Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Фундамент единства и процветания

30 августа 1995 года на республиканском референдуме была принята Конституция Республики Казахстан. Она окончательно оформила независимость Казахстана, стала гарантом соблюдения прав и свобод граждан суверенного  Казахстана, обеспечила условия для динамичного развития экономического, социального и культурного потенциала страны на благо всего народа.
15-летний опыт конституционного строительства в Казахстане ярко свидетельствует, что наш Основной Закон жизненно доказал свою состоятельность, а его потенциал далеко не исчерпан, и будет раскрываться по мере развития государства и общества.
Казахстан, гармонично сочетая стандарты западной демократии и особенности национальных традиций, специфики многонационального и многоконфессионального общества, за короткий срок создал независимое успешное государство со всеми его атрибутами и институтами.
Общеизвестно, что зачатки парламентаризма, как непременного атрибута государственности, существовали в первых тюркских и, собственно, казахских государствах, имевших форму военных демократий. В них право решать наиболее важные вопросы внутренней и внешней политики, в том числе объявление войны и мира, распределение земель, установление размера и сроков платежа всеобщего налога принадлежало всенародному собранию — курултаю.
В казахском обществе естественным историческим путем наметилось функционирование трех ветвей власти: законодательной, выразителем которой являлся весь народ или его представители, исполнительной, осуществляемой ханами жузов, и независимой судебной власти, представленной биями, выбранными народом.
При этом выработка основ законодательства проводилась своеобразным древним «Сенатом», в состав которого входили представители всех регионов и политических сил казахского народа. Деятельность данного органа осуществлялась под руководством всеказахского хана, руководившего ходом обсуждения законодательства, и после одобрения собранием утверждавшего его. Эта традиция была заложена еще со времен хана Касыма, который утвердил известный свод казахского законодательства, действовавший в 15-16 веках. Затем в 17 веке появился свод законодательства хана Есима и, наконец, на их основе в 18 веке увидел свет наиболее известный и дошедший до наших времен свод законодательства хана Тауке «Жеті Жарғы», ставший на 200 лет своеобразной Конституцией казахского народа, действовавшей до установления советской власти.
Есть наш общий исторический факт — Государственная дума России 1906-1917 годов. С ней мы связываем появление такого политического понятия, как парламентская трибуна. В Думу от казахского населения в разное время был избран представительный ряд депутатов, в дальнейшем ставших видными политическими и государственными деятелями, символом свободолюбия и интернационализма. Идеи парламентаризма были подхвачены и сохранены передовой интеллигенцией того времени.
Величайший ум казахского народа Абай Кунанбаев прозорливо изрек: «Мир не стоит на месте, поэтому жизнь и сила человека никогда не остаются в неизменном состоянии. Человек, полный сил и вооруженный знаниями, должен стремиться использовать их для блага всего общества, стремиться принести всем пользу».
Как известно, после получения суверенитета Казахстан продолжал жить по старой советской Конституции. Для утверждения на мировой арене молодому независимому государству требовался новый Основной Закон, позволяющий быстро провести реформы. В те годы одной из важнейших проблем, не решенных Конституцией 1993 года, стало обеспечение межнационального согласия, организация высших органов государственной власти. Над страной назревала угроза политического кризиса.
Разработка Конституции 1995 года проходила в сложнейших социальных и политических условиях. К работе над проектом были привлечены местные и зарубежные ученые, создана экспертно-консультативная группа, но основным локомотивом новой Конституции стал сам Президент Нурсултан Назарбаев.
Как отмечал Глава государства, при разработке проекта Основного Закона были проанализированы многочисленные Конституции разных стран, и особенно внимательно — принятые во второй половине 20 века.  Было важно понять главное: как в странах, находящихся на различных ступенях развития, имеющих многообразные культурные, социальные, национальные и иные особенности и различные правовые системы, Конституции решали главную задачу — способствовали укреплению стабильности, повышению благосостояния народа и развитию демократии.
Проект новой Конституции широко обсуждался в обществе, было внесено более 30 тысяч предложений, более тысячи поправок были учтены при доработке текста, в результате из 98 статей проекта Конституции 55 претерпели существенные изменения.
В результате референдума, проведенного 30 августа 1995 года, была принята новая Конституция Республики Казахстан. Основной Закон утвердил в качестве высших ценностей человека его жизнь, права и свободы.
Примечательно, что во главу угла новой Конституции ставятся права и свободы граждан, права личности. Демократизм государства выражается не только в высоком политико-правовом статусе народа, но и правовом положении человека и гражданина. И юридически, и фактически народ Казахстана, приняв на референдуме Конституцию Республики, выступил как учредитель государственной власти. Статья 1 Конституции гласит: «Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы». Широкий комплекс демократических прав и свобод, закрепленный в Конституции, предоставляет гражданам юридическую возможность пользоваться свободой слова, совести, участвовать в управлении делами госорганов, создавать общественные объединения.
Принятие Конституции Республики 1995 года создало правовую основу конституционного строя, закрепило основополагающие принципы деятельности как государственного механизма, так и общественно-политических институтов, установило конституционный статус человека и гражданина, определило основы экономического строя. В Конституции Республики, исходя из демократических традиций конституционализма, многонациональный народ Казахстана признан единственным источником государственной власти.
Конституция 1995 года провозгласила Казахстан президентской республикой, а Конституционные законы «О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов», «О Правительстве Республики Казахстан», «О судебной системе и статусе судей» урегулировали статус и функции каждой ветви власти.
Важным признаком правового государства является разделение государственной власти на три ветви. Принцип разделения государственной власти не противоречит ее единству, а предполагает согласованное взаимодействие ее ветвей, законодательной, исполнительной и судебной, и невозможность сосредоточения всей полноты власти в одной из них.
В соответствии с Конституцией в качестве законодательного органа признан постоянно действующий двухпалатный Парламент, что способствовало укреплению демократических начал в стране и заложило прочную правовую базу парламентаризма в Республике Казахстан как гаранта системы сдержек и противовесов для стабилизации общества.
Очень важно, что период поступательного реформирования политической системы Казахстана на всем своем протяжении шел одновременно с созданием основ государственности Казахстана и коренным реформированием экономической системы страны.  В 2007 году Казахстан сделал новый прорыв — взят решительный курс на ускоренное развитие свободного демократического общества.
Президент предложил пойти по пути таких изменений в Конституцию, когда республика остается президентской, но с существенным расширением полномочий Парламента. «Это трансформирует модель нашей республики из президентской в президентско-парламентскую», — заявил Президент страны Нурсултан Назарбаев.
Кардинальное перераспределение властных полномочий, безусловно, шаг очень значимый и ответственный. Но присутствует уверенность, что это шаг выверенный и подкрепленный как осознанием Главы государства своей высокой ответственности перед народом, так и, собственно, историей развития нашего государства и опытом мирового государственного устройства.
К конституционной реформе 2007 года страна шла почти три года с момента, когда Глава государства озвучил идею о том, что Основной Закон страны требует своего развития. Вопросы конституционной реформы серьезно и всесторонне обсуждались целым рядом политических сил, общественных организаций и деятелей, ученых республики на протяжении нескольких лет в рамках государственной комиссии по разработке и конкретизации программ демократических реформ в Казахстане. Всенародный характер дискуссий позволил учесть мнения всех слоев населения и политических сил, что крайне важно, поскольку все самые позитивные реформы могут потерпеть поражение без поддержки тех, кого они касаются напрямую.
Приняты действительно принципиальные, глубоко продуманные изменения, соответствующие последовательному курсу на развитие демократии и рассчитанные на длительную перспективу.
Наибольшим изменениям подверглись разделы, определяющие устройство государственной власти и посвященные конституционному статусу Президента, Парламента и Правительства. Отдельные изменения  касаются разделов, посвященных Конституционному Совету, судебной системе, местному государственному управлению и самоуправлению.
Один из ключевых моментов  — порядок формирования Правительства и полномочия Президента по отношению к исполнительной власти: переход к новой системе формирования Правительства, в котором ключевая роль будет принадлежать Мажилису Парламента, усиление роли политических партий и их парламентских фракций в Мажилисе, введение ответственности Правительства не только перед Главой государства, но и перед Парламентом.
Фундаментальны изменения относительно сферы государственного  управления и местного самоуправления. В развитых демократических странах наличие действенной системы местного самоуправления признается одной из важнейших характеристик современной демократии. Теперь в данном вопросе совершен качественный скачок — Главой государства предложена простая, но весьма перспективная модель.
Она базируется на конституционном признании основой местного самоуправления маслихатов всех уровней, избираемых населением именно для решения местных задач.    Принципиально расширяются полномочия маслихатов областей, городов республиканского значения и столицы. Только с их согласия Президент назначает акимов соответствующих уровней.
Заслуживают внимания изменения, касающиеся защиты прав человека. Казахстан практически отказался от смертной казни, за исключением случаев терроризма, повлекших гибель людей, и особо тяжких преступлений в военное время. Получила логическое завершение многолетняя дискуссия о санкционировании ареста. Теперь только суд имеет право санкционировать арест.
Конечно же, стать в одночасье прогрессивным государством невозможно. Вместе с тем нормы Конституции Республики содержат неисчерпаемый потенциал, мощный импульс, который дает энергию для экономического, социального, политического и духовного прогресса страны. Конституция нашей страны — яркий пример успешного достижения  устойчивого развития. Это и наглядное свидетельство масштабного, стратегического мышления Главы государства, гаранта незыблемости Конституции, согласованного взаимодействия ветвей единой государственной власти, общественного согласия и стабильности.

Колонка "Взгляд"