Памятники в каталоге

По мнению исследователей, грот Толеубулак – самое древнее в Казахстане святилище с петроглифами, где сохранились рисунки резных линий, чашевидных углублений, фаллических знаков.

Второй год по инициативе главы региона Ондасына Уразалина проводятся исследования по региональной научной программе «Сакральная география Актюбинской области». Данная программа связана с важнейшими положениями статей Первого Президента РК Н.А. Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» и «Семь граней Великой степи». Одним из важных ее направлений является подготовка материалов к изданию крупного иллюстрированного, специализированного каталога сакральных мест региона. Что собой представляет каталог, какие памятники будут включены в академическое издание и по каким параметрам? На эти и другие вопросы корреспондента «АВ» отвечают ученые института археологии имени А. Маргулана, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Арман Бисембаев и главный эксперт Газиз Ахатов.

– Для чего нужно издание «Сак-ральная география»?

– Для повышения образовательного уровня широких масс населения, заполнения белых пятен в истории региона. В нем будут обобщены материалы по сакральным памятникам с древнейших времен до позднего средневековья Актюбинской области, а также накопленные фактические данные по памятникам, имеющим явно культовый акцент. На территории нашей области сохранилось множество сакральных мест от эпохи древности до новейшего времени. Издание играет важную роль в деле популяризации и пропаганды национального достояния и культурного наследия среди населения. На его базе можно выбирать объекты туризма.

– Как готовится издание? На каждый памятник составляется документация?

– Исследования по подготовке материалов проводятся Институтом археологии имени А. Маргулана. В научно-исследовательскую группу вошли археологи, историки, этнографы, географы, в том числе из АРУ им.
К. Жубанова и областного историко-краеведческого музея.

В книге будут приведены история изучения, характеристика и особенности распространения памятников. Проводятся работы по изучению архивно-библиографических, устных источников, материалов полевых изысканий по сакральным памятникам. На каждый из них составляется подробная характеристика: полное описание, картографирование, назначение и характер использования.

Один из крупных курганов – могильник Кумбулак в Мугалжарском районе – исследовали в течение двух лет, в 2019-2020 годах. || Фото из архива «АВ»

– Какие объекты или памятники можно отнести к сакральным?

– Выделяются следующие памятники, относящиеся к сакральным объектам:

– особо почитаемые природного происхождения – горы, сопки, родники, реки, ущелья, деревья, пещеры, отдельные ландшафты и другое;

– археологические и культовые архитектурные сооружения – курганы, некрополи, святилища, наскальные изображения, мавзолеи и др.;

– религиозные и культовые объекты, в том числе связанные с захоронением известных исторических личностей (ханов, биев, батыров, акынов, баксы и т.д.);

– сакральные места, связанные с историческими и политическими событиями (места сражений или проведения общенациональных курултаев и т.д.).

Они являются местами традиционного паломничества и объектами туризма. В них до сих пор сохраняются истоки духовной культуры.

– Каким образом определяется их сакральность?

– Они должны соответствовать одному или нескольким критериям:

– быть уникальным объектом, иметь историко-культурное и общественно-политическое значение;

– быть связанным с особо значимыми историческими событиями и выдающимися личностями;

– иметь отношение к истории мировых и традиционных религий;

– являться выдающимся образцом-видом памятника, ансамбля; объектом природного ландшафта;

– быть объектом паломничества;

– объект должен иметь устную/историографическую традицию.

Соответствие объекта одному или нескольким критериям научно обосновывается, сакральная ценность подтверждается информацией из исторических источников, которые признаны как достоверные или правдивые.

На стене одного из гротов Толеубулак нарисованы верблюд и лошадь.

– Каково состояние сакральных объектов?

– Оно различно по регионам и зависит от места расположения, типа, вида памятника и степени охраны. Лучше всего обстоит дело с культовыми архитектурными памятниками, имеющими различный статус охраны, указанными в госреестре памятников истории и культуры РК. Большинство из них прошли реставрацию, имеют удовлетворительное состояние, подъездные пути. Хотя есть объекты, требующие дополнительного исследования, консервации, реставрации и специального подхода в музеефикации.

На территории области расположено множество археологических памятников, начиная от эпохи камня до позднего средневековья. Но не все могут попасть в издание как сакральные объекты. Для этого проводится работа по соответствию памятников критериям сакральности. Например, есть яркие могильники, курганы, святилища, где совершались захоронения и культово-ритуальные обряды. В особую группу попадают наскальные рисунки – петроглифы, которые дают нам представления о культово-мифологических воззрениях жителей, населявших регион в древности.

– Можно подробнее о древних наскальных рисунках?

– К примеру, в Айтекебийском районе расположены петроглифы Кайракты периода бронзы, включающие изображения колесниц, колес, также фаллические изображения. Яркие наскальные рисунки эпохи каменного века расположены в гроте Толеубулак в Мугалжарском районе. По мнению исследователей, это самое древнее в Казахстане святилище с наскальными изображениями, где сохранились резные линии, чашевидные углубления, фаллические знаки.

– Назовите несколько культовых архитектурных сооружений или построек.

– Некрополь Абат-Байтак, Ойсылкара, мемориальные комплексы Хан-Моласы, Кобыланды батыра, Есет батыр Кокиулы, мавзолей и мечеть Дос-жан ишана и т.д.

Кувшин периода сарматов найден в могильнике Кумбулак Мугалжарского района.

– Какие культовые места известны на территории области?

– Их очень много. Некоторые материалы подготовила (к сожалению, ныне покойная) Ирина Викторовна Ерофеева – выдающийся исследователь, крупный специалист в изучении истории Казахстана позднего средневековья и нового времени.  Это культовые места Бокенбай шокысы (Пик Бокенбая), Жалгызагаш (Одинокое дерево), Манаулие (Святой Ман) и т.д.

– Какие природные объекты вызывают интерес?

– К ним можно отнести долину реки Айдарлыаша, горную гряду Южный Актолагай, кратер Жаманшин, Мугоджары, каньон Шуылдак, урочище Оркаш, пески Баркын, чинк Донызтау, реликтовый лес Мартук и другие.

Абат КАРАТАЕВ

 

0
® За содержание рекламных материалов ответственность несет рекламодатель