Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Машины против людей

Дорожно-транспортные происшествия в последнее время принимают характер эпидемии. В области за шесть месяцев нынешнего года зарегистрировано 137 ДТП. Погибло 43 человека, ранено 158. В их числе шестеро погибших и двадцать четыре травмированных ребенка. В чем причина участившихся несчастных случаев на дорогах? Ответы на эти злободневные вопросы мы искали в нашей Главной теме.

Каждый день мы узнаем о новых трагедиях на дорогах. В марте этого года на проспекте 312-й Стрелковой дивизии в результате столкновения машин случилась непоправимая трагедия, унесшая жизни пятерых человек. Чуть раньше на трассе Актобе-Астрахань на месте ДТП скончались четверо. В мае на дороге Самара-Шымкент автомобиль опрокинулся в кювет, что стало причиной смерти трех пассажиров. Недавно двое юношей сгорели в «Тойоте». Этот черный  список можно продолжать еще очень долго.

Почему нашу область продолжают будоражить вести о транспортных происшествиях, почему люди гибнут на дорогах и будет ли положен конец страшным трагедиям? Эти вопросы мы задали руководству управления дорожной полиции.

Начальник управления Сырым Ержанов причину ДТП видит в несоблюдении водителями и пешеходами правил дорожного движения:

— На сегодняшний день снижено количество происшествий, но наблюдается рост числа погибших на дорогах.  Водитель  должен помнить, что он отвечает за жизнь и безопасность своих пассажиров, будь то родные, знакомые или просто попутчики. Больно видеть лежащего на дороге двухлетнего ребенка, погибшего из-за ошибки взрослого. Я обращаюсь ко всем участникам дорожного движения: не нарушайте правила, уважайте друг друга, берегите себя и своих детей.

Сырым Саинович отметил также, что личный состав дорожной полиции делает все, чтобы предотвратить ДТП, анализирует причины каждой аварии, ведет профилактическую работу.

По словам заместителя начальника УДП Ерлана Алтынбаева, первая причина ДТП — превышение скорости, затем — управление транспортом в нетрезвом состоянии, неисправность техники, нарушение правил маневрирования, обгона, несоблюдение дистанции и др.

«Учить культуре движения на дорогах надо с детства. Профилактика — дело не только полиции, но и родителей, учителей. Осенью прошлого года по нашей инициативе было введено новшество: в конце каждого последнего урока учителя напоминали детям о необходимости соблюдения ПДД», — говорит он.

— Помнится, не так давно пешеходов штрафовали за переход в неположенном месте. Эта практика оправдала себя?

— Мы продолжаем наказывать пешеходов за нарушения ПДД. В отношении их составляются административные материалы, и работа в этом направлении будет продолжена. Пешеходы ради собственной безопасности должны соблюдать правила и культуру дорожного движения.

— Нередко полицейские прячутся за деревьями, рекламными щитами, подстерегая нарушителей в частных автомашинах. Законно ли это и только ли наказание входит в функции стражей порядка?

— Надзор за дорожным движением может быть открытым, скрытым или смешанным. Мы рекомендуем своим сотрудникам и даже требуем, чтобы специально оборудованные машины и инспектора были видны участникам дорожного движения с достаточно большого расстояния. Этим они уже дисциплинируют водителей. Также мы запрещаем оформлять протоколы в машинах, все должно быть предельно открыто.

В силу того, что управление не в состоянии обеспечить всех инспекторов спецавтомобилями, некоторые из них ведут надзор в частных авто. Это не считается нарушением закона. И потом, посудите сами: заступая на пост, человек двенадцать часов стоит под открытым небом. По-человечески понятно — он должен иметь возможность передохнуть в тени, проехать, допустим, на объект и т.д.

А жителям области хочу сказать: если вы знаете о нарушениях, о коррупционных проявлениях, пожалуйста, обращайтесь, звоните по телефону доверия 51-83-66. К сожалению, гражданская активность в этом вопросе очень низкая. Мы не прячемся от недостатков, не говорим, что их нет. Знаем, что водителям проще рассчитаться за нарушение на месте, чем оформлять протокол, но тем самым они способствуют мздоимству, с чем мы боремся. Нечистым на руку инспекторам не место в полиции.

— Как вы считаете, не стоит ли ужесточить наказание за вождение в нетрезвом состоянии или наркотическом опьянении?

— Лишение прав на два года —  достаточно серьезное наказание за это грубое нарушение. При повторном задержании человеку грозит также административный арест на 10 суток, далее — на 15. Эти меры, я думаю, должны заставить человека задуматься. Несомненно, пьяный за рулем — преступник. Но практически обнаружить всех нетрезвых водителей — нереально. Вот они и надеются: «Проскочим». За полгода мы задержали 2 610 водителей в нетрезвом состоянии, 424 из них получили наказание в виде административного ареста.

— Говорят: «Чем лучше трасса, тем больше аварий». Так ли это?

— Как водитель с большим стажем могу сказать, что при монотонном движении на хорошей дороге возникает сонливость, особенно под утро. Так, на трассе Самара — Шымкент часто происходят ДТП с опрокидыванием. Наши ребята дежурят на трассах республиканского значения, останавливают машины в ночное время, проверяют состояние водителя. В случае необходимости рекомендуют ему отдохнуть.

— Имеют ли право инспектора останавливать машину без причины?

— Мы стараемся работать так, чтобы было меньше нареканий со стороны граждан. Задерживаем транспортное средство только в случае нарушения. Но у нас бывают оперативно-профилактические мероприятия, когда мы проверяем всех. Также инспектора могут остановить автомобиль, идентичный тому, который находится в розыске по ориентировке.

— И последний вопрос — парковки. На каждом шагу и даже перед зданием областного ДВД, что в восьмом микрорайоне, с двух сторон дороги стоят машины, мешая транспортному потоку.

— Это проблема не только нашего города, но и многих других крупных центров. Во-первых, с каждым годом количество легковых машин растет, во-вторых, при строительстве зданий зачастую не предусматриваются площадки для парковки автомобилей. Мы предлагали, чтобы в местах массового нахождения людей (центральные рынок и стадион, торговые дома и пр.) были построены многоуровневые паркинги, но, как обычно, все упирается в финансирование. Решить эту проблему в одиночку наше управление не в силах.

Цифры и факты:

За 6 месяцев 2009 года по области

произошло 137 ДТП
(в 2008 г. — 175)

погибло — 43 человека
(в 2008 г. — 34)

ранено — 158 (в 2008 г. — 214).

Наиболее частая причина ДТП;

превышение скорости — 73 случая, 17 погибших, 71 раненый

наиболее частый вид: наезд на пешехода — 66 случаев, 11 погибших, 62 раненых

Детский дорожно-транспортный травматизм:

27 ДТП, погибло — 6 человек, ранено — 24

По вине нетрезвых водителей:

8 ДТП, погибших — 6, раненых — 7

Наиболее часто ДТП совершались во временном отрезке:

16 — 17 часов (12 ДТП), 20 — 21 час (10 ДТП), 00 — 02 часа (9 ДТП).  Пик происшествий приходится на воскресные вечера. Часты ДТП также в понедельник.

На улицах Актобе произошло

105 ДТП, погибло 28 человек, ранено 118

аварийно-опасные участки:

пр. Абилкайыр хана, пр. 312 Стр. дивизии,  улицы Мясоедова, Нокина.

Гульсым НАЗАРБАЕВА

Колонка "Взгляд"