Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Кесе кап, адалбакан, жагылан

Происхождение некоторых экспонатов Актюбинского историко-краеведческого музея загадочно до сих пор.
Они появились здесь с тридцатых
по шестидесятые годы прошлого века.

— На табличках мы указываем только год поступления, а кому они принадлежали или кем были изготовлены, не знаем. Это тема отдельных исследований. Да и никто еще не предъявлял свои права на них, — признается заведующая отделом научно-исследовательского обеспечения археологии и этнографии музея Айнур Максаткызы.
Первый директор музея Давид Темушко в своих отчетах, не вдаваясь в подробности, указывал, что возле нынешнего областного Дома народного творчества находился магазин «Казторг», где  реализовывались конфискованные вещи. И многие экспонаты этнографического характера были приобретены там. Действительно ли они были куплены или списаны, об этом не сообщается, как и о том, у кого конкретно были экспроприированы. Возможно, при той политической ситуации нель-зя было указывать собственность хана, бия или их наследников, но сегодня многое из тех приобретений составляет золотой фонд главного исторического хранилища области.
— Мы выставляем вещи в их первозданном виде, без реставрации и не копии, — продолжает мой экскурсовод. — Поэтому сильно переживаем за их сохранность.
С особым трепетом подводит она к витрине, где установлены манекены женщины и мужчины в казахской национальной одежде. Эти наряды из парчи и бархата вековой давности могли принадлежать только состоятельным людям и предназначались для особых случаев в жизни человека. Ювелирные украшения, платье, шапан, кебиз (кожаные туфли) — все ручной работы — поступили в 1947 году, но зарегистрированы почему-то в 1953.
Десяток экспонатов из показанного имеет ханское происхождение. В 1947 году в музее были две штатные единицы, научным сотрудником числился Ахметше Арынгазиев, потомок султана младшего жуза Арынгазы. Именно он поделился фамильным наследством бесценного этнографического значения. В один из визитов его близкая родственница Роза Арынгазиева обратила внимание на огромную деревянную чашу для кумыса и блюдо для мяса, которые видела в своем детстве. Ее воспоминания были запротоколированы, и ханская коллекция неожиданно пополнилась новыми экспонатами.
Был еще один благородный поступок. Бибиажар Каратаева приняла участие в одной из традиционных акций «Подари потомкам память».  Принесенные ею темно-вишневые занавески из бархата, когда-то висевшие в доме султана, стали стотысячным экспонатом музея.
Тему посуды продолжает кесе кап. Оказывается, кочевники хранили фарфоровые пиалы в специальном кожаном футляре. Удивительное приспособление сохраняло посуду во время дальних поездок. Изготовленное неизвестным ремесленником в девятнадцатом веке, оно появилось в музее в середине двадцатого века. Есть в музее еще одна необыкновенная вещь, удивляющая иностранцев. Они никак не могут понять, как казахи в прошлом пользовались чайником из выделанной кожи. На самом же деле это конек — подойник. Его специально делали из бесшумного материала, чтобы не спугнуть кобылицу во время дойки. Во-вторых, в нем лучше сохранялись молочные продукты. И эта незатейливая утварь украшалась узорами, для чего мастер наполнял конек горячим песком, а затем на разогретой коже старательно выводил орнаменты.
— Даже сейчас при полной тишине можно услышать, как перекатываются песчинки в нем, — рассказывает Айнур Максаткызы.
Посуду кочевники хранили в деревянном шкафу, который называется асадал, а в кебеже, специальном ларе, — продукты. В историко-краеведческом музее хранятся несколько их видов, в том числе и высокохудожественные, выполненные знаменитым шалкарским резчиком по дереву Айдосом Муратовым. Его имя хорошо знакомо и алматинцам. Он помогал своему близкому родственнику, первому казаху-архитектору Толеу Басенову в оформлении здания академического театра оперы и балета имени Абая. За высокий уровень мастерства  в 1945 году Муратова наградили орденом «Знак почета».
Сохранился и его адалбакан — деревянная подпорка юрты с шестью крюками-вешалками.
— Это тотемная вещь для казахов. На нее мужчины вешали камчу, ножны, оружие. Сейчас, когда звучит бата, мы убираем со стола ножи, а в далеком прошлом они воспринимались как защита дома от негатива, — объясняет Айнур.
Еще одна работа мастера — это деревянный сундук, расписанный двумя видами орнаментов. Всего в музее четыре вида сундуков. Обшитый кошмой, это тен. В нем в жаркую погоду дольше сохранялись продукты. Любители истории могут увидеть тены благодаря щедрости К. Мырзагалиевой, а также Кенже Санкибаевой, бабушки известного домбриста Ыскака Раимбергенова. В сундуки из кошмы складывали постель. Обклеивали деревянные сундуки и выделанной кожей. Их название — жагылан. Эту технику хорошо освоил житель села Шубаркудук Нурлан Жакыбаев. И четвертый вид, предмет особой гордости актюбинцев, — это сундуки, полностью инкрустированные костью. Один из них сделан мастером Аекиным. По словам старожилов, в ход шли тазовая и бедренная кости верблюдов.
В такие мартовские дни, как сейчас, много-много лет назад аульные бабушки совершали обряд саумалык — сжигали битую посуду и ненужные вещи. По древнему поверью, огонь уносил с собой все плохое, весь негатив из жизни степняков. В это же время молодые женщины извлекали из сундуков свои наряды и развешивали их в самых почетных углах. Так входил в дом праздник, наступал Наурыз мейрамы.

Колонка "Взгляд"