицировать предметы, делать логические умозаключения. Поэтому наша задача — донести до родителей, что очень плохо не заниматься ребенком. Но и интеллектуально загружать раньше времени тоже не стоит. Природа все мудро предусмотрела: ребенок развивается в соответствии с возрастными особенностями.
— А чем чревато чрезмерное увлечение ранним развитием интеллекта у ребенка?
— Раньше времени нагружать ненужной информацией тоже нехорошо. Допустим, в три года не надо учить читать, потому что мозг к этому еще не готов. Хотя многие учебные центры обещают это сделать. Это говорит о непрофессионализме, незнании особенностей развития, то есть идет работа чисто на амбиции родителей. В три года мы должны развивать крупную моторику, умение правильно двигаться, управлять своим телом. Поэтому важно, чтобы малыш увлекался спортом, делал элементарную зарядку, занимался подвижными играми с мячом. Если детям в раннем возрасте дать возможность двигаться, это будет лучшее развитие, чем посадить, скажем, заниматься с карточками. Необходимо развивать мелкую моторику и сенсорику. Это база развития. Причем нужно дозировать занятия по 15-20 минут, но каждый день, чтобы была система.
— Что еще важно в раннем возрасте?
— Очень важно соблюдать режим: вовремя ложиться спать. Сейчас с этим у многих проблема. Первое, что я обычно спрашиваю на своих консультациях: во сколько вы укладываете ребенка спать? Когда родители говорят, что не раньше 11-12 часов, значит, тут есть над чем работать. Необходимо укладывать в девять вечера. Дело в том, что у нас в мозге есть некий энергетический блок. Это наша батарейка, которая дает возможность качественно проживать эту жизнь, быть трудоспособным и не утомляться. А эта батарейка как раз зависит от того, как соблюдается режим дня. Если с режимом все нормально, то полученная информация будет легко усваиваться, во-вторых, ребенок не будет подвержен стрессам, и не будет проблем в поведении. Все это связано с работой нервной системы и головного мозга. В организме с 9 до 12 часов ночи вырабатывается гормон мелатонин, который «сортирует» полученную информацию. Допустим, ребенок пошел в садик, выучил стих, приходит домой и ложится спать. В это время в головном мозге, помимо его воли, идут процессы, и вся информация, которую он получил, сортируется в долговременной памяти. Но только при условии, если он будет вовремя ложиться спать. Если же режим не выдерживается, часть информации не запоминается.
— Это касается и взрослых?
— Да. Взрослым также нужно ложиться спать в 10-11 часов вечера, так как человек может удерживать и концентрировать внимание только в течение 13 часов после пробуждения. Это связано с работой третьего блока мозга, который называется «лобные доли». Эта часть отвечает за концентрацию внимания, планирование деятельности и произвольное внимание. Если мы постоянно не досыпаем, то не можем долго концентрироваться. Поэтому многие сейчас жалуются на синдром хронической усталости. Из-за того, что они не досыпают, у них плохая память, они не могут удерживать внимание. Большое влияние на это оказывают и гаджеты. Перед сном почти все мы пролистываем ленту новостей в соцсетях, проверяем почту, общаемся в ватсапе. А ведь яркий блик экрана телефона также блокирует выработку мелатонина. Поэтому очень полезным правилом будет не брать в руки телефон за час до сна и в течение часа после пробуждения.
— Если мама домохозяйка, дети не ходят в детские учреждения, каких правил она должна придерживаться?
— Все нейропсихологи рекомендуют придерживаться именно строгого распорядка дня. Даже если ребенок в садик не ходит, то все равно мы должны выстроить ему правильный режим дня. В течение дня давать достаточную нагрузку. Пусть мама не занимается целый день с утра до вечера, но в первой половине дня ребенку необходимо уделить хотя бы 20-30 минут и столько же времени позаниматься во второй половине. Причем в первой половине дня мы рекомендуем заниматься развивающими играми, а во второй – заняться творческими материалами, то есть это лепка, аппликации, рисование. Такое совместное проведение времени матери с ребенком в будущем окажет положительное влияние. Потому что, когда мама уделяет ребенку время, формируется эмоциональная привязанность.
— Что именно дает такая эмоциональная привязанность?
— Если у мамы с ребенком есть такая связь, тогда будет иметь место так называемое поведение-следование. То есть когда мама говорит своему малышу четырех-пяти лет, что нельзя ходить по лужам или еще что-нибудь делать, он будет прислушиваться. А если между мамой и ребенком такой эмоциональной связи и привязанности нет, то даже если она будет кричать и надрываться, призывая к дисциплине, у ребенка не будет этого поведения-следования. Золотое правило, о котором я всегда говорю на консультациях и семинарах — необходимо эффективно проводить время с ребенком. Даже если вы работающая мама, нужно находить хотя бы 15 минут в день, когда ты можешь быть рядом, почитать книжку, порисовать с ним или просто поговорить. Но эти 15 минут надо полностью посвятить ребенку, без занятий сопутствующими домашними делами. Причем рекомендуется свои 15 минут тратить на каждого ребенка, если их в семье несколько. Каждый день по 15 минут и хотя бы один час в неделю. Это эффективное время с мамой. Идеально, чтобы для каждого ребенка был свой персональный день. Потому что, когда одновременно говорят несколько детей, мама кого-то не слышит. А когда с одним общаешься, то слышишь его потребности.
— Сейчас многие родители стараются отдать ребенка как можно раньше в школу, даже в пятилетнем возрасте. Это хорошо или плохо?
— С точки зрения физиологии это не оправдано. Самый оптимальный возраст — 7 лет. Так советуют все психологи и нейропсихологи, иначе потом придется нанимать репетиторов. Дело в том, что к семи годам созревают структуры мозга, которые помогают учиться. Если отдать в школу в пять, шесть лет, то уйдет минимум год на то, чтобы сформировать эмоционально-волевую сферу. Благодаря этому дети могут что-то делать без помощи взрослых. То есть формируется самостоятельность. Ребенок может сам собрать рюкзак, школьные принадлежности, не терять вещи. А сейчас в основном видишь, что за него все делают, как будто не он учится, а мама. В первом классе это очень хорошо заметно. Можно делать выводы о том, что ребенок не созрел к школе, у него еще не сформирована эмоционально-волевая сфера.
В каком случае можно говорить о гармоничном развитии ребенка?
— Мы должны развивать его в трех сферах. Причем неважно — год ему, пять лет или десять. Первая — сфера физического развития, вторая — интеллектуального и третья — эмоционально-волевая сфера развития. Интеллектуальная сфера — это развитие высших психических функций, таких как внимание, память, мышление, восприятие, речь. Я всегда родителям говорю: не нужно раньше времени учить читать, изучать иностранные языки и загружать другими вещами. Вместо этого необходимо развивать память, внимание, мышление, умение мыслить, анализировать, обобщать и синтезировать. Делать какие-то умозаключения. Если у ребенка будут развиты высшие психические функции на должном уровне, то он, когда придет время, и алфавит выучит, и считать научится. А у нас что получается? Многие дети изучают иностранные языки, а когда приходят на диагностику, то выясняется, что у них сложности с мышлением. Они, например, не могут объяснить разницу между стулом и табуреткой, сказать, что тяжелее — арбуз или яблоко. Или у них проблемы с логическим мышлением. Не могут сказать, почему летом нельзя на санках кататься. С детьми мало разговаривают, мало объясняют им. Хорошо развиваются эти навыки во время чтения. Особенно полезны сказки, так как в них есть ритм, повторы. Это способствует развитию малыша.
Алиса МАРИНЕЦ

Фото автора

® За содержание рекламных материалов ответственность несет рекламодатель