И вновь незнакомая страна, о которой, однако, мы много наслышаны — Голландия. Особенно хорошо знаем о ней в футбольном плане: в мире авторитет у сборной страны очень высокий. Это подтверждает и последний чемпионат мира в ЮАР, где сборная Голландии удивительным образом добралась до финала и вновь не смогла стать чемпионом. Высок авторитет и у клубных команд. Кто не знает «Аякс», «ПСВ», «Фейеноорд»? Да и «АЗ Алкмаар», на выездную встречу с которым отправился наш «Актобе», прихватив с собой журналистов местных и республиканских изданий, тоже хорошо известен.
Но не только футболом славна Голландия. Знаем, что это еще и страна тюльпанов. А еще эта страна сыра, масла, каналов, велосипедов и прочего, прочего, прочего…
Понимаешь это, когда впервые попадаешь в эту удивительную страну и открываешь ее для себя.
Аэропорт-город
Знакомство с Голландией началось с ее главных воздушных ворот — амстердамского аэропорта Схипхол. Называют этот аэропорт также Шипхол и даже Чипхол. Еще в самолете мы узнали, что он занимает 4-е место в Европе после лондонского Хитроу, Франкфуртского международного аэропорта в Германии и парижского международного аэропорта имени Шарля де Голля по количеству перевезенных пассажиров. Четыре года назад аэропорт перевез более 46 миллионов пассажиров, 35 процентов которых следовали межконтинентальными рейсами.
Не успел наш «Боинг» приземлиться и начать выруливать к зданию аэропорта, как вслед за ним, с интервалом в 2-3 минуты, на эту же посадочную полосу на наших глазах совершили посадку еще пять лайнеров! И еще одно сравнение, окончательно убеждающее нас в масштабах этого аэропорта-гиганта: если в аэропорту Актобе установлено два посадочных рукава, то в Схипхоле, по моим подсчетам, их около 150! И чтобы попасть на посадку в свою секцию, надо прошагать не один километр. Одолеть этот путь было бы очень трудно без установленных везде движущихся дорожек — горизонтальных эскалаторов.
Здесь вполне можно заблудиться. Как это случилось в этом году с одним моим знакомым, который, даже зная английский язык, почти час ходил по Схипхолу в поисках выхода.
Амстердам — Алкмаар
Нам сказали, что расстояние между двумя городами около 40 километров и дорога на комфортабельном автобусе займет чуть более получаса. Мне же показалось, что ехали мы минут 10-15, настолько нам было интересно наблюдать картины, возникающие за стеклом автобуса. Трудно сказать, что удивило больше всего. Скорее всего — все. И сплошная зелень полей с пасущимися коровами, лошадьми, овцами довольно-таки крупных размеров. И несчетное количество больших и малых каналов с самыми различными «плавсредствами» — лодками, баркасами, катерами. И разбросанные внешне в непонятном порядке, но, скорее всего, согласно розе ветров высоченные столбы ветряных электростанций с тремя лопастями, так напоминающими «мерседесовскую» эмблему.
Температура воздуха в тот день была 18 градусов тепла. И мне, прибывшему из региона с 30-градусной жарой, вдруг показалось, что это вовсе не электростанции, а огромные вентиляторы, охлаждающие воздух и создающие такую комфортную погоду в этой маленькой стране…
Из истории Алкмаара
Алкмаар — старинный и известный город. Нидерланды помнят, что испанское владычество впервые пало именно здесь. 21 августа 1573 года город осадили 16 тысяч испанцев под командованием дона Федерико де Толедо. Гарнизон города составляли 800 солдат и 1 300 вооруженных горожан. 18 сентября испанцы предприняли неудачный штурм, потеряв 1 000 человек, тогда как осажденные — только 37. Разрушение плотин сделало положение испанцев ненадежным, и 8 октября они сняли осаду. С тех пор минули века, но выражение «Победа начинается в Алкмааре» до сих пор у всех на устах в стране.
Чтобы расширить представление об истории Алкмаара, приведу одну справку.
«Алкмаар — древний город в Нидерландской провинции Северной Голландии, по Северно-Голландскому каналу и Амстердамско-Гельдерской жел. дор., 36 км к северо-западу от Амстердама, между осушенными болотами; он соединен посредством канала с лежащим к югу от него Ай. Город чрезвычайно опрятен, имеет окружной суд и гимназию; жит. 13 304 (1879). Кроме прекрасной ратуши и пяти церквей — в том числе великолепная церковь св. Лаврентия — достопримечательны: синагога, арсенал и театр. Жители занимаются тканьем парусного полотна, очисткою морской соли, кожаным, пергаментным и уксусным производством, а также торговлею зерновым хлебом, скотом, маслом и в особенности сыром. (Источник: Словарь Брокгауза и Эфрона).
Вот таким был Алкмаар 130 лет назад. За век с лишним изменилось не очень много. Правда, население увеличилось почти в семь раз и составляет сейчас более 95 тысяч человек. И до сих пор стоят там прекрасная ратуша и те самые пять церквей. И так же занимаются «скотом, маслом и в особенности сыром». И город по-прежнему «чрезвычайно опрятен».
Дороги и дорожки
Конечно, первое впечатление всегда самое запоминающееся. Не самое оригинальное наблюдение, но это так. Прогулка по Алкмаару принесла не одно яркое впечатление и, что скрывать, искреннее восхищение.
Здесь почти все по-другому. Мне, кажется, что в Голландии абсолютно все ездят на велосипедах, и их здесь больше, чем автомобилей. Асфальт на городских улицах двух цветов. Обычным черным покрыта дорога для автотранспорта, на правой полосе, шириной полтора-два метра уложен асфальт бордового цвета. Это дорожка исключительно для велосипедистов. Светоотражающая разметка делает ее видимой и в темное время.
Тротуары выложены однотонным цветным кирпичом, а посредине — светлая дорожка из плиток с продольными бороздками. Назначение их стало понятно, когда увидел, что по этой полуметровой дорожке довольно уверенно шел незрячий человек с тростью. Проводя тростью поперек бороздок и слыша характерный стрекот, он нащупывал таким образом свой путь. Все для людей, как говорится.
Страна цветов
Они повсюду и совершенно разных расцветок, размеров и незнакомых мне видов. Искал ставшую родной мне дома петунью, но почему-то не нашел. Бросается в глаза то, с каким вкусом, изящно высажены они во двориках домов. Впрочем, само понятие «дворик» достаточно условно. Роль оград выполняли низкие, аккуратно подстриженные под «площадку» кусты и деревца, а к входной двери ведут дорожки, опять же выложенные цветными прямоугольными кирпичиками.
Вообще, Алкмаар известен, и не только в Голландии, тем, что здесь проводится Парад цветов. В этом году он пройдет 2-5 сентября. На улицах города будут составляться гирлянды и букеты из роз, хризантем и лилий, в составлении которых может поучаствовать любой желающий. Потом их уложат в специальные машины, предназначенные для перевозки такого рода товаров. А 4 сентября этот цветочный «поезд», длина которого почти 3 километра, направится из Алкмаара в Амстердам.
Но Алкмаар, как центр сыроделия Голландии, более известен и даже знаменит своими сырными базарами, которые все лето каждую пятницу проводит Гильдия голландских сыроделов. Но об этом в следующий раз…
(Продолжение следует)
Мирал ДЖАРМУХАМБЕТОВ
Актобе — Амстердам — Алкмаар — Амстердам — Актобе