Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Еще один эксперимент

Нововведения и проекты стали нормой современного образования. Идея перехода казахстанских общеобразовательных школ на 12-летнее обучение впервые была озвучена в 1997 году. В 2003 году в 104 школах страны был внедрен эксперимент по освоению новой программы. Сегодня, когда на пороге выпуска стоят первые ученики 12-летки, все еще открытым остается вопрос: будут ли они сдавать ЕНТ вместе со сверстниками или продолжат обучение в 12-м классе? А Министерство образования и науки уже предлагает совершенно иные, инновационные подходы к 12-летнему образованию.

От простого к сложному

Сегодня только ленивый не ругает систему образования. В советское время все было понятно и просто: 1-3 классы — начальное звено, 5-8 — среднее, 9-10 — старшее. Учитель объяснял, ученик внимал и пересказывал. Отличники зарабатывали свои «пятерки», отстающим «рисовали» «тройки», учителя давали детям разносторонние знания, которые, впрочем, не всегда находили применение в повседневной жизни. Итогом становились устные и письменные экзамены. Позже образование стало 11-летним. В корне изменились учебники и подходы к преподаванию. Затем появилось Единое национальное тестирование. Вместе с тем разрабатывались и распространялись самые разные методики и технологии, постоянно менялось количество часов и предметов. А предложения по совершенствованию школьной программы продолжали сыпаться как из рога изобилия то «сверху» — из министерства, то «снизу» — от учителей.

В настоящий момент в нашем регионе несколько школ работают по технологии Федора Вассермана. В 6 школах области проходят апробацию классы с 12-летним обучением. С недавнего времени наиболее одаренные дети обучаются в Назарбаев Интеллектуальной школе. Педагоги, пройдя курсы переподготовки по программе Кембридж-ского университета, в корне меняют суть преподавания. Сегодня мы вплотную подошли к 12-летнему образованию, разработаны совершенно иные стандарты, учебные программы.

 

Интегрируемся

Программа 12-летней модели обучения воплотилась в новом документе, разработанном учителями-практиками интеллектуальных школ, консультантами Международного экзаменационного совета Кембриджа. Программа предусматривает интеграцию лучшего отечественного и международного опыта, как было сказано на презентации проекта Государственного общеобязательного стандарта начальной школы, прошедшей на днях в Актобе.

На обсуждение совместного проекта МОН РК, АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» (АОО «НИШ») и Национальной академии образования им. Ы. Алтынсарина были приглашены более 300 педагогов области. Как пояснила старший менеджер цент-рального аппарата АОО «НИШ» Бакыт Алибаева, произойдет трансляция и адаптация опыта интеллектуальных школ в общеобразовательные учебные заведения.

— 12-летняя модель предусматривает три уровня образования. Это начальная школа, включающая в себя до-школьное образование, и начальные классы с 1 по 5-й. Основная школа — с 6 по 10 классы. И старшая школа — 11-12 классы. Программа будет внедряться пошагово с 1 класса. Так, в 2015-2016 учебном году, по предварительным данным МОН Казахстана, 600 тысяч первоклассников страны начнут учиться уже по новой программе, — отметила она.

Дошкольное образование дети получат в форме игровой и обучающей деятельности. Такой опыт реализуется в интеллектуальной школе Талдыкоргана. В начальных классах внедряются интегрированные предметы: «Язык и литература», «Введение в науку» — основы естественных наук (физика, биология, химия), «Познание мира» — основы гуманитарных наук (история, география, обществознание), «Искусство» — интеграция ИЗО, музыки и трудового обучения, «ИКТ» — основы формирования базовых навыков информационно-коммуникационных технологий. Через все уроки будут проходить так называемые «Сквозные темы», например: «Все обо мне», «Мир вокруг нас», «Путешествие», «Еда и напитки» и др. Начальная школа апробируется в интеллектуальных школах Талдыкоргана и Кокшетау.

В средних классах даются основные навыки. В старших программа предполагает профилизацию обучения по двум направлениям: естественно-математическому и общественно-гуманитарному. Предмет «Казахстан в современном мире» ведется только на казахском языке, «Глобальные перспективы и исследование» — на англий-ском языке. Двенадцатый класс — это своего рода подготовительные курсы на базе вузов.

Разработана система критериального оценивания. В журнале, который кардинально отличается от сегодняшнего, отражена степень усвоения конкретных тем: достиг цели учащийся или стремится достичь. Четвертные и годовые оценки выставляются по количеству набранных баллов.

Занятия будут проходить пять дней в неделю, по субботам — кружки по интересам. Обновится материально-техническое оснащение школ. Учебники вновь станут бесплатными.

С 5 по 11 классы программа будет внедрена частично. Поэтапное обновление существующей программы полностью завершится к 2027 году.

 

Веление времени

Презентацию стандарта начальной школы провел старший менеджер департамента оценки качества образования АОО «НИШ» Жанабай Абуов.

— «В среднем образовании надо подтягивать общеобразовательные школы к уровню преподавания в Назарбаев Интеллектуальных школах», — привел он цитату Президента страны из нынешнего Послания.

После этой презентации стало ясно, почему требуются новые подходы, каким образом произойдет переход на 12-летнее обучение и каких результатов ждут от этой реформы.

Если в прошлом веке обучение было пассивным, ориентированным на получение информации от учителя и только из учебника, то школа XXI века смещает акцент на исследовательскую работу, развитие навыков, активную работу учеников. Сегодня не актуален подход «одна профессия на всю жизнь», важно иметь навыки широкого спектра.

— Необходимо сформировать у учащихся психологическую готовность к дальнейшему образованию и переквалификации, они должны воспринимать это как данность, а не как жизненную катастрофу, — было отмечено в выступлении.

Меняется парадигма: не «образование на всю жизнь», а «образование в течение всей жизни». Школа должна создать условия для реализации этой новой концепции.

 

200 выпускников ждут своей участи

— В Актюбинской области с 2003 года в экспериментальном порядке в двух город-ских школах, а также в школах Алгинского, Мугалжарского, Мартукского, Шалкарского районов была внедрена программа 12-летнего обучения, — рассказывает руководитель отдела облуправления образования Гульжан Кулыбекова. — Сегодня эти дети учатся в 8, 9, 10 и 11 классах, 200 человек из этого числа — выпускники. Пока не ясно, будут ли они сдавать ЕНТ, ограничатся ли сдачей экзаменов, продолжат учебу в 12-м классе или в стенах вузов. Этот механизм не до конца отработан, учителя готовят их к сдаче ЕНТ, ждем распоряжений из министерства.

Директор СШ № 24 Сара Кыстаубаева поддерживает нововведения современной системы образования.

— Наша школа — одна из экспериментальных по внедрению 12-летки, — говорит она. — Нам предстоит более детально изучить предложенный проект, только после этого мы можем назвать его плюсы и минусы. Но даже на первый взгляд видно, что программа логична, продумана до мельчайших подробностей. Поскольку мы уже работаем с моделью 12-летнего обучения, нам будет проще внедрять новые стандарты.

В 24-й школе в экспериментальном порядке обучается 46 учеников 8, 9, 10 и 11 классов. В выпускном классе — 10 человек. Учителя-предметники отмечают особенности преподавания в экспериментальных классах. Говорят, что учебники были выданы детям бесплатно, к каждому учебнику прилагаются дидактические и методические пособия. Большое внимание уделено взаимосвязи разных дисциплин, к примеру, на уроках английского языка в казахских классах приводятся примеры, факты из географии, истории Казахстана. По сравнению с 11-летним обучением предметы изучаются более глубоко, больше времени отводится на повторение материала.

Программа, по которой все эти 10 лет учились дети в экспериментальных классах, отличается от новых стандартов, разработанных в интеллектуальных школах. Даже тем, что начальное звено подразумевает не 5, а 4 класса. Конечно, по сравнению с другими детьми из обычных средних школ эти ребята получили больший объем знаний и навыков. Но создается впечатление, что они остались где-то на полпути от старых к современным, инновационным подходам.

Гульсым НАЗАРБАЕВА

Колонка "Взгляд"