На колонку нашего журналиста «Обратная сторона медали» под рубрикой «Взгляд» откликнулось немало читателей, возмущенных многочисленными фестивалями и конкурсами среди школьников, проводящимися на платной основе. Наблюдая общественный резонанс по теме, мы решили выслушать мнения и комментарии представителей соответствующих госструктур и компетентных экспертов.[divider]
С чего все начиналось
Напомним, авторская колонка затрагивала проблему многочисленности различных республиканских и международных конкурсов, фестивалей и чемпионатов, куда актюбинские дети ездят за свой счет и поголовно возвращаются триумфаторами и обладателями Гран-при. Помимо этого, в последнее время на всевозможные олимпиады и тесты по предметам на платной основе привлекают даже учеников младших классов.
Известный общественный деятель и педагог Естай Жайлыбай является дедушкой двух внуков. По его мнению, родители ничего не пожалеют ради разностороннего развития своего чада. Сегодня некоторых детей записывают сразу в 2-3 кружка, лишая счастливого детства. А в конечном счете все отражается на бюджете семьи. Как сообщил собеседник, в прошлом году одна из его внучек начала посещать хореографический кружок, за который заплатили энную сумму.
— Но, помимо этого, она участвует в различных городских и областных мероприятиях, для чего родителям приходится раскошеливаться на наряды. Выделяются ли для этого средства из бюджета, нам неведомо. В год нам необходимо минимум 10 костюмов, плюс обувь, аксессуары. И ведь никто не спрашивает, потянут родители или нет, те же ради ребенка вынуждены покупать. Мы не стали пускать внуков на выездные конкурсы, откуда все приезжают с дипломами и грамотами. Знаем не понаслышке о расходах.
Читатели «АВ» оставили комментарии на страницах нашего издания в социальных сетях. К примеру, пользователь nazgulabeto сетовала, что «не все могут попасть на такие платные конкурсы из-за отсутствия средств, в том числе настоящие таланты. Сейчас все кому не лень открывают ИП и проводят конкурсы. Что скажут в отделе образования по этому поводу?». Помимо этого, читатель указала на многообещающую рекламу о награждении кубками и медалями, а в итоге вручают дипломы, отпечатанные на тонкой бумаге. «Хромают и оргмоменты. Даже не предусмотрены раздевалки». Другой актюбинец, uspanzhan, приводит строки Б. Окуджавы (в оригинале он путает автора с В. Высоцким — прим. авт.): «Иногда над победами нашими встают пьедесталы, которые выше побед».
Территория контроля
В Актобе насчитывается 15 организаций дополнительного образования. В них работает более трехсот кружков, где занимается 14,5 тысячи учеников. В процентном соотношении в них занят 21 процент всего контингента учащихся. Кстати, некоторые кружки предоставляются и дошкольникам.
— Курируем только государственные учреждения, — сообщила заведующая сектором общего, среднего и дошкольного образования горОО Гульназ Мырзагалиева.
По ее словам, творческие конкурсы, предметные олимпиады и спортивные соревнования, организуемые по линии их ведомства, проводятся на бесплатной основе. К ним относятся предметные олимпиады, начиная со школьного тура вплоть до республиканского уровня. Далее идут конкурс творческих работ «Зерде», республиканские соревнования научных проектов, Абаевские чтения, Макатаевские чтения, республиканская олимпиада «Ак берен» и республиканская спартакиада по различным видам спорта.
— В черте города они проводятся бесплатно, а при прохождении в следующий этап финансирование поездок за счет бюджета не пре-дусмотрено. Это уже прерогатива областного управления образования, — уточнила Гульназ Мырзагалиева. — Конкурсы на платной основе организовываются различными ТОО и ИП. Участие в них зависит от согласия родителей. К примеру, в городе масса танцевальных ансамблей, которые мы не курируем. Они выступают на многих зарубежных конкурсах в основном за счет родителей. Что касается государственных организаций дополнительного образования, они вправе финансировать поездку ребенка, если у них есть свой спецсчет, где аккумулируются средства от платных услуг. Но это не во всех учреждениях.
В отделе образования к платным добавили интернет-олимпиады, такие как nio.kz или kio.kz, в которых дети участвуют с удовольствием и побеждают. Есть еще такие коммерческие конкурсы, как «Акбота», «Кенгуру», «Пони» и другие, проводимые с младших классов.
— Участие в платных конкурсах на усмотрении родителей. Если родители не согласны, школа не имеет права принуждать детей, — подчеркнули в горОО. — За участие в них выдаются сертификаты, а победителям — дипломы. Но за проведение и результаты коммерческих конкурсов мы не отвечаем. Можно сказать, почти ежедневно к нам поступают письма с просьбой участвовать в платных конкурсах. В таких случаях обычно с согласия родителей даем разрешение на размещение рекламы на информационном стенде. Остальное уже на совести организаторов.
По словам Гульназ Мырзагалиевой, раньше результаты конкурсов отражались в портфолио педагога при получении категории. Со временем убрали конкурсы, а с этого года сократили и интернет-олимпиады — раз это происходит онлайн, то за ребенка тесты могут выполнить взрослые.
— На официальных предметных олимпиадах есть всего три призовых места, еще могут двоих поощрить за активное участие грамотами. Школ же всего в городе 80, где учится 4 тысячи, к примеру, только восьмиклассников. Поэтому школы вынуждены участвовать в таких конкурсах, — признается заведующая сектором отдела образования города Актобе.
Польза и стимул
— Все дети хотят участвовать в различных творческих конкурсах, и польза от них просто огромная. Без этого у детей не будет роста, — утверждает заместитель директора по УВР СШ № 6 Гульзия Алдиярова. — Мы никак не можем повлиять на их результаты. К примеру, недавно прошли два тура конкурса «Білген бәйге», и проводили его сами организаторы. Даже я как завуч не смогла зайти в кабинеты и вынуждена была стоять в коридоре. Кстати, победителей ждали не только грамоты и сертификаты, но были и денежные поощрения, причем вполне солидные для детей. Задачи для младших классов в рамках школьной программы, правда, на областном и республиканском этапах могут дополнить логическими заданиями.
По словам завуча, при подготовке к тестам и конкурсам ребенок начинает готовиться и учить уроки, а также у него появляется уверенность и выявляются дополнительные способности.
— Поэтому не стоит отказываться от конкурсов, — советует Гульзия Алдиярова и заверяет, что побеждают не все. — Из 140 детей младшего звена во второй тур не прошли 39. Не раз дети плакали, когда им отказывали в участии, хотя они были готовы внести положенную сумму. Но еще раз говорю, конкурсы, олимпиады — это стимул вызвать интерес к предмету.
Педагог привела немало примеров, когда ребенок подтягивался и начинал хорошо учиться. Девочка до 4 класса училась посредственно, а с 5 класса стали отличницей. Был мальчик, который с трудом решал задачи и после двух лет учебы перешел в другую школу.
— Опешила, когда через год увидела его по телевизору! Он давал интервью по вопросам квантовой математики: ему помогли логические тесты. В целом, если раньше утверждали, что одаренным является один из тысячи, то ныне применим другой принцип: у каждого человека есть способности, и мы должны их раскрыть, — говорит Гульзия Алдиярова.
Путь к чемпионству
Ситуацию прокомментировал и руководитель управления физкультуры и спорта Мейрамбек Махамбетов. По его словам, из 79 видов спорта лишь 27 являются олимпийскими. Несмотря на это, в управлении заверили, что в регионе создаются условия и для неолимпийских видов спорта.
— Спорт — это не только высокие достижения, медали, грамоты, но и здоровый образ жизни, хобби. Оказание услуг по занятию спортом не лицензируется, это делается с целью уменьшения барьеров для малого и среднего бизнеса и для обеспечения доступности. В результате мы можем наблюдать увеличение частных спортивных залов, секций и кружков по различным видам спорта. Это повышает доступность спорта для населения. В многочисленности секций ничего плохого нет, но некоторые думают, что уже через полгода их секцию должно финансировать государство как олимпийский вид. Мы можем помочь как местная власть в организации соревнований на областном уровне, для финансирования выездов на соревнования у управления нет законных оснований.
Спортсмен совершенствуется в конкуренции с сильными соперниками. При серьезной конкуренции атлет никогда не теряет мотивации к совершенствованию. К сожалению, хорошая организация и громкие названия коммерческих турниров не всегда гарантируют высокий уровень участников соревнований. И часто мы сталкиваемся с тем, что в погоне за медалями многие выбирают коммерческие соревнования вместо официальных стартов, проводимых аккредитованными федерациями и государственными органами в сфере спорта.
Также хочу напомнить, что люди, отдав в секцию ребенка, ждут мгновенного результата. Есть многочисленные коммерческие турниры, на которые родители отправляют детей за свой счет и откуда они возвращаются с медалями. Что интересно, на многих из них пишется world championship (чемпионат мира). Простому обывателю не объяснишь, что ценность той медали ниже, чем официальных стартов. Но еще раз повторюсь: для физического развития все виды спорта нужны и важны.
Известность приходит к тем, кто пашет
Свое мнение высказала и Дина Ниязова, отличник культуры РК, музыкальный руководитель ВИА «Актобе», концертмейстер областной филармонии имени Г. Жубановой, преподаватель музколледжа имени А. Жубанова.
— В плане всевозможных конкурсов, где раздают слишком много призовых мест, могу сказать, что в соседней России существует черный список конкурсов, в которых уважающий себя педагог не разрешит участвовать ученику. Если приходишь с дипломами, посмотрят по данному списку. Есть у них еще одна традиция: ребенку, занимающемуся в серьезной системе образования, вообще запрещают участвовать в конкурсах, пока он не будет полностью готов. У нас на практике педагог вынужден по настоянию родителей уже на второй год обучения отправлять его на конкурс. В результате ребенок получает большой стресс, ведь он на самом деле не созрел для выступления. Но и с таким уровнем подготовки завоевывает призовое место и потом будет уверен, что ему нет надобности усердно заниматься. Амбициозным родителям хочу посоветовать: если специалисты говорят, что пока не наступило время участвовать в конкурсе, то надо прислушаться.
У нас, в принципе, законодательно лояльно относятся к организации конкурсов, и на деле их может организовать любой человек. Минус в том, что родители за деньги покупают лауреатство вне зависимости от того, как играл ребенок. Тем самым они обманывают самих себя. Дипломы за участие получают единицы, остальные — лауреаты. Единственный плюс — выезд за пределы города и возможность сравнить свое выступление с другими. Хотя у творческих фестивалей — самодеятельный уровень. Профессиональные конкурсы должны быть узкими — только пианисты, домбристы или виолончелисты. Раньше конкурсы проводили органы образования, и все ждали их с нетерпением. Помнится, будучи ученицей шестого класса, я стала лауреатом третьей премии на областном конкурсе среди музыкальных школ по фортепиано. На каждый тур мы готовили серьезные программы. Такого успеха у Алгинской музыкальной школы не было 27 лет, со дня образования. Потому наш директор носил меня на руках. Это был очень хороший показатель, когда их воспитанники выступают наравне с городскими детьми. Тогда был жесткий отбор, а сейчас у районов появилась возможность ездить самостоятельно, куда хотят.
Что касается международных конкурсов в дальнем зарубежье, то их зачастую организовывают выходцы из СНГ. Иногда пугает состав жюри. К примеру, могут пригласить человека из Москвы, заслуженного деятеля культуры РФ, но он, возможно, много лет работает в Доме культуры на самодеятельном уровне. Есть еще одна сторона медали — то же жюри может зарубить талантливого ученика. Выходит, за наши же деньги обманывают и родителей, и детей. При этом дети уже в раннем возрасте начинают обманывать себя. Но если даже конкурсы платные, то надо проводить их качественно! Родители должны понимать, что не все дети могут быть лауреатами. Какой смысл каждый месяц возить ребенка на конкурсы? Для сбора макулатуры?! При поступлении в профильный вуз он поймет ценность этих грамот и медалей.
Когда верстался номер, Дина Ниязова на своей странице в Фейсбуке выложила пост с карикатурой, который, думаем, дополнит вышесказанное.
«В последние годы очень часто раздаются звонки от друзей, которые советуются, куда и к кому пойти учиться музыке. Ответ однозначный — идите в государственные детские музыкальные школы.
А теперь — почему. В государственную школу не берут преподавателей без диплома. Во всех частных учреждениях есть вероятность нарваться на кого угодно. Например, специалистом по вокалу может работать человек, который просто сам пел в школе, или самоучка, который немного владеет игрой на инструменте.
В музыкальном образовании профессиональных педагогов есть этапы — музыкальная школа, колледж, институт культуры или педагогики (музфакультет), академия музыки и консерватория (высшие музвузы). Мы, как и врачи, тоже делимся на узких специалистов — кафедра фортепиано, домбры, скрипки, вокала и т.д. То есть уважающий себя музыкант никогда не будет учить тому, чего не умеет сам. Давайте рассмотрим это на врачах. Кому из вас придет в голову лечить зубы у нев-ропатолога? Или проблемы ЖКТ у окулиста?
То же самое и в нашей профессии. Пианист должен учить игре на фортепиано, скрипач на скрипке, вокалист учит петь и т.д. Методика обучения тонкостям профессии обращает внимание на детали, которых не знают специалисты других сфер. Если рассматривать обучение вокалу, то голосовые связки — это вообще очень хрупкая система, в которой важно не навредить! А многие шарлатаны в музыке вредят. Вредит современная тенденция родителей отдать петь хоть куда, лишь бы на сцене, лишь бы похвалиться какими-то псевдоуспехами перед родственниками и друзьями. Погоня за лауреатством, за открывание рта порой под чужую фонограмму не сделает из вашего чада звезду. Первый серьезный конкурс во взрослой жизни приземлит вашего ребенка, и настоящий профессионал раскроет все карты никчемной конкурсной жизни в детстве. Лауреаты межгалактических конкурсов с мега-призами остаются за бортом, а известность приходит к тем, кто не бегал по площадкам, а просто работал».
Над Главной темой работал
Абат КАРАТАЕВ