Бухгалтеров сегодня, как известно, в избытке. Но почему-то на рынке труда такие специалисты все равно в дефиците. Хорошего главбуха днем с огнем не сыскать. Все дело в том, что предприятиям требуются профессионалы, а рынок наводнен специалистами с низкой квалификацией, небольшим опытом работы или же совсем без него. Исправить такую ситуацию в нашей области призвано единственное в Актобе общественное объединение бухгалтеров и аудиторов «Есеп».
Руководитель ОО «Есеп» Менсулу Утянова в некоммерческом секторе трудится вот уже 17 лет. До этого она 20 лет проработала главным бухгалтером «Треста столовых и ресторанов Актюбинской области». Когда в 1990 году трест закрылся, Менсулу Кунысбаевну пригласили в финконтроль, затем в финуправление. С появлением в стране нового департамента методологии бухгалтерского учета и аудита при Министерстве финансов в регионах открылись его подразделения.
— Наше управление занималось регулированием бухгалтерского учета в области, — вспоминает руководитель объединения. – Мы консультировали специалистов, проводили на бесплатной основе обучающие семинары для бухгалтеров государственных и коммерческих структур. Успели разработать и принять какие-то нормативные документы. Но только начали их внедрять, как в 1999 году управление было ликвидировано. Собственно говоря, его функции и перешли в созданное нами в те годы общественное объединение бухгалтеров и аудиторов «Есеп». Мы предвидели надвигающуюся ликвидацию, понимали, что государство, на самом деле, не в состоянии вникнуть в финансовые дела каждого бизнесмена, сельхозника. Во всем мире с такими функциями справлялись профессиональные общественные организации. Поэтому за два года до закрытия управления мы с коллегами и создали такое объединение. Первым председателем ОО «Есеп» был пенсионер Жумабек Букенбаев, всю свою жизнь посвятивший бухгалтерскому учету. В перестроечные годы я осталась без работы и он предложил мне возглавить объединение. Мы много раз падали, но каждый раз поднимались: всем нужна была работа с постоянным, стабильным доходом. Начинать было очень тяжело, но мы выстояли.
Первый грант, позволивший ОО «Есеп» встать на ноги, получили от фонда «USAID». Затем организация, что называется, варилась в собственном соку, выживая за счет средств, полученных от коммерческой деятельности.
Как поясняет наша собеседница, любое НПО имеет право заниматься предпринимательской деятельностью, которая облагается налогами наравне с бизнес-структурами. Сегодня «Есеп» оказывает следующие услуги — консультации, восстановление бухучета, обучение основам профессии, подготовку профессиональных бухгалтеров и последующую помощь в трудоустройстве. Менсулу Кунысбаевна отмечает, что такие услуги оказываются бесплатно или со скидками людям с инвалидностью, коллегам-общественникам.
— Ни один бизнесмен не может обойтись без бухгалтерского учета, — подчеркивает собеседница. — И индивидуальный предприниматель, и глава крестьянского хозяйства, и учредитель крупного предприятия должны четко знать, сколько средств вложили в свое дело, а сколько получили. Мы выезжали во все районы области по государственной программе «Дорожная карта бизнеса-2020», консультировали по вопросам бухгалтерского учета и налогообложения сельских предпринимателей. Разъясняли требования законов РК, говорили, что ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности являются обязательными для всех хозяйствующих субъектов, в том числе малого и среднего бизнеса. Можно сказать, что 99 процентов глав крестьянских хозяйств не имеют понятия, какова себестоимость одного килограмма мяса, не знают, во сколько им обходится литр молока.
ОО «Есеп» три года подряд работало в рамках реализации госзаказа по четвертому направлению «Сервисные услуги субъектам МСБ» госпрограммы «Дорожная карта бизнеса-2020». Раньше объединение сотрудничало с областным управлением предпринимательства, сейчас – с региональной палатой предпринимателей. Мониторингом деятельности ОО «Есеп» по этому госзаказу занимается региональный филиал фонда «Даму».
— С палатой мы составляем договор, в котором четко прописаны наши услуги малому и среднему бизнесу по вопросам налогообложения, отчетности. Получаем предварительное финансирование в размере 30 процентов от общей суммы. Любая работа требует первоначальных вложений, ведь мы должны подготовить объявления, разместить баннеры, вывески, выехать в районы. Оставшуюся сумму получаем по окончании проекта. В прошлом году он начался 15 июня и завершился 31 декабря. Кстати, говоря о сроках, нужно отметить, что проекты по госзаказу запаздывают, работа по ним начинается после всех конкурсов, заключений договоров уже в середине года.
Последний вопрос, который интересует нас: чем простой бухгалтер отличается от профессионального бухгалера?
— Я сама являюсь членом палаты профессиональных бухгалтеров РК с 2004 года и представляю эту организацию в Актюбинской области. А наше объединение «Есеп» является региональным учебным центром ТОО «Центр методологии профессиональной сертификации», аккредитованным Министерством финансов РК. На сегодня в нашей области действительными членами палаты являются более 300 человек. Все они прошли подготовку, сдали экзамены и получили сертификат профессионального бухгалтера. ОО «Есеп» объединяет профессиональных бухгалтеров Актюбинской области. Хотя замечу, что в районах их очень мало, основная часть сосредоточена в Актобе. Просто бухгалтером можно стать даже окончив краткосрочные курсы, а для профессионала нужны высшее образование, стаж практической работы не менее пяти лет и наличие сертификата, который подтверждает знания бухгалтера по международным стандартам финансовой отчетности, по налогам и Гражданскому кодексу. Именно такие специалисты востребованы сегодня на рынке труда.