Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Этнопедагогика в эпоху интеграции

Начиная с 1998 года учащимися Шубаркудукской школы-гимназии № 1 защищено 115 научно-практических проектов по 15 направлениям

Начиная с 1998 года учащимися Шубаркудукской школы-гимназии № 1 защищено 115 научно-практических проектов по 15 направлениям, среди которых доминируют этнокультурология, экономика, экология и история. Руководит научной деятельностью ребят педагог-новатор, учитель технологии, член Союза ремесленников РК Нурлан Джакибаев. Доход учащихся за годы совместной с учителем работы составил 41 720 000 тенге. И это не считая грантов на обучение в вузах, побед проектов по линии МАН, «Дарын» и других республиканских и международных состязаний юных умов.

Знакомимся
В основе инновационной педагогической технологии Нурлана Джакибаева ни много ни мало – «Капитал» Карла Маркса и интеграция пятнадцати отраслей науки, имеющих место в школьной программе. К вышеназванным четырем добавим биологию, химию, физику, технику, землю и космос, прикладную математику и геометрию, краеведение, литературу, языкознание, правоведение, информатику.[box type=»shadow» ] О собеседнике
Нурлан Джакибаев окончил АИПТ в 1982 году. С благодарностью собеседник вспоминает тогдашнего директора техникума Виталия Михайловича Чуева, идеально организовавшего процесс подготовки мастеров ПО:
– Та система профобразования дала сегодняшнему Казахстану высококвалифицированных учителей технологии, но еще больше – управленцев, технарей, сегодня работающих на нефтепроизводственных предприятиях. Из моих сокурсников двое-трое работают в школе, а большинство занимают высокие кресла. В АИПТ готовили мастеров производственного обучения и техников-механиков. Мы изучали слесарное дело, механизацию (методику преподавания механизаторского дела), летом работали трактористами. Обязательной была 3-месячная практика на Горьковском автозаводе токарями, сборщиками в цеху, на конвейере.
Учитель из Шубаркудука, как и его кумиры Макаренко и Сухомлинский, считает, что в педагогике главное – мотивация:
– Молодой человек, осознанно готовящийся к жизни, должен задаваться вопросом: «Для чего я это осваиваю?». Благодаря дидактике школьникам даются только те знания, прививаются только те умения и навыки, которые сгодятся в жизни. Свой личный педагогический опыт я уже оформил и готов поделиться наработками с коллегами. Тема же моего исследования по окончании аспирантуры – «Научная организация труда», научный руководитель Сахипжамал Узакбаева, в ту пору – проректор КазНАИ имени Жургенова.[/box]
– На сегодня мои теоретические изыскания составляют 100 страниц печатного текста, и их можно назвать историей предмета технологии в мировой образовательной системе, – рассказывает учитель. – Зачем мне это? Когда пришел работать учителем технологии, увидел, что школьная база явно не дотягивает до того, чтобы дети чему-то научились. И прежде всего из-за скудности материально-технической оснащенности. А ведь я в свое время вместе с аттестатом зрелости получил водительское удостоверение и мог работать согласно квалификации. Что делать?
В периодической печати учитель нашел мастера казахского декоративно-прикладного искусства Даркенбая Шокпарова и поехал к нему в Акши Алматинской области за консультацией. Мастер Даркембай стал наставником в деле, которым сегодня Нурлан Джакибаев занимается вместе с ребятами.
– С наследием Шокпарова связи не утратились даже после его смерти: сейчас я вожу ребят в его музей в Акши, где есть возможность познакомиться с традиционными казахскими ремеслами. Заинтересовавшись, ученики дома реализуют идеи. Но одно дело – не дать умереть народной традиции, другое – заниматься им с умом и любовью, – продолжил рассказ о работе учитель из Шубаркудука. – Кроме Даркенбая Шокпарова, моими наставниками являются доктора педагогических наук Клара Кожахметова (этнокультурология) и Сергазы Калиев (этнопедагогика).
В Шубаркудуке, как в любом казахском селе, всегда избыток кожи, остающейся после забоя животных, и уже несколько лет сельчане не выбрасывают ее, зная, что материал пригодится для изготовления конеков, торсыков, жагланов, камчи, кисекапов. Причем мастерство ребят оценено по достоинству: в 2012 году в областном историко-краеведческом музее прошла выставка их работ.
Выпускник Актюбинского индустриально-педагогического техникума, АРГУ имени К. Жубанова и Национальной академии образования имени И. Алтынсарина (аспирантура) во главу угла своей политехнической теории ставит дидактику декоративно-прикладного искусства на уроках труда.
– У Карла Маркса в «Капитале» есть глава о преподавании технологии, – делится наработками собеседник. – На ней базировалась методика преподавания технологии в советской школе, благодаря которой со школьной скамьи государство готовило квалифицированные рабочие кадры.
В 1998 году меня посетила идея восполнить пробелы школьного предмета технологии: для освоения программы кабинет укомплектован не был, а в Шубаркудуке всегда с избытком кожи крупнорогатого скота. Почему бы ее не использовать, как на протяжении веков использовали казахи? Дети должны владеть каким-то ремеслом.[box type=»shadow» ]Знаете ли вы, что…
Этнопедагогика – наука, предметом изучения которой является народная педагогика как традиционная практика воспитания и обучения, исторически сложившаяся у различных этносов.
Термин введен и популяризирован академиком Российской академии образования Геннадием Волковым в 1962 году.
Впервые в Казахстане кафедра этнопедагогики открылась в 1991 году в АПИ при ректоре М. Арынове. Возглавлял ее профессор А. Тайжанов. Им же было написано учебно-методическое пособие «Этнопедагогика»[/box]

Фундаментально
Карлом Марксом тщательно изучалась история и материально-культурные ценности народов разных эпох, и это изложено в той самой главе о трудовом и политехническом образовании, взятой на вооружение учителем из Шубаркудука. Теоретически серьезный и базирующий свою методику на опыте предшественников, Нурлан Джакибаев решает главный вопрос: ребята должны уметь делать все, что делали их деды и прадеды.
– Хоть моя теория адаптирована под сельских школьников, надо помнить, что наука не стоит на месте, развиваются и общественно-экономические отношения, значит, дети должны видеть дело во всей его многогранности, – говорит сельский учитель. – Для этого с 2008 года у нас в форме кооператива работает научно-производственная площадка «Алтын масақ» («Золотой колос») со своим уставом. Сегодня на 700 квадратных метрах мы выращиваем плодовые, бахчевые, овощи, расширяя площадку год от года. Нарабатывают навыки будущие биологи, ландшафтные дизайнеры, агрономы и агрохимики (мы сами готовим органическое удобрение), экологи. Кто интересуется юриспруденцией, разрабатывает правоведческие отношения участников площадки с обществом.
Учениками Нурлана Саулебаевича языкознание, литература, наука о земле и космосе изучаются на базе этнопедагогики, на которой казахи веками растили детей: вот оно, развитие по спирали – вроде все прежнее, но подход и уровень более высокий.
– В каникулярное время работа учащихся 8-11 классов на площадке «Алтын масақ» организована на основе законодательства РК, а юридической стороной дела занимаются те, кто мечтает стать юристом. У научно-производственного кооператива подписан четырехсторонний меморандум со школой, родительским комитетом и районным филиалом РПП «Атамекен». Также при «Алтын масақ» действует благотворительный совет, в который входят партийцы от «Nur Otana», родители, представители школьного совета, – продолжает учитель. – С младых ногтей развиваются экономические и правовые отношения: дизайнеры разрабатывают участок, кто-то делает экономические расчеты и т.д. – у каждого свой фронт. Все работают в одном месте, оттачивая различные грани одной темы. Часто родители приходят и просят взять чадо в исследовательскую группу. Знаете, школа работает для детей, а не дети ходят в школу, чтобы обеспечивать работой учителя.

Дидактика в деле
– Участники площадки «Алтын масақ» работают по трем направлениям – научному (гуманитарное и естественно-математическое), производственному (растениеводство и кожевенный цех), декоративно-прикладному (кожа и дерево), – рассказывает Нурлан Саулебаевич. – Темы раздаю, когда присмотрюсь к наклонностям ребят. Работа ведется в основном в летнее время. Научный подход – это когда дети получают задания, но сначала много читают по теме.
В Темирской библиотеке богатый книжный фонд с редкими книгами, а исследователи с научно-производственной площадки – VIP-абоненты. Каждый день они ведут дневник, а учитель в нем расписывается. Это система. Стимулируется самообразование. Компьютер нужен только для того, чтобы оцифровать наработки. Разбор делается на доске. Ребята рассказывают, моделируют, разбирают, доказывают, защищают, адаптируя теорию под себя. Для чего? Это не только профориентация, но и серьезное развитие. Так, 16 учащихся получили гранты на обучение в вузах РК. Из самых свежих – в 2018 году – Аружан Тажиуразова и Самал Нуралина обучаются на факультете телекоммуникаций университета имени аль-Фараби. Выпускники прошлых лет Дархан Неталин и Орынгуль Саулебай – лауреаты премии «Дарын». В вузах – ЕНУ, университете имени аль-Фараби – уже знают воспитанников Шубаркудукской школы-гимназии № 1. Воспитанники Нурлана Джакибаева являются участниками международной научно-практической конференции имени академика О. Джолдасбекова; каждое лето учитель возит ребят в музей Даркенбая Шокпарова в Акши Енбекшинского района Алматинской области, в КазНАИ имени Т. Жургенова, другие интересные места.
– Это готовые исследователи, – говорит собеседник. – После основного вузовского курса они сразу поступают в магистратуру, потом в аспирантуру. Из нынешних 11-классников шестеро – победители различных конкурсов и уже знают, где будут учиться. Мои ученики все время рядом со мной, а вне меня они отличаются от сверстников. Стараюсь набирать в исследовательскую группу детей из социально незащищенных семей. Занимаясь в школе исследовательской работой, они инвестируют время в свое профессиональное образование, в диплом.
«Педагогическая поэма» Василия Макаренко, введшего термин педагогической техники, – любимая книга учителя труда. На вопрос «Есть ли в области хорошие учителя технологии?» собеседник ответил следующее:
– Наверное, есть. Но мне проще сказать, что уход из школы ремесленника Лауры Бердибековой – потеря для ее потенциальных воспитанников.
Татьяна ВИНОГРАДОВА

Фото Аслана МУСЕНОВА

Колонка "Взгляд"