Кулпытасы Абат-Байтака: вести из глубин веков

В статье Первого Президента РК Н. Назарбаева «Семь граней Великой степи» отмечено: «За годы независимости проделана большая работа по изучению прошлого нашего народа – успешно реализована программа «Мәдени мұра», которая позволила восстановить забытые фрагменты исторической хроники. Однако многие документальные свидетельства о жизни предков и их уникальной цивилизации до сих пор не введены в научный оборот и ждут своего часа в многочисленных архивах по всему миру».

Слова Елбасы в полной мере можно отнести к известному историко-культурному, архитектурному этнопамятнику периода рассвета Золотой Орды – мемориальному комплексу Абат-Байтак, до сих пор хранящему в тайне многовековую историю. В него, кроме мавзолея – выдающегося памятника средневекового зодчества, входит ансамбль из более 200 великолепных резных стел-кулпытасов (надгробные камни), на которых высечены таинственные арабографические эпитафии на языке тюрки и тамги, которые имеют не только историко-этнографическое значение, но также хранят бесценные неизвестные эпизоды нашей истории и культуры. Не один век хранят тайны камнерезные кулпытасы, установленные на могилах, по-видимому, знатных степняков, судя по богатству их архитектурного оформления и изяществу исполнения. Это отметил Н. Иванов, исследовавший мемориал в начале прошлого столетия, который указал, что «там находятся могилы известных батыров из киргизов Джылкышитабинского рода».
Интенсивные исследования ученых С. Ажигали, Н. Жетписбая, С. Косана, А. Омаровой и других, проводимые многие годы, позволили вернуть забытые имена известных людей, похороненных под этими кулпытасами – знатных батыров, биев, а также западноказахстанцев, участвовавших в антиколониальных восстаниях. Приводя отдельные сведения из их исследований, опубликованных в специальной научной периодике, автор надеется ознакомить широкую общественность с документальными свидетельствами жизни предков, достойных нашей памяти.
В урочище Бескопа, вблизи г. Актобе, где находится общепризнанная жемчужина казахской степи – мемориальный комплекс Абат-Байтак, как полагают ученые, до золотоординских потрясений проходили караванные пути торговцев, образовались различные поселения, выросшие со временем до размеров достаточно крупного древнего городища, а последними поселенцами на рубеже XV-XIX веков этих мест в районе бассейна Улы Кобды были отдельные родовые сообщества Младшего жуза: таракты табын, кожа, шекты, кете и другие племена. Этим, вероятно, объясняется наличие в данном некрополе, кроме древних захоронений XIV-XVII веков, массы поздних погостов некоторых представителей выше-
указанных племен.
Здесь нашли вечный покой известные батыры – жылкышытабынцы Куттыбас Толепулы и Жаналы Игибайулы, соратники Жоламан батыра Тленшиулы, под руководством которого они участвовали в освободительном восстании 1822-1826 годов в Западном Казахстане.
Великолепные кулпытасы установлены на могилах местных биев, проживавших в первой половине XIX века, братьев Тортая и Тотая Аралбайулы. Они отличились миротворческими усилиями в улаживании конфликтов между повстанцами и прилинейными жителями (населением, проживающим вдоль российских военно-укрепленных линий) в ходе повстанческого движения Жоламан батыра Тленшиулы.
В Кобдинском районе на захоронении под названием «Турым бейти» установлен одинокий памятник-кулпытас, надпись на котором свидетельствует о том, что здесь похоронен Турым хаджи Тотай-улы, который скончался в 1883 году в возрасте 72 лет. В энциклопедии «Қобда» указано, что Турымби Тотайулы являлся одним из организаторов восстания казахов в 1869 году. За оказание помощи в создании оренбургской гимназии в 1867 году был награжден царской администрацией именной серебряной печатью. В 1881 году он вместе с Бекиш Мунайтпасулы и другими земляками совершил хадж в Мекку. Жумабай Турымулы, его сын Керей Жумабайулы в разные годы, в общей сложности 25 лет, были волостными правителями в Кобде.
В захоронении вблизи аула Байтак под названием «Шотай бейти» установлен кулпытас на могиле Шотая Аралбайулы, который умер в 1865 году в возрасте 61 года. Его правнук Имангали Билтабанов (1925-1944) за героизм в Великой Отечественной войне удостоен звания Героя Советского Союза.
Привлекает особое внимание заметно поврежденный кулпытас, установленный на могиле Этенбек бия Марал-улы (XVIII-XIX вв.), активно участвовавшего в движении Жоламан батыра Тленшиулы. В энциклопедии «Қобда» указано, что он, известный и авторитетный би Младшего жуза, участвовал в церемонии провозглашения ханом Шергазы Айшуакулы и поставил от имени подрода кедейкул личную печать на грамоту об избрании его на ханский трон.
В некрополе Абат-Байтак похоронен внук известного во всем Западном Казахстане и сопредельных территориях Барак батыра (бия) и сын не менее известного Асау батыра (бия) Уазир. Примечательно, что в кулпытасе по порядку приведена почти вся родословная: «Табынруы, Лабак тайпасы, Отарбай бөлімі, Сатыбалды [ұлы] Барақ батыр немересі, Асау батыр баласы Уазир». В верхней части кулпытаса выгравированы слова «Табынның батыры», что означает погребенный был батыром. Кулпытас изготовлен его братом, известным батыром и бием Даутом Асауулы.
В Абат-Байтаке имеется множество кулпытасов потомков Мунайтпас бия. Однако могила самого бия в некрополе отсутствует. В энциклопедии «Қобда» отмечено, что Мунайт­пас был одним из организаторов восстания в 1869 году в Западном Казахстане, крупным представителем духовенства, трижды совершившим хадж. Созванный им совет биев и старейшин в урочище Бескопа в январе 1869 году решил не принимать новое положение, посягавшее на религию и прежнюю свободу народа. В 1873 году российское военное министерство запрещает самому Мунайтпасу вместе с некоторыми другими организаторами восстания оставаться на прежних кочевьях. Он имел дар провидца и перед паломничеством, прощаясь с земляками и многочисленными потомками от четырех жен, предвидел трагическую участь народа и своих потомков через десятилетия. Судьбы многих из них и их потомков до сих пор неизвестны. Мунайтпас Ботенбекулы, возможно, похоронен в хивинских пределах или в одном из некрополей Манкыстау.
Издалека виден огромный восьмигранный кулпытас-стела. Он обращает на себя внимание великолепием архитектуры. На его северо-западной стороне арабской вязью написан текст: «…Сын Мунайтпаса Шекмагамбет мурза умер в возрасте 43 лет в 1871 году». В 1869 году он участвовал в организации протестного движения против введения новых правил административного управления территориями. Сам Шекмагамбет и его сыновья Есмагамбет хаджи, Изтилеу, Измухан, Абдрахман, Жумагали, Жылкыбай, особенно Изтилеу, были очень состоятельными и авторитетными людьми. Изтилеу и Измухан в разные годы были народными биями и старшинами. Есмагамбет в 1907 году совершил хадж в Мекку. Сын Изтилеу Даулеткерей Шекмагамбетов в 1917 году избирался волостным правителем на Кобде и состоял в партии Алаш. Четырехгранный громадный кулпытас-стела, шедевр архитектуры и скульптуры, установлен на могиле еще одного сына Мунайтпас бия по имени Жантас, который в истории остался как состоятельный и влиятельный, а также особо уважаемый человек в Кобде. Неоднократно совершал хадж вместе с отцом Мунайтпасом. Хаджи Жантас Мунайтпасулы умер в 1891 году в возрасте 66 лет. Кулпытас установил Токмаганбет би. В энциклопедии «Қобда» указано, что Жантасулы Токмаганбет родился в 1862 году и был известной личностью, Почетный ордынец, кандидат в волостные правители, народный бий, неоднократный участник межобластных съездов биев. После октябрьского переворота принял идеи Алашорды, участвовал в первом съезде Тургайской областной организации, который состоялся в Оренбурге под руководством А. Бокейханова.
Также очень оригинален кулпытас Айтжана Бекеш кажыулы (так указано) – одного из внуков Мунайтпаса. Его отец Бекеш (Бектас) Мунайтпасулы, похороненный рядом с сыном, был активным участником восстания 1869 года. В 1883 году совершил хадж в Мекку, его документы сохранились в ЦГА РК. Кулпытас редкой, изящной, ступенчатой формы, не имеющей аналогов среди других подобных стел не только в некрополе, но и в ареале. Погребенный умер в 1893 году в возрасте 38 лет. Известный исследователь степных архитектурных памятников профессор С. Ажигали относит кулпытас к монументальным стелам с ярко выраженной архитектурно-пространственной композицией.
На западной стороне кулпытаса, установленного на могиле Аймагамбета Мунайтпасулы, написано, что умер он в 1893 году в возрасте 59 лет. Был состоятельной и уважаемой личностью. Неоднократно участвовал в выборах волостных правителей. В 1893 году его сын Култума (1869 г.р.) выдвинут кандидатом в судьи. Другой сын, Мамбетали Аймагамбетулы, был аульной старшиной, в 1913 году избирался в народные судьи. Сын Мамбетали, Сыдык Аймагамбетов (1886 г.р.), в 1917 году избран председателем Кобдинского аульного комитета № 1, а в 1921-22 гг. исполнял обязанности председателя Кобдинского волостного исполнительного комитета.
Кулпытас с некоторым уклоном на восток стоит на могиле Кулмухамбета Мунайтпас-улы, на котором написано, что он умер в 1891 году в возрасте 70 лет. Его внук, Нурмагамбет Давлетович, достиг определенных карьерных высот. В бытность СССР он стал советско-партийным деятелем, много лет проработал в районных, областных комсомольских и партийных организациях, был депутатом областного совета. Награжден орденами и медалями СССР.
Сайыпкыран Мунайтпас-улы, старший сын бия, вероятно, родился в 1820 году и умер ориентировочно в 1870-м, прожив всего 50 лет. Его байбише Мукаш ушла из жизни в 1880 году, достигнув 63 лет. Его сыновья Аманкул и Жаманкул были состоятельными и уважаемыми личностями в Кобде, первый из них баллотировался в народные судьи.
Мать Мунайтпас бия – Уркия, байбише Ботенбека Маралулы, прожила 77 лет. Жены Мунайтпас бия: Нурсулу байбише, Балкия биби, Кундуз и Куйгун Досан кызы, похороненные также в Абат-Байтаке, воспитали 9 сыновей, которые стали известными и уважаемыми людьми.
Среди погребенных на Абат-Байтаке имеются и представители рода кожа. Вероятно, они были религиозными деятелями. Например, на кулпытасе Бермухаммеда Кабылулы указано: «Хожа тайпасы Имам Аль-Муминин Устаз Аль Кули Дәр-ул-пәниден Дәр-ул-бақиғарихлатетті, 68 жасында 1884 ж.», означающий, что покойный был имамом-наставником муминов (мусульман) и перешел в мир иной в возрасте 68 лет в 1884 году. (выделил автор). По случайно сохранившемуся документу из ЦГА РК о казахских паломниках Тургайской области, датируемому 1883 годом (остальные документы о паломниках датируются началом ХХ века), нам известно, что Бармен кожа Кабылов (так указано) в том же году совершил хадж вместе с Бекеш Мунайтпасулы и группой других лиц.
В публикации освещены данные не всех кулпытасов Абат-Байтака. Их изучение – задача ученых в будущем. Еще с древних времен Абат-Байтак по праву считался сакральным местом, местом поклонения святым, почитания их аруахов, исцеления больных. Урочище Бескопа вместе с мавзолеем служило объектом проведения важнейших всенародных собраний – курултая казахов Младшего жуза, где рассматривались актуальные вопросы тех времен, а с развитием туризма некрополь Абат-Байтак может стать не только по-настоящему общеказахским ценностным древним этнопамятником истории, этнографии и культуры, но также общеизвестным мемориальным комплексом, даже пантеоном, в котором увековечена память нашего свободолюбивого народа.
Сагингали АМАНКУЛОВ,
г. Алматы

Фото из архива «АВ»