Сегодня вечером правоверные планеты разговляются последний раз, а завтра с утра праздник – Ораза айт. Чем запомнился нынешний священный месяц Рамазан актюбинцам, пытались выяснить наши корреспонденты.
Желание остаться инкогнито
Как подошли к посту, как его держали и в целом об особенностях нынешней оразы рассказывает имам-представитель Духовного управления мусульман Казахстана, главный имам областной центральной мечети «Нұр Ғасыр» Абдимутали Дауренбеков:
— Удивляет одно. Несмотря на жару, число постящихся в этом году увеличилось. В этом году также много людей, которые приходят на намаз. Стало больше, чем в предыдущие годы, и желающих провести ауызашар (ифтар). Если ежегодно мы призывали мусульман, чтобы давали садака в месяц Рамазан, так как отдача от него в эти дни многократная, то в этом году они делали это без нашего призыва.
Нынешний ауызашар отличается тем, что обеспеченные мусульмане накрывали дастархан на 100-300 персон для всех желающих, совершенно незнакомым людям, а не приглашали своих знакомых, как обычно. Для этого за мечетью были установлены две юрты, куда дающие ифтар приходили с поварами и продуктами.
Не секрет, что ауызашар, садака сближает жамагат разных взглядов. Благодаря месяцу Рамазан все они сидели за одним дастарханом. Если в первый день люди еще сторонились друг друга, то на следующий день начали знакомиться, а на третий – сближаться. Среди них можно было увидеть даже тех, кто не приходил на проповеди по приглашению.
Кстати, ауызашар ежедневно давался и в медресе при областной мечети, расположенной в селе Бестамак Алгинского района. Недавно открытая столовая учебного заведения не пустовала в течение 30 дней, несмотря на отсутствие воспитанников в связи с каникулами.
— Отсюда можно сделать вывод, что люди стали более отзывчивее, добрее друг к другу. Это очень важная составляющая на сегодняшний день. Что примечательно, почти все желают оставаться неизвестными. Такая же ситуация и с теми, кто дает фитр или зекет.
— Вначале думали, что из-за кризиса многим придется туго и люди станут скромнее. А получилось все наоборот. Возможно, это из-за тех событий, которые происходят в мире. Актюбинцы благодарят Всевышнего, что беды обходят их стороной, что вокруг них спокойно, просят Аллаха так же сохранить мир и пережить трудности всем сообща. Все это показывает, что люди едины во взглядах, поэтому я тоже молюсь, чтобы Творец не отнял доброту людей.
Отложили пост только двое
Вначале думали, как быть в такую жару, а сейчас сами не заметили, как Рамазан подошел к концу. Несмотря на это, массовых просьб со стороны жамагата разрешить приостановить пост не было.
С жалобой на погоду и с просьбой отложить оразу к нам обратились всего два человека. Оба признались, что старались держать пост как могли, но не получилось. Один работал на железной дороге, а другой занимался земледелием. Фермеру пришлось постоянно находиться в поле в жару. Обоим разрешили упущенные дни восполнить после праздника Ораза айт.
— Конечно, молиться Всевышнему – это одно, но вот возникла у человека потребность в еде или питье. Ему надо прокормить семью, а работодатель не может ждать окончания поста и запросто может его уволить.
По этому случаю могу пояснить, что разрешается воздержаться от поста строителям, потому что строительство не должно останавливаться. Разрешается не держать оразу при тяжелом физическом труде. Воздержаться могут и военные, тем более, если у них проходят учения или потребуется стоять на страже. Они могут держать пост после месяца Рамазан.
Разнообразие благих дел
Еще нынешняя ораза отличается разнообразием пожертвований со стороны верующих. Если раньше люди думали, что садака – это главное накормить знакомых и родственников или же принести деньги, то сейчас они ищут способы пожертвований. К примеру, женщина принесла в мечеть полтонны муки, расфасованной по 5 килограммов. Это удобно для раздачи, да к тому же ею можно было обеспечить большее количество людей. Это и практичнее, чем накрыть дастархан на 300 человек, а после выбрасывать излишки пищи.
Что удивительно, женщина-мать, принесшая пожертвование от имени своей семьи, просила не разглашать свое имя. Она отметила, что дает садака, чтобы Аллах услышал мольбу о спокойствии своих детей и страны.
Говорят, что левая рука не должна знать действий правой руки. Здесь имеется в виду, что, когда дающий и берущий знают друг друга, возникает неловкость. Поэтому лучше дать садака незнакомцу. Да и шариат не одобряет гласности действия дающих.
Часто приносят в качестве пожертвований, кроме муки, макаронные изделия, растительное масло. Ряд бизнесменов принесли одежду. Заранее обзвонив школы, мы передали одежду в Айтекебийский, Уилский и Мугалжарский районы.
Повысилась и культура берущих. Нет прежних столпотворений возле мечети, и каждый берет по необходимости.
Один из пяти столпов ислама
зекет дается раз в год, после получения прибыли по итогам коммерческой деятельности.
Если зекет дается в месяц Рамазан, отдача от него увеличится в разы.
Размер пожертвования исчисляется по-разному, исходя из сферы деятельности. К примеру, если овец у животновода от 40 до 120, он должен пожертвовать одной головой в год. Если их количество более двухсот – одним бараном на каждую сотню овец. Что касается крупного рогатого скота, при количестве 30 коров можно пожертвовать одну двухгодовалую телку. А вот зекет на лошадей зависит не от количества, а от их рыночной цены. Состоятельный правоверный скотовод может пожертвовать 2,5 процента (или одну сороковую часть) денег от общей рыночной суммы. По такому методу считают доход предпринимателей и в других сферах деятельности.
Но есть и свои оговорки. К примеру, если у человека в наличии несколько единиц недвижимости или транспорта и они предназначены не для продажи, а для личного использования или приобретены для детей, тогда зекет не выплачивается. При Духовном управлении мусульман Казахстана создан фонд «Зекет» и его представительства есть в каждой области. Но поступившие туда средства остаются в регионах и тратятся на благотворительные цели в той или иной сфере.
В целом, любое пожертвование дается в мирное время, когда у человека все благополучно, удачно.
В один из вечеров месяца Рамазан перед разговением у областной мечети «Нұр Ғасыр» постящимся были розданы финики и вода. Именно ими полагается разговляться, а после приступать к принятию пищи.
Инициатором акции милосердия выступил информационо-аналитический центр «Ансар» при управлении по делам религий. А воплотил идею в жизнь клуб волонтеров «От сердца — к сердцу». По словам его руководителя Амины Жылкыбаевой, на поступившие от различных пожертвований средства было закуплено 10 килограммов фиников, расчитанных на 80 человек.
— Это не только пропаганда одного из пяти столпов ислама оразы. Своими действиями мы призвали молодежь к милосердию и единству, — говорит руководитель клуба волонтеров. – Кроме раздачи фиников, мы направляем средства на лечение инвалидов. Добрые дела измеряются не количеством, поэтому каждый может помочь нуждающимся исходя из своих возможностей. А дать ифтар постящемуся – это сауап, награда за богоугодное дело.
В праздник — с настроением
Сегодня, 16 июля, последний день оразы. После разговения вечером сразу же идет подготовка к Айт намазу, который читается 17 июля в 7 часов утра. Мусульманин должен прийти на молитву чистым, опрятным, наряженным, можно даже надушиться по этому случаю. А главное, идти в мечеть надо в приподнятом настроении. Не забудьте поздравить всех присутствующих с праздником, а более близким – сделать подарки. Все это входит в число обязанностей праздника Ораза айт.
С особым размахом намерены отметить этот день в городской мечети. Для этого там планируют организовать детский праздник на площади перед мечетью.
— Мы уже договорились с клоунами, которые будут веселить детей. Также закуплены аттракционы. Поэтому с утра ждем наших малышей, — сообщил главный имам городской мечети Бакытбек Тажимбет.
Имам отвечает на вопросы читателей «АВ»
— Слышала, что можно не держать оразу тем, кому за 80. Насколько это правда?
— Естественно, в этом возрасте организм у человека ослабевает, и ему очень трудно поститься. Поэтому им разрешается не держать оразу. Взамен они могут платить кафирят, размер которого в этом году установлен в размере 700 тенге в день.— Хотели поздравить с днем рождения племянника, но его родители категорически отказались отметить дату, ссылаясь на оразу. Неужели в месяц Рамазан отменяются все торжества?
— Можно, конечно, праздновать. Но только после ифтар. Тем более в священный месяц сбываются все пожелания, когда окованы шайтаны и ангелы спускаются с небес.
По примеру актюбинцев
Им приходится не только переносить жаркую погоду, но еще и стоять целыми днями у раскаленных печей. Добавьте сюда и соблазн от вкусной еды, которую они готовят для посетителей кафе. Но все это не мешает им выполнять долг правоверного.
Еркину Серикулы 29 лет. Лет пять назад он переехал на историческую родину из КНР. Сначала жил в Алматинской области, и уже чуть больше года, как в Актобе. По его словам, все старшие в доме держат оразу всю жизнь.
— К сожалению, я учился на китайском языке, как здесь многие учились на русском, поэтому был далек от всего родного, нежели моя супруга, — говорит Еркин. — Она училась в казахской школе и знает все обычаи и традиции, а также религию. Когда в первое время жил в Талдыкоргане, посетил месячные просветительские курсы при мечети. Там у местного имама получил азы ислама вместе с малышами и людьми преклонного возраста. Кстати, по приезде в Казахстан у меня пробудились патриотические чувства, и они для меня не громкие слова.
Собеседник признается, что оразу держит в первый раз, и случилось это благодаря актюбинцам. Он увидел здесь много верующих, особенно молодежи, и то, что в пятничный намаз в мечетях яблоку негде упасть.
— Вначале было трудно, хотелось пить и спать, уставал, ослаб, все время смотрел на часы, когда же наступит время разговения, а через неделю привык. А главное, перестал сердиться и сквернословить, — говорит Еркин.
Постятся и его коллеги — Галипа апай и Сухроб. Но им вовсе не привыкать — держат оразу сколько себя помнят. К примеру, Галипа апай отказалась даже от лекарств, когда простудилась, выпив холодной воды. Она же следит за Еркином.
— Всегда предостерегает, что лучше найти силы, выдержать небольшой промежуток времени, чем взять на себя грех. За весь месяц Рамазан пару раз провинился, забыв об оразе, теперь эти дни возмещу после праздника айт, — говорит Еркин Серикулы.
Абат КАРАТАЕВ
Фото Максима ТОКАРЯ